23:30:44
11 апреля 2021 г.

Переэкзаменовка для тех, кто не выучил новые правила предоставления услуг ЖКХ

ЖКХЛюбой из нас знает, что собственность, например автомобиль, – дело хлопотное. Правила дорожного движения учи, налоги плати, ремонт не запускай, с гаишниками препирайся… Квартира стоит намного дороже. Схема примерно та же: налоги, ремонт, обслуживание… Разобраться в новых «Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам», принятых 23 мая 2006 года постановлением правительства РФ № 307 нам помог Дмитрий Гордеев, один из разработчиков этого документа, ведущий юрисконсульт фонда «Институт экономики города».Качество обязательно!
– Дмитрий Павлович, насколько «юридически силен» этот документ?

– Ранг этих правил предоставления коммунальных услуг гораздо выше прежних, принятых в 1994 году, которые носили скорее социалистический характер. Опыта регулирования отношений на жилищном рынке тогда не было. Они основывались на законе о защите прав потребителей, где были только общие фразы о правилах продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.
Нынешние правила созданы на основании Жилищного кодекса и являются неотъемлемой частью федерального жилищного законодательства, дополняют его, и реализовать нормы кодекса без них фактически невозможно. Например, появилось обязательное для всех субъектов Федерации, муниципальных образований, жилищных и ресурсоснабжающих организаций приложение к правилам о требованиях к качеству коммунальных услуг. Не секрет, что раньше требования к качеству воды или отопления нередко могли быть разными даже в соседних областях, потому что их режим подачи и перерывов определяли региональные власти вместе с органами местного самоуправления. Теперь эти параметры едины по всей России Юридическая сила этого документа очень высока. Это правила прямого действия. Для их применения не нужно ни специального постановления московского правительства, ни упоминания о них в договоре. Часто жилищные и ресурсоснабжающие организации, заключая договоры с гражданами, формулируют их условия так, чтобы «себя не обидеть». Теперь, что бы ни было записано или не записано в договорах в разделе «Права и обязанности исполнителя и потребителя коммунальных услуг», выполнять нормы закона все равно придется. В договоре можно согласовывать лишь моменты «второго плана», касающиеся только повышения качества услуг.
– Само понятие «качество», когда речь идет о коммунальных услугах, для жителей еще более непривычно, чем для коммунальщиков…
– Это так. Но жильцы должны понять, что они – хозяева положения, потому что платят. Надо привыкать к качественным коммунальным услугам, требовать их выполнения.
Основным критерием качества коммунальных услуг правила определяют бесперебойность их предоставления. Если, например, мы приходим вечером с работы, а из-за аварии нет света, то это проводит к серьезным неудобствам. Или кто-то из поставщиков решает немного сэкономить и отключает воду ночью. Но тариф устанавливается из расчета, что вода должна быть круглосуточно и непрерывно. К этому надо приучать и исполнителя.
В правилах детально прописана процедура снижения размера оплаты при нарушении качества поставляемых услуг. Как составляется акт, кто входит в состав комиссии, что делать, если комиссия не пришла… Например, сотрудник, принимающий сигнал о нарушении, обязан сообщить вам свои фамилию, имя и отчество. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема. Если сотруднику известны причины нарушения, он должен их сразу вам озвучить. При игнорировании обязанности исполнителя составить акт граждане вправе сами зафиксировать нарушение качества. Это дает им возможность бороться за свои права, а исполнителю не позволяет халтурить.
Товар или услуга?
– И все-таки, чьи интересы отстаивает этот документ: управляющих и ресурсоснабжающих организаций или обычных жителей?

