Переквалифицируемся в управдомы
Несколько месяцев я добиваюсь от РЭУ разрешения установить водосчетчик. Ведь платить по фактическим показателям куда выгоднее, чем по существующим нормативам. Если вы получите в РЭУ компьютерную распечатку, подтверждающую расход воды в вашей квартире, то можете ужаснуться астрономической цифре. В моей, например, стояла цифра… 600 литров в день!
С этого незатейливого сюжета и начался наш разговор с начальником Управления городского заказа Владимиром Стрельбицким.– Владимир Петрович, не кажется ли вам, что, повышая стоимость услуг, власти не дают гражданам возможность регулировать их объем и качество. Несложно представить, в какой «трубе» в скором времени может оказаться процесс реформирования ЖКХ.
– К сожалению, сегодня реформа воспринимается только как процесс увеличения платежей. Это неверная позиция.
– Почему неверная? С начала этого года введены новые тарифы в ЖКХ. Когда же сами услуги станут им соответствовать?
– Жилищно-коммунальные услуги, которые жители получают от предприятий-поставщиков, как раз соответствуют оплате за них. Если, к примеру, за жилье граждане компенсируют только четверть ее стоимости, то и спросить за полноценную услугу они не могут.
– И все же новая цена за прежние услуги вряд ли вызовет понимание у москвичей.
– Это не новая цена услуг, а установленная часть их реальной стоимости. Сегодня москвичи оплачивают около 43 процентов фактических затрат, остальное дотируется из бюджета города.
– При этом меня со всех плакатов убеждают уважать свой город на 100 процентов. Выходит, как оплачиваю, так и уважаю. Значит, полным рублем услуги ЖКХ не оплачивает никто, даже роскошная жизнь состоятельных граждан частично компенсируется из бюджета…
– Поэтому надо изменить перекошенную модель финансирования в жилищно-коммунальном секторе. С этой целью москвичам, чей доход ежемесячно превышает 8,5 тыс. руб. на человека, предложено в добровольном порядке оплачивать услуги по ставкам без учета дотаций из бюджета. Многие почему-то восприняли этот призыв буквально, приняв 100 процентов за стопроцентную оплату. Дело не в том, на какую сумму гражданин в состоянии любить свой город. Уважать за деньги нельзя. Если у вас в квартире чисто и точно так же выглядит ваш подъезд, и на улицах вы не мусорите, то в моем понимании, вы действительно любите город на сто процентов.
– Как москвичи отреагировали на призывы городских властей улучшить ситуацию в жилищном секторе?
– До введения добровольных ставок без учета дотаций услуги ЖКХ в размере100 процентов оплачивало 6 процентов москвичей, сейчас – 9,5 из 11 расчетных.
– С тарифами понятно, а как все-таки заставить РЭУ защищать интересы жителей?
– Граждане самостоятельно эту проблему не решат, но и без их участия процесс формирования отношений между потребителями и поставщиками услуг тоже не начнется. Показательный пример – ваша ситуация с РЭУ. По закону эксплуатирующая организация не имеет права отказывать жителям в установке приборов учета воды и тепла, но РЭУ или ДЕЗу это невыгодно, потому что все их промахи компенсирует население. Оставить все как было, значит фактически согласиться с порочной системой односторонней ответственности, которую эксплуатирующие организации приспособили под себя, используя монопольное право управлять этим процессом.
Можно, конечно, обратиться в суд и добиться разрешения установить водосчетчик, но РЭУ найдет несколько десятков доводов в свое оправдание и, скорее всего, выиграет дело. Причина не в правоте РЭУ, а в том, что жилищный фонд коммунальщики знают лучше, чем вы. Редко человек сможет выиграть судебный иск к организации, имеющей, как правило, опытную юридическую службу.
– Какой же выход?
– Создавать управляющие компании, которые будут заинтересованы в рациональном расходовании средств жителей, потому что от этого напрямую будет зависеть финансовое положение и профессиональный авторитет этих организаций.
– Достаточно ли желания жителя отказаться от услуг РЭУ или ДЕЗа?
– Мнение одного жителя, разумеется, не является основанием для замены эксплуатирующих организаций, да и выбор их сегодня невелик. В лучшем случае можно поменять эксплуатирующую организацию по коллективной жалобе жильцов, но их интересы должно представлять юридическое лицо.
– Разве кроме РЭУ и ДЕЗов в городе нет других организаций, обслуживающих жилищный фонд? Тогда между кем создавать конкуренцию?
