23:30:44
11 апреля 2021 г.

Обойдемся без революций

Жилищное правоВновь собрался хозяйственно-экономический актив Департамента жилищной политики и жилищного фонда, чтобы подвести итоги работы за год, наметить задачи на текущий период. Среди участников – сотрудники самого департамента, его окружных управлений, представители префектур, законодательной власти города. Нынешний год для жилищников начался с принятия нового Жилищного кодекса РФ. И он определит одно из главнейших направлений в планах департамента. Речь идет о подготовке новых законопроектов в сфере жилья. Они не только придут на смену старым, но и заменят собой различные нормативные акты (постановления правительства Москвы и другие), которые – в отсутствие законов – как раз определяли жилищную политику города. Отныне будем жить по законам! Масштаб законотворческой деятельности департамента огромен. А это значит, что его роль в жизни столицы станет еще более важной и многогранной.
Итак, что сделано? Что не удалось? Но главное – какая работа предстоит департаменту в нынешнем году? Обо всем этом в своем выступлении рассказал его руководитель Петр Сапрыкин.
По нормам и справедливости
Годовая программа реализации жилой площади в целом выполнена. Но в очереди по-прежнему стоят десятки тысяч нуждающихся. Очередники обеспечивались жилой площадью в соответствии с приоритетами, установленными Московской городской Думой, требованиями федеральных и городских программ. При этом впервые удалось добиться внесения принципиальных изменений в систему предоставления жилья очередникам, суть которых – в пропорциональном обеспечении граждан, имеющих право на внеочередное, первоочередное получение жилья, а также на общих основаниях. Более того, этот принцип в наступившем году будет закреплен в «Основах жилищной политики города Москвы».
Выполнять программу приходилось в сложных условиях. Это связано прежде всего с принятием закона «О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения» и принципиально новым его требованием: новые квартиры – в месте привычного проживания
граждан. Потребовалось внести серьезные изменения в городскую инвестиционную и жилищные программы на 2004 год, перестроить работу подразделений департамента в административных округах.
Мы с удовлетворением восприняли ряд новых положений ЖК РФ, которые ограничат, а то и вовсе сведут на нет возможность некоторых граждан предъявлять необоснованные претензии. Думаю, что с удовлетворением отнесется к нововведениям и подавляющая часть очередников. Ведь выполнять эти претензии пришлось бы за их счет.
Наша важнейшая задача – обеспечить жилплощадью участников и инвалидов войны. При этом надо максимально учитывать пожелания этих людей в части предлагаемых им адресов. Бывает, что из сносимых пятиэтажек людей переселяют в дома, которые находятся рядом, а ветеранов отправляют в неведомые им
районы. Это, конечно, наша недоработка. Мы должны переселять заслуженных людей по тем адресам, которые их во всем устраивают. А решение всегда можно найти. Ведь известны инвесторы, которые строят дома в округах. Надо просто
активнее и более принципиально сотрудничать с ними. Можно использовать жилье «за выездом». Или так. Отселить более молодых людей, которые живут вместе с ними, а самих ветеранов оставить в привычной для них среде обитания.
Услуги стали доступнее
Важный итог прошедшего года – изменение порядка взаимодействия органов исполнительной власти и городских организаций с гражданами и юридическими лицами, получившее название «принцип одного окна». Особенно он оказался необходим и актуален во время приватизации жилищного фонда. Как известно, в связи с разработкой нового Жилищного кодекса и прекращением с 2007 года бесплатной приватизации в городе возникли панические настроения, нередко возбуждаемые недобросовестными публикациями средств массовой информации: надо немедленно оформлять собственность! Огромный наплыв людей потребовал от нас пересмотра режима работы наших подразделений в административных округах, перестройки самих форм их работы (ею и стало «одно окно»). Так за период с 1 сентября до конца 2004 года принято от заявителей 56 тыс. комплектов документов на приватизацию. Из них почти 13 тыс. обработаны в режиме «одного окна».
С выходом нового ЖК РФ работы только прибавится. Мы должны быть готовы к обслуживанию все нарастающего потока обращений граждан по приватизации.
Новый метод мы распространяем и на другие формы работы с населением.
В настоящее время функции постановки граждан на учет будут поэтапно передаваться в районные управы, где и будут приниматься соответствующие решения. Здесь также будет действовать «одно окно». Распоряжением по департаменту установлены порядок и сроки передачи указанных функций в управах – вместе с требованием бесперебойности и непрерывности их работы с населением. Не везде процесс проходит гладко. Пока только управления департамента в Южном и Северо-Западном административных округах осуществили в полном объеме такую передачу. В остальных эта работа до конца еще не была завершена.
Будут новые законы
Важным направлением работы в истекшем году стало участие департамента в разработке проекта нового Жилищного кодекса РФ и пакета из 27 законов по обеспечению доступности жилья. Работа проводилась в сжатые сроки, при недостатке информации, нередко под административным давлением. И, тем не менее, удалось отстоять основные интересы города. В частности, включить в новый документ вопрос об особом статусе столицы в формировании собственного жилищного законодательства.
Но основная законотворческая работа впереди. Потребуется внесение изменений более чем в тысячу законов и подзаконных актов, которые были приняты Мосгордумой и правительством Москвы за последнее десятилетие. При этом надо сделать так – и это очень важно – чтобы предстоящие изменения не ухудшили возможности москвичей в решении их жилищных проблем, чтобы осталась поддержка города в первую очередь для тех, кто является очередниками и нуждается в социальной помощи.
В первоочередном порядке надо сосредоточиться на решении трех главных вопросов. Первый – это постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Второй – предоставление жилья москвичам, которые до введения Кодекса в действие были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Третий – переселение в связи со сносом пятиэтажного, ветхого и аварийного жилищного фонда.
Сразу оговорюсь, что при решении перечисленных проблем важно не устраивать «революций», а продуманно и взвешенно искать решения, обеспечивающие защиту интересов москвичей в жилищной сфере, в том числе признанных до 1 марта нуждающимися в улучшении жилищных условий. Это значит, что порядок работы подразделений департамента, осуществляющих постановку на учет, предоставление жилья очередникам и молодым семьям, а также порядок переселения граждан не должны претерпеть кардинальных изменений.
На паях с москвичами
Новая тенденция – поэтапный переход к предоставлению населению Москвы жилья на возмездной основе. Будем предоставлять субсидии на строительство и приобретение жилья, продавать его в рассрочку, предоставлять в аренду. Будем развивать ипотечное кредитование, жилищные накопительные системы. Благодаря этим программам мы уже в прошлом году смогли привлечь более 170 млн. рублей сбережений очередников для решения их жилищных проблем.
Чтобы москвичи, и прежде всего очередники, смогли получить ипотечный кредит, департамент в прошлом году подготовил проект постановления правительства Москвы «О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования в г. Москве». Если документ будет принят и реализован, это позволит ежегодно удваивать количество предоставляемых в Москве ипотечных кредитов – от 4 тыс. кредитов в истекшем году до 32 тыс. к 2007 году. При этом существенную долю составят ипотечные кредиты, выдаваемые очередникам с оказанием адресной поддержки города.
В текущем году потребуется развивать схемы ипотечного жилищного кредитования, которыми могут воспользоваться очередники. Предстоит перейти от разработки теоретических вопросов ипотеки к ее практическому применению.
В дома придут управленцы
Департамент наделен функцией организатора по управлению многоквартирными домами, в которых имеется собственность города. Нам
придется вступать в договорные отношения с управляющими и эксплуатирующими организациями различных организационно-правовых форм, включая ТСЖ, в домах, где жилье полностью принадлежит городу, а также в тех, где смешанная форма собственности. При этом департамент будет выступать не только как орган исполнительной власти, но и собственник жилых помещений, обладающий определенными правами и обязанностями. Основная нагрузка ляжет на управления в административных округах – ведь им и предстоит заключать договора. Сложность не только в том, что их количество будет огромным, но и в самом выборе управляющих организаций, который будет проводиться либо на конкурсной основе, либо по решению общего собрания собственников помещений. Наш департамент прежде всего должен обеспечить методологическое и нормативно-правовое обеспечение этой работы. Не могу еще раз не подчеркнуть: в связи с увеличением роли собственников помещений в многоквартирных домах возрастает значимость работы по организации объединений жителей. Их должно быть значительно больше, чем сейчас, да и медлить с их созданием нельзя.
Хочу отметить главное: повышение качества жизни в нашем городе принципиально и неразрывно связано с жилищным комфортом москвичей, достижением европейского уровня их обеспеченности «квадратными метрами». Роль нашего департамента в этом незаменима. И мы должны оправдать ожидания москвичей.
Доклад публикуется в изложении


Из выступлений участников совещания
Важнее задачи не было
Николай Федосеев, заместитель руководителя департамента

Помнится, еще в конце 90-х годов, будучи в Германии, мы попросили наших немецких коллег дать нам сборник законодательных жилищных актов, чтобы мы смогли ознакомить с ними наших работников. «Сборник? – удивились они. – Да это длинная полка томов!» Теперь мы и сами понимаем, что в правовом государстве это нормальное явление: любая ситуация, возникающая в жилищной сфере, должна решаться не чиновниками, а опираться на требования закона. А поскольку ситуаций таких в сфере жилья великое множество, то соответственно и законов должно быть немало. Функции чиновника – я немного утрирую – в общем-то, сходны с функциями библиотекаря. Он должен точно знать, какой параграф и в каком законе разрешает ту или иную коллизию – в интересах гражданина и города.
У нас пока так не получается. Наша жилищная законодательная база сильно отстала от требований времени, общего уровня, на который поднялась экономика страны. В существующих нормативных актах по жилью много путаницы, противоречий. Новый Жилищный кодекс РФ более-менее все расставил на свои места, четко подчеркнув три уровня решения жилищных вопросов граждан: федеральный, субъектов федерации, а также местного самоуправления. При этом замечу, что Москва и Санкт-Петербург имеют дополнительные полномочия в правовом решении жилищных вопросов.
В настоящее время мы опираемся на три главных городских закона: «Об основах жилищной политики», «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы» и «Закон о гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения». А кроме этого – имеется очень большое количество постановлений правительства Москвы, распоряжений мэра, решений Мосгордумы, а также нашего департамента. Все эти документы нам сейчас предстоит перенести на более высокий и авторитетный уровень – на уровень закона. От их качества зависит успешность и эффективность жилищной политики Москвы, которая так или иначе затрагивает интересы всех горожан.
Последняя пятиэтажка
Михаил Недайводов, начальник Управления департамента в Центральном административном округе

Всем известно: наш округ – самый сложный с точки зрения жилищных условий граждан. Но положительные сдвиги безусловны.
С 1995 года количество очередников в центре уменьшилось с 28 до 15 тысяч семей, то есть почти вдвое, теперь это 8 процентов от общего населения жителей центра. И еще один важный для нас показатель: число коммуналок (а в центре их было больше всего) за тот же период сократилось в 2,5 раза и сейчас составляет 7 процентов от общего количества квартир. По городу этот показатель – 11 процентов.
Особое внимание мы уделяем обеспечению квартирами ветеранов Великой Отечественной войны.
В прошлом году квартиры получили 183 семьи из этой категории граждан. Это в два раза больше, чем предполагалось по плану. Активно шла работа и с другими, «плановыми» очередниками. Ускорить ее помогло предоставление безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, предоставление квартир по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа, реализация программы «Молодой семье – доступное жилье».
Для очередников у нас вообще создан «режим наибольшего благоприятствования». Именно с них мы начинаем работу по переселению граждан из реконструируемых ветхих и аварийных строений. Кстати, в этом году у нас будет своеобразный юбилей: сносится последняя пятиэтажка.
Непрошеные хозяева
Станислав Шеденков, заместитель префекта Юго-Восточного административного округа

В прошлом году мы предоставили очередникам более 33 тыс. кв. м жилплощади (571 квартира) и еще 85 тыс. кв. м (1549 квартир) – переселенцам. Так вот, из этого числа 247 квартир мы получили не в новых домах; это были квартиры, которые покинули граждане.
Если такая площадь приватизирована – требуется узнать, не оставил ли хозяин наследников. В прошлом году проверка проводилась примерно по полутора тысячам таких квартир. Все они были взяты под контроль. Цель понятна: исключить случаи самозахвата, ускорить передачу площади новым хозяевам. Но реализовать смогли лишь 247 из них.
В районе Выхино-Жулебино были выявлены случаи мошенничества по 8 квартирам, хозяева которых умерли. В настоящее время в разработке находится дело сотрудника милиции, который пытался занять одну из них. По аналогичным случаям в районах Лефортово, Южнопортовый, Кузьминки отправлены также документы в прокуратуру и УБЭП. В одном из них речь идет о начальнике участка ДЕЗа «Кузьминки». Заведено уголовное дело.
Какая работа проводится нами, чтобы предотвратить подобные случаи? Это – выявление граждан, свыше шести месяцев не оплачивающих коммунальные услуги, проверка списков умерших владельцев квартир. Об итогах руководители отдела внутренних дел, дирекций докладывают еженедельно в префектуре.
Но чтобы работа была более эффективной, считаю, что сроки повторного заселения должны быть сокращены до минимума. Препятствием служит также отсутствие единой городской базы данных, которая бы охватывала не только жилищные органы, но и Пенсионный фонд, а также органы милиции. И еще: функции паспортного отдела ДЕЗов надо передать в введение Департамента жилищной политики. Это должно снизить уровень криминала в жилищной сфере.
Самый горячий участок
Светлана Гусева, начальник отдела приватизации Управления департамента в Северо-Восточном административном округе

С весны прошлого года самым горячим участком управлений департамента в округах, а также отделов в районах, наверно, были службы приватизации. Вызвано это небывалым ажиотажем, раздуваемым сообщениями, что бесплатная приватизация вот-вот завершится. Но вот вышел новый ЖК РФ, где четко указано, что сроки бесплатной приватизации продлены до 2007 года. Но ажиотаж не спал. Более того: мы прогнозируем дальнейший его рост. Как справляемся с работой? Подумав, мы все же оставили принцип «живой очереди», ибо все остальные варианты – запись, талоны и т.д., себя не оправдали.
Во всех наших подразделениях ввели режим «одного окна». Сейчас собираемся пригласить в наши холлы консультантов Регистрационной палаты, к которым у людей тоже много вопросов.
Право… на жалобу
Юлия Глазкова, начальник Управления приватизации и оформления прав собственности Департамента жилищной политики

Задача оформления прав города на жилые помещения является приоритетной. В прошлом году по домам-новостройкам такие права оформлены и зарегистрированы на 45 тысяч квартир.
В существующей застройке – 90 тысяч. Наша работа по оформлению прав города на недвижимость стала плановой, и на этот год мы вышли без долгов перед гражданами. Но только на те дома, которые город строит сам. Другое дело – квартиры, которые поступают по инвестиционным контрактам. Здесь ситуация кардинально другая и, на мой взгляд, тревожная. Процедура оформления проходит в недопустимо длительные сроки. Бывает, что акт реализации оформляется более двух лет! А это значит, что люди живут два года и не имеют никаких прав: приватизировать квартиру, заключить договор мены и т. д. Им остается только одно – писать жалобы. Конечно, мы принимаем какие-то меры, чтобы ускорить процесс регистрации. Но они, конечно, недостаточны. В настоящее время произошли изменения в структуре госрегистрации: регистрационный сбор заменен на госпошлину и другие, но на оформительских сроках они пока не сказались. Скажу одно: мы наладили четкий контакт с соответствующей службой, и надеемся, что положение изменится к лучшему.
Рука об руку
Геннадий Лобок, председатель Комиссии Мосгордумы по жилищной политике
и жилищно-коммунальной реформе

В прошлом году нами приняты важнейшие жилищные законы: «О приоритетах в предоставлении жилых помещений и безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилых помещений в 2004 году», «О внесении изменений и дополнений в закон «О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения», «О паспорте на квартиру» и ряд других. Их рассмотрение в законодательном органе позволило сделать важные выводы. Первый – необходимо более тесное сотрудничество департамента и комиссии МГД по жилищной политике. А для этого необходимо постоянное представительство работника департамента в этой комиссии. И второй – нам, членам комиссии, также хотелось бы участвовать в разработке принципов жилищной политики, чем как раз и занимаются структуры исполнительной власти. Будем работать сообща!
Опыт такого сотрудничества имеется, и он показал весьма неплохие результаты. Например, в законе «О гарантиях…» появилось новое требование: за переселенцами сохраняется район проживания, привычный для семьи.
Уважьте ветеранов
Лев Кострыгин, бывший начальник управления кадров мэрии, член Совета старейшин при мэре Москвы

Я бы хотел еще раз привлечь внимание к бывшим воинам и инвалидам войны. И не только к ним, но и к участникам трудового фронта военных лет, которые в кирзовых сапогах и обмотках копали траншеи для солдат. И тем, и другим мы должны низко поклониться в ноги. Но вот приходит такой человек в жилищный отдел и рассказывает: дом сносится, а его переселяют. Не хочет он покидать обжитое место, но получает отказ. Формально вроде бы верно – часть его семьи получает жилплощадь неподалеку. А, по сути – несправедливо обидели человека, пренебрегли его славным прошлым. Такое отношение к заслуженным людям непозволительно.
Проблемы начинаются, когда надо применять нормативные документы на практике. Здесь не действует «закон больших чисел», что ни человек – своя ситуация, свои трудности. Тут много говорили о необходимости повышения квалификации работников жилищной сферы. Согласен. Но главный опыт у наших специалистов должен быть в индивидуальном подходе к каждому гражданину, умении войти в его положение, понять его, и если пожелания того не противоречат законам города, найти вариант, который полностью удовлетворит человека.
Внимания к отдельным просителям – так раньше называли посетителей присутственных мест – вот чего нам не хватает. А какие они просители? Они – хозяева. Они нас кормят, для них мы работаем.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация