Сад в наследство
«На этажах невозможно поставить живые цветы, потому что из-за лифтовых шахт очень холодно и сквозняки. Но, посоветовавшись с соседями, мы решили украсить некрасивые голые стены искусственными цветами» – это строки из школьного сочинения одной из учениц школы-лаборатории № 351, расположенной в Восточном Измайлове. Собственно, с сочинений все и началось…Граффити – чьих рук дело?
В школе-лаборатории № 351 об этом заговорили года четыре назад, именно тогда вспыхнула «эпидемия» граффити – стены домов запестрели рисунками и надписями, а поскольку художества не были отмечены талантом, то навевали лишь раздражение и досаду. Тогда директор школы Нателла Ефремова собрала своих учеников и попросила написать о том, что им не нравится в окружающем их быте. Ребята написали о грязных подъездах, темных лестничных клетках, облупленных стенах, покрытых мрачными красками, о запущенных дворах и многом таком, что омрачает их светлую юность. Написали, конечно, и об испачканных стенах.
«Все так, – сказала Нателла Георгиевна своим старшеклассникам, – но, позвольте, а чьих это рук дело?» «Наших», – призналась подрастающая поросль. И состоялся у них первый серьезный разговор о том, что можно сделать самим, чтобы окружающая среда не выглядела так пакостно.
Ефремова к тому времени была уже районным советником. Однажды в управе ей дали газету с опубликованной новой городской программой «Мой двор, мой подъезд». Она принесла газету ребятам. Это оказалось именно то, о чем они говорили в последнее время, только здесь была уже готовая программа и в ней все конкретно расписано.
Как включиться в программу? С краской детям работать нельзя. Но навести порядок, организовать дежурство и уборку в подъездах вполне по силам. Для начала принялись за подъезды. Расписана стена – брали растворитель и смывали. Впрочем, дело упрощалось тем, что «художников» ребята знали в лицо. Это были «трудные» подростки – пятиклассники. Разбирались с ними сами.
– Трясли, небось, – замечаю я.
– Никакой «тряски», – отвечает Нателла Георгиевна, – пытались понять, почему пишут.
– Но ведь они сами только-только вышли из этого возрастаѕ
– Сейчас пишут совершенно другие вещи – вот что поражает. Они могут написать что-нибудь нейтральное и заявить: «Мы же не матом пишем». И потом иногда малыши так играют в школу – пишут маркерами на чистой стене. Самоконтроля еще нет, не понимают, что делают. И вот результат: подъезд только отремонтировали и уже – каракули.
Впрочем разбирательства увенчались успехом – «трудные» подростки перестали пачкать стены подъездов. Это была их первая маленькая победа.
Скамейки для бабушек
Нателла Георгиевна, будучи многоопытным педагогом – кандидат наук, заслуженный учитель РФ – знала: срочно нужно брать инициативу в свои руки в подъезде, где живет сама. Ребята были частыми ее гостями: придут, обнаружат всю ту же унылую серость – прощай душевные порывы, и на программе «Мой двор, мой подъезд» будет поставлен жирный крест.
Организовала из жильцов инициативную группу: поставили домофон, настояли на ремонте – благо, подошла очередь; кто-то принес тюль, кто-то – репродукции, на подоконниках появились цветы. И зацвелиѕНеинициативные скептически хмыкали: «И на сколько же вас хватит?»
Дети реагировали иначе: «Ой, Нателла Георгиевна, как здорово! Мы тоже у себя так сделаем».
Затем ребята изготовили на уроках труда информационные доски для жителей района: телефоны управы, милиции и прочие, куда звонить в чрезвычайной ситуации. А чтобы доски не выглядели уныло, украсили их фотографиями примечательных мест района. Потом родилась еще одна идея: бабушкам во дворах негде сидеть – сделать для них скамейки. «Бесполезно, – сказали скептики. – Растащат по дачам». «Одну утащат, две, но не все, – не сдавались оптимисты». Так и вышло.
А надо сказать, «взрослая» программа «Мой двор, мой подъезд» в то время набирала темп. И ребята пошли в управу – искать содействия.
– И они нашли там то, что искали, – говорит Нателла Георгиевна. – У нашего главы управы Юрия Владимировича Кокорева есть особая черта: он любит детей. И если к нему на прием пришел ребенок, даже в неурочный час, он его обязательно примет. А по программе «Мой двор, мой подъезд» мои ребята ходили к нему на прием сами. И он помог – ребята получили доски и вскоре во дворах появились скамейки для бабушек.
С той поры ребят обеспечивают всем необходимым для работы – материалами, инструментом, краской…
Слово без дела мертво
Потом ребята нашли еще одно хорошее и веселое занятие – ухаживать за газонами: вскапывают землю весной и осенью, очищают от мусора, ладят оградки, устраивают клумбы, высаживают рассаду. Глядя на старшеклассников, потянулись к этому делу и «трудные» подростки.
– Ребята теперь полностью следят за своими подъездами и дворами, – подчеркнула Нателла Георгиевна. – Нам повезло – поддержала управа, это очень важно. Думаю, если бы в свое время мы просто поговорили о программе «Мой двор, мой подъезд», если бы лишь призвали соблюдать чистоту, не писать на стенах – ничего бы не было сегодня. Слово без дела – мертво. Теперь мы лишь поддерживаем инициативу: интересуемся, что получилось, а что нет – для подростка важна оценка. Они приходят и рассказывают. Вот недавно повесили в одном из подъездов шторы, гадают, сколько они провисят? Я себе пишу: «шторы», чтобы прийти на урок и спросить: «Как там ваши шторы?» Они должны чувствовать, что мы не играем.
К 9 мая они сами привели округу в порядок: землю перекопали, деревья побелили, причем, мелом – больше ничем нельзя, говорят. Убрали мусор, привели в порядок сад ветеранов. Он сейчас стал их главным делом.
В 1965 году в День Победы участники войны посадили недалеко от школы сад. Прошло 37 лет. Те, кто родился в тот год, стали родителями ее учеников. Деревья выросли, а ветераны постарели. В школьном музее есть фотография тех, кто сажал сад. Немного их осталось, но те, кто может еще двигаться, ходят с ребятами в свой сад. Одному из ветеранов, вышедшему с ними на субботник в прошлом году, было 95! Старик тихо сидел на скамье и, щурясь от весеннего солнца, счастливо улыбался. А ребята понимали, что, работая здесь, они поддерживают жизнь в этом глубоком старике, передавшем им в наследство свой замечательный сад.
Рассказывая о своих ребятах, Нателла Георгиевна неожиданно замечает:
– Эти дети – патриоты, они любят город, с детства вносят лепту в его сохранение. Я уверена, что они никогда не будут писать на стенах, не будут ломать двери и почтовые ящики, никогда не сядут на скамью с ногами. Человек должен либо платить за что-то, либо вкладывать свой труд – тогда он будет к этому относиться бережно.
Ефремова показала мне и герб района Восточное Измайлово, коллективный плод творчества ребят, успешно прошедший геральдическую комиссию: в центре стилизованного треугольника – сова. «Зеленый цвет – символ стабильности, – объяснила Нателла Георгиевна. – Стилизованный треугольник – символ знаменитых наших Петровских валов. А сова – символ знания и мудрости».
И при этих ее словах показалось мне, как сова на гербе многозначительно подмигнула…