19:28:14
14 декабря 2024 г.

Придется разбираться …

В октябре 1999 года умерла мать моей жены. Наследницей по закону стала ее дочь – моя жена. Завещания не было, но нет и других наследников.
Моя жена, как положено, обратилась к нотариусу по месту жительства умершей матери и оформила, действуя строго по закону, право на наследство покойной матери. Нотариус засвидетельствовал подпись на ее заявлении о выдаче свидетельства о праве на наследство, зарегистрировал это заявление в своем реестре совершаемых нотариальных действий и отдал свидетельство жене.В июне 2000 года скоропостижно скончалась моя жена. Завещания нет, наследники – я (муж), и наша несовершеннолетняя дочь.
Перед нами, наследниками жены, встала задача оформить право наследования на квартиру, которую она в свой черед унаследовала от своей покойной матери. Я хотел, чтобы бабушкина квартира была оформлена на нашу дочь.
Я обратился к нотариусу по месту нашего жительства, чтобы открыть наследственное дело после смерти жены. Она открыла дело, но категорически отказалась принять заявление о включении в наследственную массу (как говорят нотариусы) квартиру бабушки, ранее оформленную уже на жену. Сначала направила меня в суд. А когда узнала, что жена при жизни оформила право на наследование квартиры покойной матери, что подтверждает выданное ей свидетельство, то созвонилась с тем нотариусом, который выдавал этот документ о праве на наследство. И оказалось, что тот нотариус якобы ошибочно выдал жене на руки ее заявление о выдаче ей свидетельства о праве на наследство. А должен был тот нотариус открыть дело.
Как мне теперь быть с квартирой? Неужели предстоит иметь дело с судебным разбирательством?
Николай МИШУНИН
Для приобретения наследства (получения в собственность имущества, которое ранее принадлежало умершему) наследники должны его принять.
По закону признается, что наследник принял наследство, когда он подал в нотариальную контору по месту жительства умершего заявление о принятии наследства. Или же когда он фактически тогда вступил во владение наследственным имуществом.
Не могу понять, почему нотариус не принял заявления вашей жены о приобретении ею наследства к своему производству. И почему при этом не объяснил вам, как следует поступить или какие документы необходимо представить, почему не назвал размер пошлины, которую необходимо оплатить. Непонятно так же, почему ваша жена не оставила у нотариуса свое заявление, как положено.
Вам же следует в нотариальной конторе по месту жительства покойной бабушки, где было открыто дело о наследовании ее имущества вашей женой в 1999 году, взять справку о том, что в производстве данного нотариуса нет такого наследственного дела. И отдать эту справку нотариусу по месту открытия наследства после покойной жены.
Затем собрать требуемый пакет документов на квартиру бабушки и справку о том, что ваша жена фактически приняла наследство после смерти своей матери, вступив во владение наследственным имуществом.
Под фактическим принятием наследства и фактическим вступлением во владение наследственным имуществом понимаются любые действия наследников по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом. А также поддержание его в хорошем состоянии, уплата жилищно-коммунальных платежей, налогов, получение денег со сберкнижки и так далее.
Доказательством вступления во владение наследственным имуществом может служить, например, справка жилищных органов о том, что наследник был зарегистрирован на жилплощади наследодателя и постоянно проживал совместно с ним.
Когда затруднительно представить нотариусу бесспорный документ о фактическом принятии наследственного имущества, данный факт может быть установлен в судебном порядке.
Независимо от времени принятия наследства оно считается принадлежащим наследнику со дня открытия, то есть со дня смерти наследодателя.
Но вопрос отвечала нотариус города Москвы
Людмила ПОЛЫНКОВА
(тел. 290-75-93)

Отвечает юрист
Обмен – реален
Я боюсь «операции расчета» при продаже квартиры живыми деньгами, их банковскому варианту доверия нет. Мне привычнее был бы обмен. Я нашла такой вариант, но моя квартира принадлежит мне по праву собственности, а та, которую я выбрала, — муниципальная. Объясните, возможен ли обмен в таком случае?
К. ШОНИНА.

