Жаловаться легко. Работать трудно…
Постановление правительства Москвы «О домовых комитетах» должно разбудить инициативу жильцов
Его ждали два года – с того самого времени, когда на одном из заседаний правительства Москвы Юрий ЛУЖКОВ спросил: «А почему, создавая самоуправляемые жилищные структуры, мы имеем в виду только собственников? Ведь это только половина москвичей. Надо дать права и нанимателям».
И тогда вспомнили о домкомах. Ведь когда-то это была популярная – и единственная! – форма участия граждан в жизни своих домов. Кое-где она сохранилась, но по большому счету стала глохнуть, ведь правовых основ у домкомов в новых социально-политических условиях не было. И вот недавно, пройдя все согласования, появилась первая ласточка…
По нашей просьбе комментирует постановление один из авторов документа, начальник Управления координации деятельности ТСЖ Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Виталий АКИМКИН.
– Созданы домкомы были еще в 1968 году – постановлением Совмина и ВЦСПС. Что говорить, и тогда дома обслуживались плохо, и государство понимало, что иных стимулов заставить ЖЭКи работать лучше, кроме как привлечь население к контролю за ними, попросту нет…
Мы внимательно посмотрели постановление. В нем есть немало разумных вещей, которые остаются актуальными и по сей день. Там есть, к примеру, такие слова: постановление принимается «в целях привлечения населения к управлению жилищным фондом». Разве это не современная терминология? А потому в новое постановление вошло многое из того, что было записано в прежнем. Да и задачи домкомов по сути не изменились. Если крыша течет, а власти с этим не справляются – не все ли людям равно, какая социально-политическая погода стоит на дворе? Они должны позаботиться о себе сами. Почему бы не возродить традиции, адаптируя их к существующему законодательству? При этом прежние наработки сейчас даже более актуальны, чем когда-то: роль государства ослабла, люди все меньше надеются на власти, и если у них не появится большая ответственность за состояние своих домов, то в один прекрасный день они рискуют оказаться на руинах. Очень важно, что и сами граждане все больше приходят к такому же пониманию ситуации: надо не жаловаться, а действовать.
О том, насколько необходимо было новое постановление, говорит хотя бы такой факт: еще не будучи принятым, существуя в виде проекта, оно нашло широкое распространение в домах, в органах местного самоуправления, стало как бы рабочим документом. Число домкомов стало расти. Если два года назад их было не более четырех сотен, то сейчас это число приближается в Москве к полутора тысячам. Конечно, мало. Ведь когда-то такие комитеты были чуть ли не в каждом втором доме. Но, как говорится, лиха беда начало. Думается, что те возможности, которые сейчас появятся у жильцов, нормативно-правовая база, которую дает домкомам новый документ, увеличат количество этих первичных ячеек жилищного самоуправления в разы.
О чем идет речь? Новое постановление регулирует порядок взаимодействия территориальных органов власти, дирекций единого заказчика и иных управляющих организаций с объединениями жителей. В нем определен перечень полномочий домовых комитетов, которые они могут реализовать на практике. Но прежде замечу: домовые комитеты создаются исключительно жителями! Их не подменит ни префектура, ни управа, ни ДЕЗ. Помогут – да. В окружных управлениях нашего департамента, органах территориальной власти есть специалисты, которые дадут необходимую консультацию. Люди всегда встретят поддержку в ГУПе «Центр содействия управлению кондоминиумами и паспортизации жилищного фонда». Здесь, в частности, помогут выявить инициативную группу жильцов, проведут разъяснительную работу в доме. Этим же занимаются некоторые частные организации. Но сама инициатива должна исходить исключительно от граждан.
Как создаются домовые комитеты? Подробные методические указания еще появятся, а сейчас – только канва. Два главных условия. Совет дома избирается большинством жителей, причем для этого не обязательно созывать общее собрание – известно, как трудно это сделать в нынешних условиях. Достаточно поквартирного обхода, письменного голосования граждан. Второе. Домкомы обязаны информировать – хотя бы раз в год – жителей о своей работе. И в то же время необходимо, чтобы существовала обратная связь: надо знать и учитывать мнение самих людей об условиях проживания в домах. Сделать это несложно – завести журнал, куда они смогут вносить свои замечания. Этот журнал в дальнейшем передается управляющей организации, которая обязана в кратчайшее время устранить недостатки.
Никаких отчетов, никакой бухгалтерии домкомам вести не надо. Они ответственны только перед своими соседями.
А теперь – права домкомов. Как и прежде, в 1968 году (это постановление никто не отменял!) им дается право контролировать работу управляющих организаций. Что это значит? По всем видам работ по дому – подготовке его к зиме, благоустройству территории по программе «Мой двор – мой подъезд», ремонту кровли, фасада – членом приемочной комиссии должен быть представитель домкома. Без его подписи акт недействителен. Не согласен, видит, что проект не соответствует факту (скажем, вместо полной замены кровли перестелили лишь верхний слой – от жильцов такое не скроешь) – все замечания рассмотрит в обязательном порядке специально созданная для этого согласительная комиссия, возглавляет которую глава управы либо его заместитель. Специально выданные работникам домкома удостоверения подтвердят их полномочия.
А если права домкомов будут нарушаться? Если законные требования жильцов выполняться не будут? Все нарекания со стороны домовых комитетов будут самым тщательным образом рассматриваться в нашем департаменте и его подразделениях, и приниматься соответствующие меры. В том числе по отношению к руководителям ДЕЗов. Мы – как координатор политики правительства города по самоуправлению в жилищной сфере – детально рассмотрим каждый случай дискриминации домовой общественной организации, и с помощью районных управ и префектур поможем людям.
Как я уже сказал, постановление «О домовых комитетах» рамочное, в ближайшее время появятся более детальные документы, регулирующие их работу. В частности – о поощрениях, которые будут предоставляться гражданам, занятым общественной работой. По всей видимости, это будет скидка на жилищно-коммунальные услуги. Так, как это сделано в отношении старших по подъездам. Предполагается ввести эти льготы с 1 января следующего года.
Намечено также дальнейшее расширение полномочий домкомов, чтобы они не только контролировали управляющие организации, но и ставили свою подпись о перечислении денежных средств за те или иные выполненные работы, в том числе дотации ДЕЗу. Вводиться такая система будет не сразу, а поэтапно. Надо дать гражданам возможность ознакомиться со спецификой работы обслуживающих организаций, да и вообще с системой ЖКХ. А чтобы еще больше заинтересовать людей, со временем намечено направлять на стимулирование домкомов определенные отчисления от квартплат жильцов – что тоже, кстати, уже было в постановлении 1968 года.
Итак, дело за жильцами. В большей своей части они все же пассивны. И это объективный фактор, который в числе прочих тормозит реформу ЖКХ. Разбудит ли граждан новая инициатива московского правительства, наделяющая их как жильцов определенными правами, побуждающая активнее участвовать в жизни своих домов, покажет время.