– По этому поводу в процессе работы над документом было немало споров. Но раз они называются «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», то акцент сделан на защиту прав жителей.
Среди юристов и коммунальщиков не стихает спор о том, что получают жители: товар или услугу? Данный документ дает ответ на этот вопрос. Главное отличие коммунальных услуг от простого ресурсоснабжения – их цель: обеспечение комфортных условий проживания человека в жилом помещении. Многоквартирный дом без коммунальных услуг – просто холодная коробка, использовать ее в качестве жилья невозможно.
Это хорошо видно на примере отопления. Допустим, теплоснабжающая организация дала определенное количество гигакалорий и ждет за них оплаты. А куда уйдет это тепло: в форточки в квартирах, разбитое окно в подъезде – ее не волнует. Правила предоставления коммунальных услуг ставят вопрос таким образом, что одна организация должна отвечать и за подачу тепла в квартиру, и за содержание сетей, по которым оно подается. То есть за то, чтобы в квартире в итоге было не ниже плюс 18 градусов.
В то же время, в правилах сделан серьезный шаг к тому, чтобы соблюсти разумный баланс интересов между производителями коммунальных услуг, исполнителями и гражданами. Например, если жители несвоевременно или не полностью оплачивают коммунальные услуги, то возможно их ограничение и даже приостановка предоставления.
– То есть, благодаря новым правилам мы, наконец-то, станем жить с комфортом?
– Никакие правила полных гарантий не обеспечат. Их дает только постоянный контроль. А у нас люди привыкли за десятилетия социализма к тому, что по любому вопросу есть своя контролирующая организация. Но даже если все чиновники Москвы разойдутся завтра проверять качество коммунальных услуг в домах, то на каждую квартиру их просто не хватит. Да и не в каждую пустят…
Как работает чиновник? Он отвечает на письма. Причем, по первому сигналу, скорее всего, вы получите просто отписку. Если количество писем из какого-то дома превысило критическое – чиновник перешлет все это ДЕЗу и поручит ему решение проблемы… Управляющие и ресурсоснабжающие организации всегда будут стараться балансировать на грани качества, чтобы минимизировать свои затраты, но чтобы к ним не было слишком много претензий.
В хорошей жизни потребителя заинтересован только сам потребитель. Ну, а нынешнее состояние жилищно-коммунальной сферы и есть результат пассивного потребления. Правила предоставления услуг ЖКХ дают грамотному потребителю инструмент. Но если этот инструмент будет «лежать на полке», все останется по-прежнему. Еще один штамп из советских времен: сколько прислали в платежке денег за коммунальные услуги, столько мы и платим. Не зная кому, за что, за какое качество… Если хотите, чтобы вас хорошо обслуживали, следите за качеством. В любом многоквартирном доме кто-то их жильцов разбирается в вопросах экономики. Те же пенсионеры – это юристы, экономисты, технари с большим профессиональным и житейским опытом. Вот и скооперируйтесь: кто-то будет контролировать качество уборки подъездов, кто-то – вывоз мусора, а кто-то – какого напряжения и частоты подается ток, какое качество воды…
Если потребители начнут предъявлять свои требования (пусть даже иногда при этом и ошибутся), то в процессе выяснения истины приобретут опыт, и исполнитель станет к ним прислушиваться. Очень много примеров, когда два соседних одинаковых дома обслуживает одна и та же организация, но по-разному. Там, где собственники занимают активную позицию, – красота и чистота, этот дом для исполнителей «неудобный»…
Заработать репутацию
– В чем отличие новых «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» от прежних?

– В новой редакции правил несомненно нашел отражение опыт правил предыдущих. Кроме того, учтены положения гражданского законодательства и те новые – рыночные – отношения, которые начали складываться в жилищно-коммунальной сфере. На стадии подготовки документ изучали и коммунальщики, и представители управляющих организаций, и защитники прав потребителей, поэтому новые «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» отличаются детальным регулированием отношений этих сторон.
В целом вся система нового законодательства направлена на то, чтобы повысить качество содержания жилья, комфортность проживания в домах, уровень коммунального обслуживания. Однако потребуется изменение мировоззрения всех участников жилищно-коммунальных отношений. Гражданам придется распрощаться с пассивной ролью. Власть тоже должна осознать свою ответственность. Ведь дома не находятся в единоличной собственности города и районов, есть много других собственников, и город – равный среди прочих. Ту или иную точку зрения он может предложить, делегируя своего представителя на собрание, где тот будет доказывать свою правоту и голосовать только своей долей, а не решать все вопросы в одиночку.
Управляющим компаниям предстоит понять, что они работают не для мэра, а по заказу собственников помещений в конкретном доме (эти самые собственники им и платят). И те управляющие организации, которые хотят остаться на рынке, должны уже сегодня зарабатывать себе положительную репутацию. Степень грамотности и требовательности граждан будет возрастать. Поэтому советовал бы управляющим организациям направить свои усилия именно на повышение качества обслуживания. И если организация снизила качество (не важно, по чьей вине), то и цены на коммунальные услуги придется снижать.

Беседовала Ирина Позднякова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация