23:30:44
11 апреля 2021 г.

С чем едят предельный индекс

ЖКХПостановлением правительства РФ утверждены «Основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги». Текст документа буквально пронизан заботой о благе населения. И все же в этом свежеприготовленном блюде чего-то не хватает.

Подогнать по мерке

В начальных строках документа отдельным пунктом провозглашено: «Основным принципом установления предельного индекса является доступность для граждан совокупной платы за все потребляемые коммунальные услуги, рассчитанной с учетом этого предельного индекса». Напомним, предельный индекс – это выраженное в процентах максимально возможное ежегодное повышение коммунальных платежей.

При первом прочтении все выглядит весьма обнадеживающе. Однако более детальное ознакомление с документом показывает, что чего-либо принципиально нового к защите интересов граждан в расчетах с коммунальными службами он не добавляет. Скорее, наоборот: «ворота» для повышения тарифов, возможно, окажутся еще более открытыми.

Документ определяет принципы и порядок формирования предельных индексов повышения размера платы граждан за коммунальные услуги. Предложения по установлению индекса ежегодно формируются органами местного самоуправления с учетом текущих расходов и средств на развитие коммунальной сферы. Эти предложения утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Главное условие прохождения предложений на всех этапах – доступность платежей для населения. Вывод о доступности делается на базе ранее установленных критериев, основным из которых является доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи. Максимальное значение этой доли каждый регион принимает для себя сам, но оно не должно превышать федерального стандарта в 22%.
Если на каком-то этапе согласований выяснится, что платежи недоступны для населения, то предлагается либо умерить громадье планов развития коммунального хозяйства, либо привлечь для их реализации дополнительные бюджетные средства.

По сути, в документе прописана процедура подгонки платежей под возможности населения.

Смысл правительственного наставления можно толковать двояко, кому как больше нравится. То есть можно понимать так, что вся процедура изначально ориентирована на защиту интересов граждан. И потому рост платежей исходно следует ограничивать всеми разумными способами, а под конец еще проверить размер платежей на соответствие критериям доступности. А можно толковать по-другому: пусть коммунальщики повышают цены на свои услуги, как им заблагорассудится (не важно, соответствует ли стоимость объему работ или нет), лишь бы они укладывались в представления власти о способности граждан платить. Судя по контексту документа, скорее всего, имеет место второй вариант. В постановлении нет ни слова об ужесточении или хотя бы о совершенствовании технико-экономического обоснования предложений по поводу повышения платежей. Вместо того чтобы стимулировать коммунальные службы снижать себестоимость услуг, экономить каждую копейку, их чуть ли не провоцируют повышать тарифы до заранее установленного потолка.

Чтобы стало понятнее, попробую пояснить ситуацию на цифрах. По данным Госкомстата, в августе средняя начисленная зарплата по стране на одного работника составила 18 306 рублей. Если исходить из того, что в семье из трех человек двое работают, суммарно получается 36 612. В соответствии с федеральным стандартом максимально допустимые расходы семьи на оплату жилья и коммунальных услуг (22% от совокупного дохода) составляют 8054 рубля. Если же коммунальщики насчитают больше, то превышение будет компенсировано жителям адресной субсидией из бюджета.

В то же время по статистике такая семья располагает общей площадью примерно 66 кв. метров, реальная квартплата за которую составляет примерно 3500 рублей. Таким образом, при всех наших жалобах на повышение коммунальных платежей, с точки зрения доступности для населения, им еще можно расти и расти.

Конечно, наименее обеспеченные граждане уже сегодня получают поддержку государства на оплату ЖКУ. Но если говорить о среднестатистической семье, то коммуналка имеет право подорожать еще более чем вдвое. При этом коммунальные платежи будут считаться для нее доступными.

Мера социальной защиты… бюджета

Попробуем оценить вероятные последствия «Основ» повышения платежей для всех заинтересованных сторон.

Для малообеспеченных слоев, которые уже сейчас подпадают под критерий максимальной доли расходов на оплату коммуналки, не меняется ровным счетом ничего. Они как платили установленный в регионе процент от своих совокупных доходов, так и будут платить. Все, что свыше того, компенсирует бюджетная субсидия.

Среднеобеспеченные граждане в полной мере ощутят дальнейший рост тарифов, которые, вполне вероятно, начнут дорожать еще более ускоренными темпами. По крайней мере, как видно из цифр, «Основы» это допускают. Так будет происходить до тех пор, пока платежи этой самой массовой категории жителей не возрастут примерно до регионального стандарта максимальной доли расходов граждан на коммуналку (напомним, в Москве это 10%). Только после этого вступит в действие механизм ограничений, установленный «Основами». Дальше коммунальщикам повышать тарифы не разрешат.

Высокообеспеченные граждане укроются в «тени» среднеобеспеченных, поскольку тарифы для всех одинаковы, и их рост будет ограничен для всех одновременно. Впрочем, предполагаю, что олигархов и миниолигархов вообще мало интересуют тарифы ЖКХ.

Коммунальщики, по-видимому, могут быть спокойны. В завуалированной форме им дали отмашку: «Вперед! У вас есть еще солидные резервы повышения тарифов». Причем когда предел доступности платежей будет все же достигнут, процесс повышения на этом не завершится, а лишь замедлится. Ведь кризис не вечен. Экономика придет в движение, доходы населения будут расти, и вслед поднимется автоматический шлагбаум на пути роста коммунальных платежей.

А вот государство, кажется, обрело надежную защиту от чрезмерного увеличения своих расходов на субсидии по оплате ЖКУ. Ведь как только тарифы достигнут предельного уровня доступности для населения, то есть когда появится масса новых кандидатов на бюджетные субсидии, коммунальщикам тут же скажут: «Стоп». Потому что на возрастающий объем субсидий не хватает бюджета.

Намордник на Интернет

Наконец о том, что хотелось бы увидеть в «Основах», но чему места не нашлось. Это контроль общества за тарифами через обеспечение их полной прозрачности. Предел мечтаний – чтобы в Интернете, как на ладони, можно было рассмотреть все составляющие тарифа вплоть до копейки. Чтобы можно было увидеть не только итоговую стоимость отопления одного кв. метра жилья в любом муниципальном образовании, но и проследить всю последовательность расчета вплоть до объема вынутого из траншей грунта при ремонте теплосетей, зарплате землекопам и бонусах управленческому аппарату. Тем более что сделать это не так уж и сложно, поскольку весь документооборот ведется преимущественно в электронном виде.

Могут спросить, откуда такой избирательный интерес именно к ЖКХ? Объясню. Это одна из наиболее монополизированных сфер экономики. Граждане лишены выбора. В России постоянно дорожает абсолютно все. Однако стало уже чуть ли не традицией, что темпы роста тарифов ЖКХ существенно превышают инфляцию. Возникает естественное недоумение – почему? Прошедшей зимой мировые цены на нефть упали в четыре раза (!), подешевели и другие виды топлива. В то же время тариф на отопление вырос больше всех прочих – почти на 30%. И ни слова в обоснование.

Президент Дмитрий Медведев на прошлой неделе обратил внимание на то, что потери в системе теплоснабжения достигают 50%. Но энергетиков это вряд ли волнует, ведь население все оплатит. В Москве развернута широкая кампания по установке счетчиков водопотребления. В результате почти повсеместно выясняется, что реальное потребление существенно ниже того, что выписывают коммунальные службы. Вот и хочется «поставить на счетчик» весь жилкомхоз.

Что даст открытость отчетов и обоснований?

Понятно, что рядовые граждане вряд ли кинутся в них разбираться. А вот депутаты от оппозиционных партий или настырные журналисты своего не упустят, начнут публично задавать вопросы. Из частных, но многочисленных вопросов станет вырисовываться общая картина, на основе которой и можно будет делать оргвыводы. А оргвыводы в России испокон веку считались лучшим лекарством от всех болезней и отличным средством профилактики.

Сергей Домнин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация