Теперь прижмут гражданина?
Строители считают, что закон РФ «Об участии в долевом строительстве…» № 214 слишком уж «зажал» их – то нельзя, это не положено… О том, что в закон нужно вносить изменения, заговорили практически сразу, как только он был принят. И такие поправки подготовлены депутатами (свою лепту в общее дело внесли и московские строители). Раскрыть пункты изменений в закон о дольщиках мы попросили заместителя начальника юридического департамента группы компаний «СУ-155» Анну Гузину.– Анна Анатольевна, предполагается, что вместо пункта о банковской солидарной ответственности по вкладам дольщиков будет введено страхование условий договора. Естественно, что в случае банкротства застройщика все убытки ему возместит страховая компания. Будет ли это работать?
– Довольно разумная поправка. Она, с одной стороны, позволяет застройщикам рассчитывать на привлечение кредитных средств для финансирования строительства. С другой стороны, такая поправка страховала бы дольщиков. Хочу заметить, что страхование дольщиков от банкротства застройщиков уже используется некоторыми строительными компаниями, но сейчас страхование осуществляется за счет дольщиков, а не застройщиков.
– Среди поправок есть и такая, – застройщика обязали предоставлять дольщику документацию по дому, в строительство которого этот дольщик вкладывает деньги. Речь идет лишь о тех документах, которые не являются коммерческой тайной: разрешение на строительство, график выполнения работ, финансирование строительных работ. Станет ли полезной такая поправка?
– Да, конечно. В принципе, и сейчас застройщики дают дольщику всю информацию по объекту, в инвестировании которого он принимает участие или квартиру в котором он собирается приобрести в будущем. Просто это не было узаконено.
– А не станет ли тормозом к развитию строительства в стране сохранение таких требований к застройщику, как отсутствие долгов, наличие хорошей кредитной истории и активов на балансе, ведь компании-новички оказываются здесь явными аутсайдерами?
– На самом деле, в этом нет ничего в корне нового. Эти жесткие требования давно предъявляются к застройщику в тех случаях, когда застройщик участвует в инвестиционных конкурсах, получает кредиты в банке под застройку. Застройщик сейчас фактически обречен на такую «тройную проверку». По сути, положение, при котором застройщика рассматривают со всех сторон (экономическая база, опыт в строительстве и т. д.), – это тоже фиксация существующего положения дел.
– А как вы смотрите на пункты депутатских поправок, согласно которым застройщик теперь будет иметь право расторгнуть с дольщиком договор, если тот нарушает сроки выплат?
– Для застройщиков это положительная поправка. Она позволяет защититься от недобросовестных дольщиков, которые, заключив договор и внеся часть инвестиционного взноса, затягивают исполнение финансовых обязательств. Вполне возможно также, что новая редакция закона обяжет дольщика выплачивать пени в случае несоблюдения им графика платежей. Такое положение дел избавит застройщика от ситуации, когда он, не получая от дольщика необходимого для строительства финансирования, фактически кредитует дольщика. Причем, происходит это по старым ценам, существовавшим на момент подписания дольщиком всех необходимых документов. И в этом случае дольщик оказывается в двойном выигрыше. Он не платит проценты по кредиту, как было бы, если бы он взял кредит. Плюс он, в конечном счете, оплачивает строительство по ценам, которые существовали, скажем, на стадии закладки фундамента здания. Поэтому я считаю такое положение ненормальным и надеюсь, что законодатели при голосовании учтут предложения застройщиков.