23:30:44
11 апреля 2021 г.

Зачем сантехнику ваш автограф

ЖКХРазъясняем, как правильно использовать решение правительства Москвы об отмене платы за обслуживание квартирных счетчиков расхода воды

Прекратить поборы!

…Вот как это происходило в прошлом году в ТСЖ «Серебряный берег», что на ул. Маршала Жукова, 59. В квитанциях по квартплате за май появились неожиданно большие цифры. Накануне по квартирам ходил сантехник, якобы для снятия показаний счетчиков. И ни слова о том, что он выполнял их техническое обслуживание! Оставлял договор для ознакомления, давал на подпись акт о выполнении работ. И к сожалению, многие его подписали не читая, а в нем была ясно указана цена визита – 128 рублей с одного прибора учета! Притом что эти работы не были включены в договор управления.

В ноябре 2010 года Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) обратилось в Генпрокуратуру РФ и Федеральную антимонопольную службу России с просьбой пресечь практику навязывания управляющими организациями услуги по техническому обслуживанию квартирных водосчетчиков. ОЗПП отмечала, что в последнее время москвичи регулярно жалуются на необходимость платить за фактически не оказываемую
услугу ТО КПУ (техническое обслуживание квартирных приборов учета). Эта услуга, которая навязывается управляющими компаниями, обходится потребителям в сумму от 480 до 700 рублей в год.

В конце 2010 года на заседании правительства Москвы мэр Сергей Собянин со свойственной ему прямотой назвал вещи своими именами и приказал: «Прекратить поборы!» А также дал распоряжение подготовить соответствующее постановление.

Этот документ вышел накануне Нового года. Предназначен он не только для префектур и управ, ознакомиться с ним хотят и те, кто пострадал от этих поборов – а это большинство москвичей!

Для того чтобы разобраться в том, что же именно отменено, тому же председателю ТСЖ придется изучить наряду с постановлением еще 14(!) действующих документов. Это не каждому окажется по силам. Неудивительно, что в последние дни 2010 года и даже на новогодних каникулах наши читатели атаковали телефоны журналистов с вопросами: «Скажите, а что, обслуживания счетчиков теперь вообще не будет?», «А как же быть с заключенными ранее договорами?», «А обязаны ли нам вернуть деньги?»

Постановление правительства Москвы от 28 декабря 2010 г. № 1102-ПП «О внесении изменений в отдельные правовые акты правительства Москвы»

На основании статей 23 и 24 закона города Москвы от 8 июля 2009 г. № 25 «О правовых актах города Москвы» правительство Москвы постановляет:

1. Внести изменения в правовые акты правительства Москвы:

1.1. Раздел 4 приложения 1 к постановлению правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. № 77-ПП «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы» (в редакции постановлений правительства Москвы от 25 мая 2004 г. № 329-ПП, от 28 августа 2007 г. № 750-ПП) исключить.

1.2. Пункт 2.4 постановления правительства Москвы от 29 мая 2007 г. № 406-ПП «О мерах по дальнейшему стимулированию экономии водопотребления в жилищном фонде города Москвы» (в редакции постановлений правительства Москвы от 30 июня 2009 г. № 638-ПП, от 29 июня 2010 г. № 571-ПП, от 21 сентября 2010 г. № 818-ПП) исключить.

1.3. Постановление правительства Москвы от 21 сентября 2010 г. № 829-ПП «О предельных ценах на услуги по техническому обслуживанию и поверке индивидуального прибора учета холодной и горячей воды» признать утратившим силу.

1.4. Абзац тринадцатый приложения 4 к постановлению правительства Москвы от 29 сентября 2009 г. № 1030-ПП «О регулировании цен (тарифов) в городе Москве» (в редакции постановлений правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. № 1504-ПП, от 9 февраля 2010 г. № 119-ПП, от 29 июня 2010 г. № 571-ПП, от 7 декабря 2010 г. № 1052-ПП) исключить.

1.5. В постановлении правительства Москвы от 19 сентября 2006 г. № 710-ПП «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в городе Москве» (в редакции постановлений правительства Москвы от 27 декабря 2006 г. № 1039-ПП, от 29 июня 2010 г. № 571-ПП):

1.5.1. В пункте 2.6 постановления слова «а для граждан, занимающих жилые помещения на условиях договора социального найма, субсидия также увеличивается на размер платежа за услуги по содержанию и поверке индивидуальных квартирных приборов учета холодной и горячей воды в размере фактически вносимого платежа, но не выше предельных (максимальных) цен на эти услуги, утвержденных в установленном порядке для соответствующего типа прибора учета» исключить.

