Был бы хозяин в доме
Не проходит и дня, чтобы в какой-нибудь газете не раздались стоны в отношении ожидаемого повышения квартплаты. Как? 100 процентов? Люди не выдержат! Хотите, чтобы у нас было, как в Воронеже? Дождетесь… И при этом, кстати, забывают упомянуть, что у людей с невысокими доходами плата за жилье практически не повысится – увеличение компенсируют субсидиями. Волнения в Воронеже как раз и были связаны с тем, что не успели грамотно подготовить центры по выдаче таких субсидий.Сами с усами
С другой стороны, это и свидетельство того, что очень многие россияне не избавились от мысли: все для них обязано делать государство.
Создание товариществ – шаг к тому, чтобы изменить иждивенческую психологию. Квартплаты у нас в ТСЖ такие: 2-комнатная квартира (58 кв. м, зарегистрировано 3 человека) – 590 руб., 3-комнатная (76 кв. м, 3 человека) – 665 руб. Это несколько больше, чем в муниципальных домах, хотя и не разорительно для людей. Во всем мире две самые большие статьи семейных расходов: проживание и медицинские услуги. Пора и нам привыкать.
Именно в товариществах появляется возможность лучше обслуживать людей, а это и есть главное и убедительное оправдание тех неизбежных «100 процентов», к которым мы все идем. К тому же товарищество – союз единомышленников – может найти дополнительные деньги на обслуживание. Ведь все хотят более комфортной жизни. Иначе, зачем объединялись?
Вселились мы в свой дом – находится он в Митине – в 1999 году. Организовал в доме ТСЖ «Роза ветров» ГУП «Мосжилкомплекс». Первый вопрос, который встал перед жильцами: кому поручить домовое хозяйство? Поначалу мы выбрали привычный ДЕЗ по принципу: раз государственная организация, значит, надежная. Но чем дальше, тем все больше мы были недовольны работой дирекции: подолгу не вывозился мусор, не убирались лестничные клетки, днями стояли лифты (и это в новом доме!).
На общем собрании решили: будем обслуживать себя сами. Тогда и создали собственную управляющую компанию. Во главе ее стал опытный специалист – Е. Дождева, до этого много лет проработавшая в жилищно-коммунальном хозяйстве. Пригласили рабочих – электрика, сантехника, диспетчера, уборщицу. И жизнь стала меняться к лучшему.
Здесь я снова вернусь к идее создания товариществ. ТСЖ позволено зарабатывать, пополнять скудный бюджет дома. Ни одно жилищное объединение не обладает такой возможностью. Но на практике, к сожалению, так получается не всегда. В нашем доме 500 кв. м нежилых помещений, и будь они в нашем распоряжении, мы бы не только покрыли расходы по техобслуживанию, но освободили от квартплаты жильцов. А нам досталась лишь малая часть – 100 кв. м, где мы и разместили, кстати, обслуживающий персонал. Остальные 400 имущественный департамент продал, и нам даже не предложили их выкупить, что, по сути, противоречит закону.
Таким образом, надежда заработать оказалась нереальной. Оставался один путь – рационально организовать работу по дому. За это мы и взялись.
Прежде всего занялись лифтами. «Мослифт», к сожалению, не оправдал наши надежды. Но ведь ДЕЗ и не искал другие организации. А мы нашли – СУ-162 «Мослифтмонтаж». Монтажники три дня возились с подъемниками, пока не привели их в приличное состояние. И теперь с лифтами не знаем забот. Потом занялись мусором. И тоже сменили подрядную организацию. Теперь машины приезжают точно по графику, да и на площадке, где стоят баки, стало чище.
Наступили и другие перемены, и их почувствовал каждый. Дежурных в подъезде заменила система видеонаблюдения. В каждом подъезде установили мониторы, и теперь за всем, что там происходит, наблюдает диспетчер. Следит, кстати, не только за тем, свой ли, чужой входит в дом, но и за аккуратностью жителей. Зная, что все на виду, ни один из них не бросит бумажку на пол. Никто не пишет на стенах, не бьет стекла в подъездах.
Кроме наблюдения и главной своей обязанности – руководить мастерами, диспетчер еще и помогает людям получать самые различные справки. Все знают, какая это морока. А у нас, уходя на работу, человек просит диспетчера о том или ином документе, а возвращаясь, находит его у себя в почтовом ящике.
Изменили мы и систему обслуживания. Жилец сам назначает время и если отлучится, то в назначенный срок мастер его уже ждет у двери. И мы не увеличивали штат рабочих: у нас один электрик и один слесарь – на 168 квартир. Но оба взаимозаменяемы, оба знают смежные профессии. А потому и успевают больше.
Фонд благоустройства
Теперь самое важное – финансы. Где мы нашли дополнительные средства? Ведь одних квартплат да дотации города не хватит, чтобы организовать в доме достойное обслуживание. Если заработать не дают, тогда остается один путь – экономить. Речь идет о расчетной (а не физической) экономии горячей и холодной воды, тепла. В основном в Москве платят по нормативу, а мы – по счетчику, который установили на весь дом. Оказалось, что жильцы расходуют гораздо меньше воды и тепла, чем определено в нормативах.
Мы могли бы скорректировать квартплату, но на общем собрании решили оставить все, как есть: 44 руб. 84 коп. за холодную воду и 47 руб. 60 коп. за горячую (с одного человека). Квартплата начисляется исходя из этих сумм, но Мосводоканалу – с которым рассчитываемся напрямую – перечисляем деньги по факту. Разница составляет 27 тыс. руб. в месяц. Их мы и направляем на нужды дома – те, для которых не хватило нашего бюджета. Иными словами, не ходим с шапкой по квартирам, а создали свой собственный «фонд благоустройства». Получилась интересная арифметика: и бюджет города не пострадал, и жильцы платят столько же, сколько раньше, и бюджет дома пополнили.
На что расходуется наш фонд? Отремонтировали подъезды – выложили красивой плиткой пол, стены. В холлах стало намного уютнее да и чище. Установили малые формы во дворе, расширили «парковочный карман», озеленили территорию. Кстати, и систему видеонаблюдения наладили из денег нашего «фонда благоустройства».
Модернизировали освещение: поставили автоматику на фонарях во дворе, и теперь они включаются не по воле диспетчера, а в зависимости от долготы дня: летом – позже, зимой – раньше. Теперь думаем таким же образом модернизировать освещение и на лестничных клетках. Все это также экономия денежных средств, которая пополняет домовой бюджет.
Оценили ли все эти перемены жильцы? Скажу, что квартплату у нас вносят практически все. Проблем с этим не знаем. И не в том ли и есть главная суть реформы ЖКХ – улучшить обслуживание в домах? Ведь это самый убедительный, самый наглядный довод в пользу грядущих перемен. Да, плата за проживание должна увеличиться. Но если на пользу, кто будет возражать?