«Деза» про ДЕЗы
Итак, до 1 января 2007 года, когда заканчивается срок выбора способа управления домами, осталось всего ничего. Сразу после этой даты начнутся конкурсы. И тут все будет по известной формуле: кто не успел, тот опоздал. Не смогли определиться – это сделают районные управы. Как утверждают специалисты, они предложат собственникам жилья подконтрольные им Дирекции единого заказчика. Что, на их взгляд, ненамного улучшит нынешнее состояние эксплуатации и сохранности жилищного фонда. Но так ли страшен черт, как его малюют? Ответ дала «золотой» лауреат Московского городского конкурса на звание «лучший директор ДЕЗ» Любовь Гарифуллина.Прошедшие огонь, воду и ржавые трубы…
– Нас малюют, а караван идет. Хотя оппоненты кое в чем правы. У ДЕЗа Лианозово, как и у всех других, имеются недостатки, которые нужно устранять чуть ли не каждодневно для того, чтобы обслуживать дома по требованиям нынешнего времени. Зато мы набили немало шишек, значит, получили опыт, которого нет ни у кого. Прошли достаточное количество проб, ошибок, испытаний на прочность, которые в нашем деле многого стоят. Не жалуюсь, не хвалюсь, но что было, то было и еще осталось. Поэтому, когда появляются другие организации и заявляют, что сделают революцию в эксплуатации жилищного фонда, и все проблемы на радость горожан решат запросто – даже такой оптимист, как я, в это не верю. И считаю, что на сегодняшний день, по большому счету, альтернативы дирекции как управляющей компании нет.
– Чем это можно подтвердить?
– Годами наработанного опыта, у нас есть высокопрофессиональные специалисты, которые знают, что и как делать. Потому мое глубокое убеждение – эксплуатацией должны заниматься исключительно прошедшие огонь, воду, ржавые трубы «жилищники». Только у нас, по крайней мере на сегодня, имеется солидный опыт технической эксплуатации жилья, взаимодействия с поставщиками тарифицированных коммунальных услуг, многолетняя договорная практика с подрядчиками. И мне странно слышать мнение некоторых заинтересованных лиц, которые утверждают – таких, как мы к управлению нельзя подпускать на пушечный выстрел. Пусть, мол, этим делом займутся «свежие» люди, даже не из системы ЖКХ, которые начнут с чистого листа и сотворят все так, как нужно, а не так, как всегда. Это неправильно и не по-человечески. В том числе и по отношению к тем, кто вдруг явится в управление с одним лишь желанием что-то кому-то доказать – как с голой саблей на танк.
Они не понимают, что придется взвалить на себя огромный груз технических и психологических задач, которые наскоком не решить. Даже за хорошую зарплату, которую обещают новоявленные коммунальщики и которой так не хватает нашим работникам. А ведь кадры (мои коллеги подтвердят) – основная головная боль дирекции. Специалисты устраиваются к нам, получают высокий уровень подготовки и переходят в другие места, где лучше заработок. С одной стороны, хорошо, пусть люди растут, но текучка прогрессу не способствует. Опять же время нужно, чтобы обучить да воспитать вновь принятых. А навыки они у нас получают не чета другим. Тут каждый работник зачастую и швец, и жнец, и на дуде игрец. Любой слесарь – он и плотник, и сварщик, и маляр, и стекольщик, если нужно. Следовательно, крепко требуется подумать об увеличении роста «окладов жалования». Тогда за воротами очередь на место под cолнцем стоять будет. А это мощный стимул для тех, кто в штате.
Не все долетят до середины ЖКХ
– И все же, не опровергаете ли вы себя в том, что структура дирекции эффективнее управленцев со стороны?
– Ни в коем случае. Не думаю, что с подобными проблемами не столкнутся или уже не сталкиваются собственники, выбравшие иной способ управления. Просто мы, в общем, знаем, как с ними справляться в нынешних условиях. Иногда получается, иногда нет, но чаще результат все-таки выходит положительный. Это видно по тому, как относятся к нашей деятельности обитатели района. Мы стараемся, и нареканий становится меньше.
Пример успешного метода: мы каждую неделю на оперативных совещаниях при обязательном присутствии диспетчерских служб и подрядных организаций, которые занимаются обслуживанием жилищного фонда, устраиваем «разбор полетов» по всем заявкам, которые стоят на контроле ОДС. Нерадивых наказываем штрафом.
– Есть такие?
– К сожалению, люди безответственные попадаются. Примут заявку, а дальше хоть трава не расти. Порой и сантехники, и сами диспетчеры, и мастера относятся к работе спустя рукава. Только когда эта связка: «диспетчер–мастер–слесарь» будет трудиться как одно целое, толк появится стопроцентный. К тому и стремимся. Свои недочеты мы знаем. А новым управленцам со всем этим только придется столкнуться. На устранение уйдут месяцы, а то и годы. Ведь не каждый выдержит подобную нагрузку. Значит, жильцы не получат того, что они ожидают от управляющих компаний.
