Что в том окошке, которое, как обещают, будет единым
В предыдущем выпуске тематической полосы мы обещали рассказать нашим читателям о заседании Комиссии по городскому хозяйству и коммунальной реформе в Мосгордуме («Квартирный ряд», 23 июля 2002 г.).Наиболее актуальные вопросы, прозвучавшие на слушаниях в МГД, сегодня комментирует и.о. заместителя начальника Управления городского заказа Ольга Миначенкова.
– Ольга Олеговна, один вопрос остался неясным: кто же все-таки должен компенсировать расходы по созданию единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ)? Если центры создаются с целью повышения качества обслуживания, то логично предположить, что участие москвичей в виде увеличения тарифов или повышения прямого платежа каким-то образом учтено.
– Все средства на организацию и внедрение единых информационно-расчетных центров, а также на их техническое оснащение выделяются из бюджета города.
– В каком соотношении они будут направлены округам?
– Префектуры их получат пропорционально количеству обслуживаемых квадратных метров и с учетом уже произведенных затрат на оснащение ДЕЗов и Городского центра жилищных субсидий.
– Заинтересованность москвичей в создании единых расчетных центров понятна: возможность оформить документы и решить все вопросы по оплате жилищно-коммунальных услуг в одном месте и без привычной очереди искренне радует. Но и префектурам это, видимо, что-то дает?
– Административные округа теряют на несобираемости платежей, из которых 5-7 процентов составляют «злостные» должники, и около 30 процентов жителей, по разным причинам задерживающих оплату ЖКУ. Это довольно большие деньги, если учесть, какие объемы капитальных и ремонтных работ надо выполнять в жилищном секторе. Расчетные центры будут способствовать сокращению сроков прохождения платежей от потребителя к поставщику, увеличению «прозрачности» финансовых потоков. Все это вместе, безусловно, повысит заинтересованность москвичей в своевременной оплате ЖКУ.
– Тогда жители потребуют от местных властей повышения качества предоставляемых услуг, поэтому работы у префектур, похоже, прибавится.
– Я вижу другое направление развития процесса. Да, работа с жалобами населения всегда считалась сложной, но создание ЕИРЦ позволит систематизировать многие прежде совершенно не связанные между собой категории: качество услуг, их оплата, контроль деятельности поставщиков ресурсов и поступающих от населения средств, и что очень важно, – упорядочение договорных отношений.
– Сегодня договоры имеют достаточно свободную форму изложения и, естественно, зачастую представляют интересы в первую очередь ресурсоснабжающих организаций. Получается, что москвичи оказались в неравных экономических и юридических отношениях с поставщиками услуг.
– Задача именно так и поставлена: выработать единые требования к договору, регламентировать взаимодействие с потребителями.
– Формирование правовой базы является одним из ключевых аспектов реформирования ЖКХ. В этом вопросе трудно переоценить роль Московской городской Думы, да и опыт разночтения законов у нас уже имеется. Эта тема обсуждалась на слушаниях?
– Да. В частности, депутат Владимир Васильев подтвердил необходимость совместной с правительством Москвы работы для того, чтобы принимать взвешенные решения и исключить возможные правовые недоразумения.
– Пока у жителей и ресурсоснабжающих организаций нет солидарности по единому платежному документу: москвичам удобнее иметь одну квитанцию, а некоторые поставщики, наоборот, заинтересованы в прямых расчетах за свои услуги. Поднимался ли этот вопрос на заседании в МГД?
– В частности, представитель одной из ресурсоснабжающих организаций сказала, что как работник организации-поставщика она заинтересована в прямом перечислении средств, но вместе с тем придется дополнительно поработать над новой схемой платежей; а как жителю ей, конечно, удобнее единая квитанция.