– Конкуренция возникает, когда есть спрос, в данном случае на организации ЖКХ. Жителям нужны такие структуры, которые не только будут знать эксплуатируемые дома, но разумно и рачительно ими управлять, отстаивая при этом интересы жильцов. Именно жители должны решать, насколько соответствует квалификация персонала управляющей компании, умело ли она проводит экономическую политику и осуществляет финансовую деятельность. Если жильцы на собрании договорятся установить в квартирах счетчики, то управляющая организация обязана будет обеспечить их монтаж и эксплуатацию. Сейчас жители выступают в роли просителей, а при новых условиях управления жилищным фондом станут работодателями, от которых эксплуатирующие организации будут зависеть материально.
– Насколько я понимаю, рынок управленцев жилищного фонда пока в Москве отсутствует?
– Вот именно пока, потому что этим целенаправленно никто не занимался. Между тем управление во всем мире считается одним из наиболее привлекательных видов менеджмента. Чтобы этот вид бизнеса развивался цивилизованно, требуется не менее 7–9 тысяч организаций, каждая из которых будет эксплуатировать несколько домов, а не сотни, как сегодня обслуживает РЭУ. Это будут небольшие фирмы с квалифицированным штатом управленцев. Фактически речь идет о создании малого бизнеса в сфере управления жилищным фондом.
– Откуда же возьмется грамотный персонал?
– Во-первых, из числа студентов вузов, специализирующихся на управлении. Мы договариваемся с руководством нескольких столичных институтов о том, что студенты будут проходить учебную практику непосредственно на объектах жилищного фонда. Во-вторых, жильцы могут создать юридическое лицо и привлечь для управления своим домом специалистов. Они могут жить непосредственно в доме, каким намерены управлять и образовать, например, семейное предприятие. Третий путь – использование потенциала невостребованных специалистов, скажем, уволенных в запас военнослужащих. Здесь большое поле деятельности для городских служб занятости.
– В связи с этим – вопросы. Где можно «переквалифицироваться в управдомы»? Куда обратиться за помощью? И, наконец, где гарантии, что инициативы и начинания жителей не «урнируют» в корзины чиновничьего равнодушия?
– В учебном центре Мосжилинспекции проходят хорошую подготовку старшие по подъездам и домам. При необходимости там можно обучать и управдомов, учебная база имеет для этого все возможности. Что касается чиновничьих преград, то, конечно, одним распорядительным росчерком их не устранить. Но сейчас мы думаем над тем, как упростить процедуру создания и оформления организаций управления жилищным фондом.
– Давайте теперь поговорим о расчетных центрах, которые должны избавить москвичей от нашего национального бедствия – очередей…
– Действительно, от очередей граждане будут избавлены. Первый этап этой работы – создание расчетных центров. Структура такова. Поскольку жилищный фонд столицы формировался в разное время, он имеет различные параметры. Поэтому применять единую методику расчетов и оценок невозможно. И с учетом особенностей территорий расчетные центры будут создаваться в округах, а также на базе муниципальных районов. Работать они будут по самому простому и удобному для жителей принципу «одного окна». Достаточно человеку прийти в расчетный центр, чтобы получить полную информацию по всем предоставленным ему жилищно-коммунальным услугам и оплате за них.
– С созданием центров появится ли что-то новое в обслуживании жителей?
– Скажем, от некоторых видов услуг граждане могут отказаться по письменному заявлению. Этого достаточно, например, чтобы снять радиоточку, отказаться от оплаты за услуги в период длительного отсутствия в городе, оплатить только часть услуг с возможностью переноса оставшегося на последующие месяцы и т. д. Имея хорошую управляющую компанию и используя технические возможности расчетного центра, житель автоматически делегирует этим структурам свои проблемы по расчетам за коммунальные услуги, а те, в свою очередь, объективно заинтересованы в том, чтобы эффективно решать поставленные перед ними задачи.
– Похоже, недешево обойдется нам реформа. Ее провести, как свадьбу сыграть: «раскошелиться» придется всем – и хозяевам, и гостям, – а сложится ли жизнь у молодых – еще большой вопрос.
– Многое, действительно, будет зависеть от людей. Вспомните, какой неприглядной была столица еще несколько лет назад. Для приведения в порядок дворов и жилых подъездов потребовались немалые бюджетные деньги. В предыдущие годы на эти цели потрачено более 3,2 млрд. руб. В этом году на программу «Мой двор, мой подъезд» запланировано израсходовать из городской казны 2,2 млрд. руб. Москвичи не участвовали своими средствами в создании этой красоты, которую надо не только сделать, но и поддерживать. А это, согласитесь, осознали пока не все. Люди хотят жить в комфортных условиях, но участвовать в этом процессе в качестве наблюдателей уже недостаточно.