Кстати, первый опыт показал некомпетентность ряда таких компаний, собственникам пришлось с ними расстаться, причем, не всегда мирно, а с помощью судебных инстанций. Редкий управленец, если скаламбурить, долетит до середины ЖКХ. Утонет в бытовых проблемах. И знаете, почему? Они не умеют работать с людьми. Кроме того, у них, как правило, нет юриста. В нашей же структуре грамотные законники есть.
Людям нужен психолог
– Взвалите вы на себя новую обузу управляющей организации и, кроме старых, вырастет у вас выше крыши дополнительный воз забот. Справитесь?
– Вполне! Коли взялся за гуж… И знаете, с чего здесь начнем? С психологии. В каждой жилищной организации, на мой взгляд, должен быть психолог. Я об этом 10 лет на всех уровнях твержу. Буквально каждый час нашим специалистам приходится сталкиваться с разными людьми. И если что не так, то в ответ – поток нервов. Жильцам-то все равно, кто виноват в той или иной недоработке с нашей или какой другой городской стороны. На нас и «отрываются». Иным не просто такое выдержать. Потому психолог необходим. Хотим выйти с этой инициативой в правительство Москвы. Необходимо подготовить постановление о создании в нашей системе психологической службы для «успокоения эмоций» и жильцов, и наших сотрудников. Мы любим ссылаться на заграницу, так там в любой уважающей себя фирме такой специалист обязателен. Насколько я знаю, альтернативные управленцы пока об этом не заикаются. Экономят.
Сообща и только!
– У вас немалый опыт работы с подрядчиками. Что бы вы хотели изменить во взаимоотношениях с ними?
– Поставщики умнее нас. Они не разукрупняются, а объединяются. Когда все собрано в одно целое, с ним трудно бороться. Как говорит народ: «Гуртом и батьку бить легче». Московская объединенная энергетическая компания (МОЭК) получилась от слияния с организацией Мосгортепло. Теперь у них все свое – единый штат, финансы, основные фонды. Попробуй прошиби! Любые претензии их юристы разбивают в пух и прах. Приходится находить общий язык, нам сообща это удается, от чего жителям только польза. А вот в противовес представьте: в Лианозове 116 многоквартирных домов. Что будет, если им предложат свои услуги 116 управляющих компаний? Как они будут работать с той же МОЭК? Да там с ума сойдут от такого стада управленцев со своими запросами и пусть первоначальной, но некомпетентностью. А ведь, по идее, так по закону может и произойти! Конечно, это гротеск, в нашем районе столько не найти, но факт остается фактом.
– Сколько домов у вас в районе уже выбрали свои управляющие компании?
– Пока совсем мало. Несколько ТСЖ управляют своим жильем сами. Два выбрали наш ДЕЗ. Остальные думают. Но есть и такие в новых домах, которые выбрали себе управленцев «со стороны» и теперь плачут. Потому что руководство находится где-то в центре столицы, оно нахватало себе в управление кучу домов по всей Москве, как собака блох, и к ним не дозвониться, не добраться, не достучаться. Мало того, собирается посадить здесь посредников, что усугубит волокиту. Выходит, жильцов при хорошей идее бросили, как щенков в воду: выплывайте сами.
О приватизации и ОАО
– А вы не боитесь, что за управление домами возьмутся жулики?
– Опасаемся. Необходимо создать домовые комитеты. В Лианозове их сейчас уже 35. Они, кроме разъяснительной и организационной работы, займутся проверкой и общественным контролем работы управляющих компаний.
Я утверждаю: по крайней мере в нашем районе она нужна одна. Максимум две. И на пустом месте они создаваться не должны, только на базе нынешних коммунальных служб.
– А не помешает приватизация? Известно, что ДЕЗы станут акционерными обществами.
– Нет. Разница в том, что сейчас управленцев избирают по конкурсу собственники, потом будут акционеры. При этом контрольный пакет акций – 51% – останется у государства. Также в уставе имеется отдельный пункт – ОАО является правоприемником бывшей структуры. И ответственным за все, что нужно делать. Ибо задачи останутся те же: усиление спроса за качество услуг, как с коммунальных работников, так и с самих жильцов. Теперь нужно постоянно учиться и правильному выбору, и самому управлению. Хорошо, что правительство Москвы, а также управа района Лианозово сейчас нам очень помогают во всем. И такие ликбезы организовали.
– У вас есть и другая, больше все-таки социальная, чем властная, должность – председатель муниципального собрания внутригородского образования Лианозово. Как она сочетается с технической должностью?
– Самым непосредственным образом. Она дает мне, как говорили раньше, рычаги более глубокого проникновения во все проблемы территории. От сломанной песочницы и выяснения причин пожаров в квартирах до летнего отдыха детей и выбивания путевки для больной старушки. Это ведь тоже своеобразное объединение возможностей во имя интересов людей, которые доверили мне свое благополучие на депутатской и директорской стезе. Срастется – буду им такой же верной и на управленческой.
И тут я хочу отметить, что опыт («сын ошибок трудных») любых реформ подсказывает: самым верным является разумное сочетание всего нового с проверенным старым. В нашем случае – при выборе управления жилыми домами. Безусловно, я не навязываю свое мнение. В конечном счете, последнее слово за собственниками – кого они выберут, тот и придет.