1.5.2. В пункте 2.7 постановления слова «услуги по содержанию и поверке индивидуальных квартирных приборов учета холодной и горячей воды» исключить.

1.5.3. В пункте 3.1.2 постановления слова «услуги по содержанию, ремонту и поверке индивидуальных квартирных приборов учета холодной и горячей воды с расшифровкой по видам платежей», «типах приборов учета холодной и горячей воды» исключить.

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра Москвы в правительства Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Давайте разберемся, откуда выросли ноги

В едином платежном документе (ЕПД) строка «ТО КПУ» впервые появилась в декабре 2009 года. Она была включена ГУ ИС районов в ЕПД на основании того, что управляющим организациям (ДЕЗам и другим УО) правительством Москвы была вменена обязанность по техническому обслуживанию квартирных приборов учета водопотребления и обязанность по проведению поверки этих приборов.

У города в собственности 667 тысяч квартир. Более чем в половине из них за счет бюджета города установлены ИПУ. Учитывая, что законность включения услуги «ТО КПУ» в ЕПД для потребителей коммунальных услуг со стороны ГУ ИС должна быть обеспечена и на административном уровне, Департамент экономической политики и развития города Москвы 12 декабря 2009 года направил руководителю ГУ «ИС города Москвы», руководителю ДЖКХ и Б города Москвы и префектам административных округов письмо за № 9/13296, в котором дал разъяснения по порядку оплаты услуги гражданами в 2010 году.

В письме прямо указано, что «… в 2010 году оплата услуг по техническому обслуживанию и поверке индивидуального прибора учета холодной и горячей воды (ИПУ) должна производиться по факту их оказания, а субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг увеличиваться на сумму фактически вносимого платежа за соответствующие услуги при наличии документа, подтверждающего сдачу (выполнение) работ».

Таким образом, первая особенность оплаты услуги ТО КПУ в 2010 году состояла в том, что это оплата должна была производиться только по факту оказания услуги. Вторая особенность – услуга оплачивается каждый раз, и только по факту ее предоставления, то есть по факту, подтвержденному актом приемки заказчиком (гражданином) работ, выполненных специализированной организацией. Следовательно, ежемесячное включение в ЕПД авансовой оплаты части такой услуги в размере 21 рубль 47 копеек на один прибор учета было незаконно, если работы по ТО ИПУ фактически не были выполнены или вами лично не был подписан акт приемки этих работ.

Регламентом выполнения работ по обслуживанию и поверке индивидуальных приборов учета (ИПУ), иначе их еще называют квартирными приборами учета водопотребления (КПУ), утвержденным 26 сентября 2009 года, установлено, что техническое обслуживание (ТО) приборов учета, установленных в жилых помещениях, производится два раза в год. Регламент не отменен и продолжает действовать в 2011 году как руководство для собственников квартирных приборов учета.

Можно ли вернуть деньги

Возникает вопрос: что делать тем собственникам, которые в течение 2010 года вносили авансовые платежи по основанию строки «ТО КПУ», включавшейся в единый платежный документ (ЕПД), однако эту услугу так и не получили?

Система оплаты жилищных, коммунальных и иных услуг с использованием ЕПД не позволяет вернуть потребителю конкретной услуги конкретный платеж в денежной форме. Остается только два пути. Первый путь – потребовать от ДЕЗа или иной управляющей вашим домом организации исполнения услуги в натуре в установленные вами сроки (два раза в течение 2011 года с интервалом в 6 месяцев) по письменному заявлению. Второй путь – производство по вашему письменному заявлению перерасчета с зачетом авансовых платежей по ТО КПУ за 2010 год, в связи с непредоставлением услуги в 2010 году, в счет текущего платежа по строке «сод. и рем. ЖП» (содержание и ремонт жилого помещения) вне зависимости от того, кто должен был предоставить вам услугу по «ТО КПУ»: или сама управляющая организация, или нанятая ею специализированная организация.

Правильно ли вам считали

Постановлением правительства Москвы от 08.12.2009 № 1342-ПП были определены предельные единоразовые цены на услуги по техническому обслуживанию и поверке индивидуального прибора учета холодной или горячей воды для расчета с 01.01.2010 года размера субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. На одно ТО ИПУ (по техническому регламенту проводится два ТО в год) бюджет выделял 128 руб. 84 коп. На поверку одного прибора выделялась сумма в 383 руб. 95 коп.

Откуда в ЕПД появилась цена на ежемесячное ТО КПУ в размере 21 руб. 47 коп. за один прибор? Одно техобслуживание на один прибор стоило 128,84 руб. ТО КПУ проводится один раз в 6 месяцев. Следовательно, получаем: 128,84 : 6 = 21,47 руб.

С кем договариваться

Рассмотрим юридическую сторону вопроса. Услуга (ТО КПУ) является договорной. Заключить договор на ее исполнение может только организация, имеющая на это или лицензию, или соответствующие согласования с ОАО МОЭК (ГВС), ГУП МВК (ХВС) или иным поставщиком коммунальной услуги. Таким образом, если у ДЕЗ района нет таких документов, то исполнять услугу может любая сторонняя специализированная организация, имеющая такие согласования. ДЕЗ района заключает договор на ТО КПУ со специализированной организацией только для тех приборов учета, на обслуживание которых бюджет города выделяет субсидию. Определять такую организацию должен был ГУ ИС района на конкурсной основе. Все остальные собственники приборов учета самостоятельно решают вопрос о том, какую организацию они привлекут к оказанию услуги, если посчитают это необходимым условием обеспечения сохранности и работоспособности принадлежащих им индивидуальных приборов учета.

Малообеспеченные собственники жилых помещений, получающие бюджетную субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, имели право отказаться от услуг управляющей организации и нанять для исполнения услуги по ТО ИПУ любую специализированную организацию. Расходы на услугу включались в сумму субсидии в очередном месяце при предъявлении собственником или управляющей домом организации договора на техническое обслуживание прибора учета, акта приемки работ и квитанции кредитного учреждения (банка), подтверждающей оплату выполненных работ. При этом размер компенсации цены услуги определяется по факту и не может превышать размер, установленный правительством Москвы в постановлении от 08.12.2009 № 1342-ПП. Если цена оплаченной услуги оказалась меньше или услуга была исполнена в 2010 году, то субсиданту компенсируются только все фактически понесенные расходы.

Как быть дальше

Подведем итоги. Управляющая организация не имеет права включать в платежный документ оплату услуги, которая не предоставлялась и не заказывалась потребителем. Авансовые платежи возможны, если это условие включено в договор сервисного обслуживания прибора учета, подписанный между исполнителем услуги и заказчиком. Услуга носит профилактический характер и заказывается по усмотрению собственника прибора. Собственник определяет и периодичность ее исполнения.

Город как собственник части жилищного фонда решил, что в 2010 году услуга ему нужна, и выделил на это средства, определился с ценой и периодичностью исполнения. Поручил организацию исполнения услуги управляющим компаниям, в управлении которых имеются жилые помещения, принадлежащие городу, или в них проживают граждане, имеющие право на соответствующие льготы (инвалиды, Герои Советского Союза, Герои России и др.), или граждане, получающие бюджетные субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с постановлением правительства Москвы от 28 декабря 2010 г. № 1102-ПП услуга «ТО КПУ» исключена в 2011 году из числа услуг, субсидируемых для льготных и иных категорий граждан за счет бюджета города. В 2011 году собственники квартирных приборов учета самостоятельно решают вопрос о том, кто и как будет исполнять эту услугу, и нужна ли им эта услуга в принципе.

Те собственники и граждане, кто заключил договоры на «ТО КПУ» по своей воле, выйти из таких договоров могут только в соответствии с условиями договора – или в связи с истечением срока договора, или в связи с неисполнением договора (непредоставлением услуги), то есть – в порядке, определенном Гражданским кодексом РФ.

Все новые приборы учета водопотребления имеют гарантию до 3 лет при сроке службы до 12 лет. Собственник прибора сам решает, нужна или не нужна ему услуга по техническому обслуживанию прибора в течение гарантийного срока. Техническое обслуживание прибора собственник может выполнять и самостоятельно, в соответствии с установленными техническими регламентами. Поэтому требование ДЕЗ о предоставлении в пакете документов для подписания договора о предоставлении коммунальных услуг копии договора на техническое обслуживание прибора учета со специализированной организацией незаконно.

Какие нужны документы

Пакет документов, который надо представить в ДЕЗ после установки счетчиков ГВС и ХВС для заключения договора на предоставление коммунальных услуг, включает следующие документы:
– техпаспорт ИПУ с указанием даты первичной и последующей поверки прибора;
– договор на установку ИПУ со специализированной организацией;
– акт выполнения работ по установке ИПУ специализированной организацией;
– акт ввода ИПУ в эксплуатацию, подписанный собственником прибора и специализированной организацией, установившей и опломбировавшей узел учета водопотребления;
– копия лицензии или согласования специализированной организацией своих услуг с ресурсоснабжающей организацией.

Заметим, что все эти документы не сдаются в ДЕЗ, а предъявляются для ознакомления в целях заключения договора на предоставление услуг по горячему и холодному водоснабжению (ГВС и ХВС) и водоотведению с использованием ИПУ. Если это необходимо, управляющая организация сама снимет копии с нужных ей для учета документов или сделает выписки из них.

Да вы и сами с усами

Условие о том, что ДЕЗ заключит с вами договор на оплату воды по показаниям счетчиков, только если вы уже заключили договор на техническое обслуживание ИПУ, противозаконно.

Во-первых, специализированная организация приглашается именно потому, что только она имеет право от имени поставщика коммунальной услуги устанавливать, налаживать, монтировать и демонтировать, опечатывать (пломбировать) узлы учета ХВС и ГВС. ДЕЗ, как правило, такого права не имеет.

Во-вторых, эта организация дает свою гарантию на установленный узел учета на 1–4 года, в силу чего надобности в отдельном договоре на техобслуживание у потребителя в течение этого срока нет. В течение гарантийного срока организация самостоятельно устраняет все недостатки за свой счет без дополнительной оплаты.

В-третьих, в течение всего срока до очередной поверки прибора управляющая организация не ограничивается в праве снятия контрольных показаний с прибора учета и проверке сохранности пломбировки узла учета, что и оговаривается в договоре на предоставление коммунальных услуг.

В-четвертых, техническое обслуживание ИПУ раз в 6 месяцев может самостоятельно исполнить и сам собственник прибора (визуальный осмотр с целью выявления целостности прибора, проверка отсутствия повреждений корпуса, проверка наличия и целостности пломб, протирка счетчика от пыли, проверка работоспособности водозапорной арматуры – шарового крана или вентиля, проверка работоспособности счетного механизма на счетчике – по индикатору вращения рабочего колеса или индикатору работоспособности иного типа).

Единственная операция, для выполнения которой следует вызывать мастера из специализированной организации, – очистка фильтра. Вызывать мастера приходится только потому, что при чистке фильтра надо снимать пломбировку с узла учета. А это действие должно быть зафиксировано актом с фиксацией показаний счетчиков. Чистка фильтра выполняется тогда, когда фильтр засорился. Засор фильтра определяется по тому, течет или не течет вода из крана. При нормальном водоснабжении и хорошем состоянии внутридомовых сетей фильтры до такой степени не засоряются. После чистки фильтра узел учета следует снова опломбировать. Если ИПУ подключен к системе автоматического съема показаний, а в помещении влажность выше 85%, то периодически необходимо зачищать контакты на штатном кабеле прибора, подсоединяемого к системе с помощью клеммной колодки. Эта операция тоже вполне по силам собственнику прибора.

Управляющая организация (ДЕЗ в том числе), имеющая соответствующие согласования с поставщиками коммунальных услуг, может предлагать собственникам помещений свои услуги по техническому обслуживанию индивидуальных приборов учета, но не имеет права навязывать эту услугу путем включения в ЕПД авансовых платежей. Если у вас с ИПУ и документами на них полный порядок, сроки поверки приборов не истекли, то вы имеете право (при письменном или заактированном отказе ЕИРЦ исключить авансовый платеж за ТО КПУ из ЕПД) обратиться к районному прокурору с требованием принять меры прокурорского воздействия к руководителю организации, нарушающей ваши права, или к мировому судье в ваш судебный участок с иском о пресечении нарушения вашего права на свободу заключения договора (статья 421 Гражданского кодекса РФ) со стороны управляющей домом организации.

Дайте почитать этот материал руководителю ГУ ИС района или управляющей организации. Этого бывает достаточно, чтобы ваши права впредь не нарушали.

Виктор Дейнекин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация