23:30:44
11 апреля 2021 г.

Рецепт от Делягина

Тарифы на услуги ЖКХ можно снизить на треть
Так считает директор Института проблем глобализации Михаил ДЕЛЯГИН. А как это сделать, он объяснил на пресс-конференции, где презентовал свои предложения.Известному экономисту Михаилу Геннадьевичу не откажешь в категоричности и очень даже критичном отношении к деяниям федеральной власти. Но с марта 2002 года по август 2003-го он трудился в качестве помощника премьера Михаила Касьянова, поэтому, надо думать, суть финансовой политики правительства познал изнутри.
Прежде всего он напомнил, как сейчас обстоят дела с финансами в отрасли. Норматив оплаты населением коммунальных услуг на середину этого года составил 82%. Реально же население оплачивает 57%, и за последние три года эта доля выросла незначительно. Около 10% из недостающих до 100% не оплачивается вообще, а остальные 25% возмещаются бюджетами. Но как показывает статистика, и они не проплачиваются полностью. Так, компенсация льгот гражданам в прошлом году (51 млрд. руб.) профинансирована лишь на 75%, а жилищные субсидии (31 млрд. руб.) – только на 85%.
И вообще, считает Михаил Делягин, плохое финансовое состояние ЖКХ вызвано, прежде всего, систематическими неплатежами бюджетов всех уровней и бюджетных организаций. Общая задолженность достигла сейчас 54 млрд. рублей, в том числе 50 млрд. – на совести бюджетов и 4 млрд. недоплатили организации, получающие деньги из федерального бюджета. Однако, финансово оздоровить отрасль правительство собирается, обойдясь без банкротств, но и без явного возврата недоданных бюджетных средств. А это, по мнению Делягина, наряду с внутренним хаосом в отрасли, замешанным на коррупции, – главный внешний фактор разрухи. Поэтому, считает экономист, государство должно признать свои долги перед ЖКХ и предусмотреть средства для их погашения в бюджетах будущих лет.
Деньги ведь у государства имеются. По итогам ноября Стабилизационный фонд может превысить полтриллиона рублей. На днях, выступая на правительственном часе в Госдуме, Герман Греф сказал, что фонд выполняет две основные функции: стерилизация денежной массы и поддержание бюджетной стабильности. При этом часть Стабилизационного фонда можно использовать на инвестиционные проекты государства в тех сферах, за которые оно отвечает, считает Г. Греф. Он пояснил, что это – инфраструктурные проекты, возможные проекты частно-государственного партнерства в социальной сфере. И уже есть договоренность с министром финансов, что с 2006 года не менее 2 млрд. долларов из Стабилизационного фонда будут направляться на подобные проекты. А вот на 2005 год пока ничего такого не планируется, хотя государству следовало бы все-таки погасить бюджетные долги в ЖКХ. Ведь чем быстрее это сделают, тем эффективнее будут проводимые в отрасли преобразования.
Михаил Делягин также считает, что необходимы детальная проработка федерального стандарта стоимости услуг ЖКХ (позволяющего учитывать климатические и инфраструктурные особенности регионов) и жесткий контроль за его соблюдением, включая детальный контроль за издержками коммунальных предприятий. Причем нормативная стоимость услуг, по мнению экономиста, должна ежегодно снижаться, стимулируя организации ЖКХ к энергосбережению. А в тарифы нужно включать не «нормативную» прибыль, а расходы на достижение конкретных инвестиционных целей, что должно жестко контролироваться. Ну а сверхнормативная экономия должна оставаться в распоряжении организаций ЖКХ.
Во всех реформаторских преобразованиях государству нужно больше позаботиться о малоимущих, считает Михаил Делягин. По его мнению, из бюджета должны субсидироваться совокупные расходы семьи на коммунальные нужды, включая стоимость найма жилья в муниципальном жилищном фонде, превышающие 10% совокупных доходов семьи (не 22%, как сейчас). Это перекладывает удовлетворение аппетитов коммунальных монополий на государство и мобилизует его. Таким образом регионам предлагается последовать за Москвой, где уже принят такой уровень поддержки малоимущих.
А вот удастся ли заполучить на нужды ЖКХ часть средств из Стабилизационного фонда – большой вопрос. Ведь на днях Росстрой передали из ведения Минпромэнерго Министерству регионального развития РФ, у которого, надо думать, меньше влияния в правительстве, чем у ведомства Виктора Христенко.

Евгений Лакоза

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация