Москва, конечно, не бедный город. Но очень уж дорогой. Поэтому для многих москвичей пустить в дом квартирантов – один из способов подзаработать. В одном из выпусков «Справочного бюро» мы рассказали, как сдать в имущественный наем приватизированные квартиры. Сегодня речь пойдет о нанимателях, то есть живущих в принадлежащем городу жилье.
Они тоже имеют право его сдавать в поднаем. Способы извлечения доходов у частников и нанимателей от сдачи жилья одинаковы. А вот правила, механизм и порядокотличаются. Они описаны в ЖК РФ. 22 сентября 2005 г. вышло распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы № 590, которым утверждается Положение по оформлению временного проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в собственности города и занимаемых на основании договоров социального найма, поднайма. Что такое поднаем Попросту говоря, это сдача неприватизированного жилья, находящегося в собственности города. Если сдается приватизированное жилье – это имущественный наем (или аренда). В государственных квартирах наниматели проживают по договорам социального найма, найма. Они вправе сдавать занимаемую площадь или часть ее, на условиях договора поднайма (ст. 76 ЖК РФ). Лицо, заключившее с нанимателем такой договор, именуется поднанимателем жилого помещения. Поднаниматель не приобретает самостоятельного права пользования жильем. Он может пользоваться квартирой, то есть жить там, но условия «жития» определяет договор поднайма. В случае передачи жилого помещения в поднаем ответственным перед наймодателем по договору социального найма остается наниматель. Процедуры поднайма госквартир и жилья, находящегося в частной собственности, несколько отличаются. Главное отличие – наниматель, прежде чем пустить квартирантов, обязательно должен получить «добро» у наймодателя, то есть у города (ст. 76 и 80 ЖК РФ). Все – по порядку В разработанном жилищным департаментом специальном положении устанавливается порядок оформления вселения и временного проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в собственности города и занимаемых на основании договоров социального найма, найма. В соответствии с законодательством наниматели жилых помещений по договору социального найма, найма имеют право вселять граждан в качестве временных жильцов в занимаемые ими помещения: – на основании договора поднайма жилого помещения (ст. 685 ГК РФ, ст.ст. 76 – 79 ЖК РФ), – в качестве временно проживающих (временных жильцов) (ст. 680 ГК РФ, ст. 80 ЖК РФ). Заручись согласием Наниматель квартиры вправе сдавать всю жилплощадь или ее часть «квартирантам» только с согласия на то всех членов семьи. А также заручившись письменным согласием наймодателя, согласовав с ним соответствующий договор. Но если вы проживаете в коммунальной квартире, занимаете, к примеру, в ней две комнаты и одну хотите передать в поднаем, то, как следует из п. 2 статьи 76 ЖК РФ, должны спросить согласия и у соседей. Причем, у всех: таких же, как вы нанимателей, собственников, а также проживающих совместно с ними членов их семей. Если хоть кто-то будет против, вы не сможете сдать в поднаем свою комнату. У собственника, который живет в этой же коммунальной квартире, в этом смысле больше простора – ему разрешено сдавать свою жилплощадь кому угодно, не спрашивая на то разрешения. «Мосжилсервис» поможет найти друг друга Согласие домочадцев получено, теперь – в ГУП «Мосжилсервис». Именно ему поручено заниматься оформлением временного проживания граждан в квартирах на основании договоров поднайма и в качестве временных жильцов. Если у вас еще нет готовых вариантов сдачи или съема жилья, можно обратиться в отдел, который занимается оформлением договоров поднайма. Там по картотеке помогут подыскать подходящие варианты съема или сдачи жилья. Если такового не отыщется, вас поставят на учет, занесут в базу данных ваши пожелания. Одновременно можно поместить объявление в специальном бюллетене «Мосжилсервиса». Оформление отношений Итак, подходящий вариант найден, снова держите путь в «Мосжилсервис» оформлять свои отношения с квартирантами. Инспектор там вас проконсультирует (50 рублей), и начинается процедура оформления документов. Что требуется? Во-первых, заявление о предоставлении жилого помещения в поднаем. Оно должно быть подписано нанимателем и всеми совместно с ним проживающими совершеннолетними членами семьи, а также вновь вселяемыми постояльцами. И заверено жилищной организацией, управляющей домом. В случае отсутствия на момент подачи заявления кого-либо из них к заявлению прикладывается нотариально заверенное письменное согласие временно отсутствующего. Вместе с заявлением предъявляются: – документы установленного образца, удостоверяющие личность нанимателя и проживающих совместно с ним, вновь вселяемых лиц, а также свидетельства о рождении несовершеннолетних детей и документы, подтверждающие родственные отношения между поднанимателем и вселяемыми с ним гражданами; – единый жилищный документ либо выписка из домовой книги на предоставляемое в поднаем жилое помещение либо копия финансового лицевого счета; – подлинный экземпляр договора социального найма, найма на сдаваемую жилплощадь, если таковой имеется. Если договор соцнайма не оформлен В Москве многие наниматели квартир живут по выданным еще в прошлом веке ордерам, на смену которым пришли договоры социального найма. Чтобы сдать квартиру в поднаем, надо обязательно иметь договор соцнайма. Для тех, у кого таковой отсутствует, услугу по оформлению необходимых документов окажут в «Мосжилсервисе». Для оформления договора социального найма потребуется: 1. Личное заявление нанимателя на имя начальника Управления Департамента жилищной политики своего округа о заключении договора соцнайма. 2. Единый жилищный документ либо справка о проверке жилищных условий. 3. Надлежаще заверенная копия ордера или справка об его утере с номером и датой его выдачи. В необходимых случаях могут понадобиться и другие документы. Собранные документы направляются в окружное Управление, там заключается договор соцнайма, найма. Туда же направляется договор поднайма для согласования. Он составляется в трех экземплярах, подписывается нанимателем, поднанимателем и выдается по одному экземпляру каждой стороне. Один экземпляр договора поднайма передается наймодателю, копия направляется эксплуатирующей организации. Если дядя приехал в гости Или не дядя, а тетя. Может быть, родители или кто-нибудь еще из родни или друзей. И не в гости, а скажем, на лечение. И не проездом, а всерьез и сравнительно надолго. Таких гостей называют временными жильцами, и с ними тоже надо оформить «гостевые» отношения. При вселении временных жильцов необходимо уведомить наймодателя. Такое уведомление станет основанием для вселения и проживания временных жильцов. Уведомление оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр – наймодателю (копия направляется эксплуатирующей организации). Остальные передаются нанимателю и временному жильцу для последующей регистрации гостя по месту пребывания. При оформлении уведомления предъявляется тот же пакет документов, что и при заключении договора поднайма. Также требуется согласие проживающих совместно с нанимателем членов семьи. Остаются в силе и требования законодательства о соблюдении нормы жилой площади на одного человека. Нужна «прописка» Договор поднайма жилого помещения или уведомление нанимателя в адрес наймодателя о проживании временных жильцов являются основанием для вселения и проживания граждан РФ по месту пребывания в Москве с соблюдением правил регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства. Иными словами, «гостей столицы» просто-напросто без этих документов не зарегистрируют. В постановлении правительства Москвы от 6 апреля 2004 года № 189-ПП «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в г. Москве» указано, какие документы надо предоставить для регистрации: – заявление о регистрации по месту жительства по установленной форме; – документ, удостоверяющий личность; – документы, являющиеся основанием для вселения граждан в жилое помещение. Договор поднайма или уведомление как раз и являются такими основаниями. Без них вас не зарегистрируют. А без регистрации вам и на работу будет трудно устроиться, и любой милиционер имеет право задержать за нарушение правил регистрации. Ваше время кончилось Договор поднайма прекращается по истечении срока, на который он был заключен. А также при прекращении договора социального найма жилого помещения. Договор поднайма может быть расторгнут: – по соглашению сторон; – при невыполнении поднанимателем условий договора поднайма жилого помещения. Например, жилец не платит за жилищные и коммунальные услуги; – в случае, когда одна из сторон по какой-либо причине захочет досрочно расторгнуть договор, она обязана предупредить об этом другую сторону за три месяца. Если поднаниматель использует помещение не по назначению, нарушает права и интересы соседей, бесхозяйственно относится к жилью, разрушает его, наниматель вправе предупредить его или определить срок для ремонта. Если слова не подействовали, тогда через суд можно расторгнуть договор и выселить нарушителя. При отказе освободить помещение выселяют в судебном порядке без предоставления другого жилья. Сколько стоит оформление Услуги «Мосжилсервиса» платные. Тарифы официальные. Оформление документов гражданам, прибывшим в Москву на сроки, не требующие заключения договора поднайма, то есть до 6 месяцев (так называемую гостевую), стоит 350 рублей. Оформить договор поднайма жилой площади, находящейся в собственности Москвы, – 400 рублей. Бесплатный совет Если вы ожидаете приезда гостей, и у вас не заключен договор социального найма, то следует заранее его оформить. Вы значительно ускорите и упростите процедуру их регистрации.