Такой вариант обмена возможен. К сожалению, в жилищном законодательстве не определен механизм обмена, но на практике это делается следующим образом.
Гражданин, не являющийся собственником жилья – наниматель – должен обратиться с заявлением по месту своего жительства в управление муниципального жилья данного административного округа.
Аналогичное заявление гражданина должно быть заверено с печатью начальником и главным бухгалтером РЭП (эксплуатационной организации) или ДЕЗ. Лица, заверяющие заявление, должны подтвердить, что данное жилое помещение является муниципальным.
Заявление об обмене нанимателя муниципального жилого помещения рассматривает межведомственная комиссия при местной администрации. Она и принимает решение об обмене, выписка из которого выдается на руки заявителю. Такая комиссия работает при районной управе и префектуре административного округа.
Следующий этап – сбор пакета необходимых документов для совершения обмена. Он и тот же, что и при покупке жилья: справки БТИ, выписки из домовой книги и лицевого счета, и копия ордера, по которому наниматель вселялся в квартиру. Справка бухгалтерии РЭП о том, что нет задолженности по жилищным платежам. Эти документы необходимы для госрегистрации единого договора обмена. Согласно этому документу наниматель муниципальной квартиры передает в порядке обмена право найма. Оно переходит к собственнику квартиры, на которую наниматель меняется. А собственник квартиры, в свою очередь, получив право найма на обмениваемую квартиру, передает свое право собственности на принадлежащую ему квартиру бывшему нанимателю.
Происходит обмен, прежде всего, правами на жилые помещения, а потом и квартирами.
Собственник жилого помещения должен представить к сделке такие же документы, как и наниматель, но вместо копии ордера – копию правоустанавливающего документа и справку из налоговой инспекции о том, что нет задолженности по уплате налога.
Каждая из сторон получает по экземпляру договора, удостоверенного нотариусом, которые подлежат госрегистрации в Москомрегистрации.
Новый собственник регистрирует еще и договор о переходе права собственности на квартиру в результате обмена к нему.
Для вселения бывшего собственника в муниципальную квартиру ему необходимо заключить договор найма в управлении муниципального жилья административного округа, в котором находится эта квартира. Договор такой заключается на основании договора об обмене квартирами.
Потребуется справка
После смерти отца осталась приватизированная им квартира. Мог ли он написать завещание, если умер в местах лишения свободы? В квартире никто не жил, я оплачивал ее по почте, так как временно работал на Крайнем Севере, а в Москве имею комнату в коммунальной квартире. С отцом вместе я не жил, квартира приватизирована только на него.
И.АКСЕНОВ

Начальники исправительно-трудовых колоний удостоверяют завещания и доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Справку о том, имеется ли завещание, а также о его содержании выдается только после смерти завещателя по предъявлению свидетельства о его смерти. Переслали ли вам такой документ? Вы должны его иметь. («Инструкция о порядке удостоверения завещаний и доверенностей начальниками мест лишения свободы» (4.03.74).
Если сделка идет по доверенности
Понравившаяся мне квартира продается, как выяснилось, по доверенности. Объясните, что же должно быть указано в этом документе, чтобы потом сделка не оказалась бы недействительной:
Н. КАРДЫШЕВА

Доверенность, которую выдает гражданин – физическое лицо, должна быть, прежде всего, нотариально удостоверена.
В ней должны быть указаны место и дата составления и подписания доверенности. Место жительства представителя доверителя и самого доверителя, а также паспортные данные обоих.
Очень четко должны быть сформулированы полномочия доверенного лица. На совершение каких действий его уполномочил доверитель. Если речь идет о продаже такого дорогого товара как жилье, то полезно, чтобы доверитель указал в доверенности причину, по которой он не может совершить сделку лично.
Большое значение имеет указание на какой срок выдана доверенность, чтобы она не оказалась просроченной. Срок действия доверенности обозначается прописью настолько это важно. (Если срок не указан, то доверенность действительна в течение года со дня выдачи).
В доверенности, выдаваемой от имени иностранного гражданина, указывается его гражданство.
Доверенность должна содержать удостоверительную подпись нотариуса или должностного лица, на которое закон возложил обязанность по совершению нотариальных действий, в том числе и по удостоверению доверенностей.
На вопросы отвечали юристы Центра частного права

Юрист

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация