Инна Святенко: «Без человека домофон и камера – неодушевленное железо»
Вы, наверное, обратили внимание, что на московских улицах и в некоторых особенно беспокойных дворах появились оранжевые столбики. Это «колонны экстренного вызова». Если что – смело жмите кнопку! Украсили наш городской пейзаж спасительные столбики благодаря городской программе «Безопасность Москвы в жилом секторе». Это из нее выросла большая программа – «Безопасность Москвы до 2010 года». Сегодня мы беседуем с одним из ее разработчиков – председателем комиссии по безопасности Московской городской Думы Инной Святенко.– Инна Юрьевна, какова судьба городской программы «Безопасность Москвы в жилом секторе»?
– Три года назад она была разработана (при моем участии) и успешно выполнена. Один из ее результатов – в муниципальных подъездах появились камеры видеонаблюдения. Уже сегодня, благодаря видеокамерам, количество квартирных краж уменьшилось почти вдвое. Особенно заметно это в районах, прилегающих к вокзалам, – квартирные кражи там были настоящим бедствием. Между прочим, аналогов московской системе видеонаблюдения нет ни в одной стране мира.
В прошлом созыве Думы мы приняли два закона: о Московской городской народной дружине и
об общественных пунктах охраны порядка. Сейчас в каждом микрорайоне на базе бывших опорных пунктов милиции организуются общественные пункты охраны порядка. В ОПОП любой житель может прийти и обсудить любые проблемы вплоть до благоустройства. Ведь остро стоит в наших дворах и проблема эпидемиологической безопасности, например, выгул собак у подъездов и на детских площадках. Или когда речь идет о постановке сложных детей на учет в органы опеки или комиссию по делам несовершеннолетних при муниципалитете.
– Но, может, этим все-таки должны заниматься участковые уполномоченные? С бомжами или социально опасными людьми общественность вряд ли справится.
– Четыре года назад, когда совместно с ГУВД Москвы я начала заниматься проблемой формирования участковой службы, недокомплект по городу был 22 процента. А оставшиеся участковые работали сразу на двух участках. Причем, за ту же зарплату.
Чтобы привлечь на работу участковых, мы продумали систему трехстороннего договора на служебное жилье сроком на 10 лет. Если в течение этих лет участковый продолжает работать на своем участке, то он может «прописаться» в эту квартиру. Так нам удалось решить проблему количественного состава, сегодня штат участковых в Москве укомплектован полностью. Скоро заканчивается строительство общежития для участковых уполномоченных.
Теперь хотим, чтобы появилась возможность выбирать более достойного на конкурсной основе. Кроме того, на повестке дня качество их работы. В рамках программы «Безопасность Москвы до 2010 года» мы разработаем для участковых особую систему городских доплат, льгот и социального пакета.
– Пожалуй, еще больше нареканий сейчас по работе пожарных…
– Конечно, особенно сейчас волнует всех пожарная безопасность высоток. Летом мы закупили новую пожарную технику – гидравлический 90-метровый подъемник с люлькой наверху. Учения, которые проводились на высотке «Триумф-Палас», показали, что вроде бы все замечательно. Но недавно горела высотка во 2-м Сетуньском проезде, и спасти удалось не всех. Во всех столицах мира такой скайлифт обычно только один. Но там на крышах небоскребов вертолетные площадки обязательны. А у нас – шпили и башенки. Так что теперь извлекаем уроки из трагедии: надо дополнительно закупать технику, разработать новые технологии по пожаротушению, ужесточить требования к архитектурным решениям в высотном строительстве. Наши пожарные вертолеты уже устарели, их нужно переоборудовать.
В последнее время участились пожары из-за курения в постели, неправильного обращения с бытовыми приборами… Особую опасность представляют дома, к которым подведен газ, из-за неисправности коммуникаций и оборудования. Но многие квартиры теперь в собственности, и газовщиков в них с проверками не пускают. В прошлом году в одной из квартир, где жили алкоголики, газовая труба была отрезана, а на ее сплющенном конце горел «вечный огонь». У владельца квартиры на спички не хватало денег, и ему было удобно так прикуривать. Картина эта повергла в ужас даже профессиональных пожарных.
Проблему представляет ветхое жилье, где электропроводка в ужасающем состоянии. Но даже там пожарные часто не могут попасть к пожарным кранам, потому что люди ставят на всех жильцов лестничной клетки общую дверь. А во время пожара выясняется, что пожарные рукава не функционируют.
Если пожар происходит в жилом секторе, то есть еще одна большая проблема. По любому пожару происходит расследование: этими вопросами занимается прокуратура, подключаются страховые компании. Но часто люди, становясь собственниками жилья, экономят на его страховании. А пострадав от пожара, начинают бегать по инстанциям. Но если квартира приватизирована, оказать им материальную помощь довольно сложно.
В программе «Безопасность Москвы» заложено техническое перевооружение пожарной службы, а также меры по предупреждению пожаров. Сейчас реконструируется специальный полигон для отработки с пожарными действий в чрезвычайных ситуациях.
– Могут ли сами жители сделать что-то для собственной безопасности?
– Конечно, особенно когда речь идет о профилактике правонарушений и преступлений. В программе «Безопасность Москвы» впервые эта работа выделена в отдельный раздел. Это и уже упомянутые технические новинки, и работа с молодежью. Не секрет, что многие преступления молодежь и подростки, уверенные в своей безнаказанности, совершают из-за незнания законов.
На заседании правительства Москвы, когда принимали новую программу «Безопасность Москвы», Юрий Михайлович Лужков очень точно отметил, что, когда речь идет о безопасности москвичей, мы должны учитывать абсолютно все: от колонн экстренного вызова до нормального освещения во дворах и подъездах. Средства по обеспечению безопасности эффективны только в комплексе. Бывает, что домофон есть, видеокамеру повесили, а консьержки нет. И все это – уже железо неодушевленное.
А еще лучше, когда удается так, как на Краснопрудной улице, где двор огромного многоподъездного жилого дома оградили забором, потому что он находится около Ярославского вокзала. Сделали забор, сделали калитку и поставили частное охранное предприятие у входа во двор. Но в каждом отдельном случае, конечно, приходится решать индивидуально. В проходных дворах, которые невозможно закрыть, нужны другие меры. Может быть, дежурства народных дружин или общественных организаций. Я сама, когда поздно вечером возвращаюсь домой (а чаще именно так и бывает), чувствую себя намного комфортнее, когда вижу во дворе людей в форме ЧОПа или с красными повязками.
О нашем собеседнике:
Инна Юрьевна Святенко выросла в Москве, в районе Якиманка. Окончила факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М. В. Ломоносова. Преподавала в Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского. Подполковник Военно-воздушных сил. Доцент, кандидат технических наук, кандидатская диссертация связана с проблемами безопасности.
С 1999 г. работала консультантом в аппарате Государственной Думы РФ.
Окончила Московский институт конверсии военных кадров и Российскую академию государственной службы при Президенте РФ.
В декабре 2005 г. вторично избрана депутатом Московской городской Думы. С ноября 2004 г. возглавляет Комиссию по безопасности МГД. Член партии «Единая Россия», входит в политсовет московского отделения партии.
Замужем, воспитывает двух дочерей.