23:30:44
11 апреля 2021 г.

Геннадий ЛОБОК: КОНКУРЕНЦИИ У НАС НЕТ:
плохое конкурирует с очень плохим

ЖКХ– Геннадий Васильевич, у комиссии, которую вы возглавляете в новом составе городской Думы, круг задач существенно расширен. По сути вы занимаетесь сразу двумя проблемами – жильем и «коммуналкой». С чем это связано?
– После выборов в новую городскую Думу изменился состав депутатов, созданы новые комиссии. При формировании нашей – было решено объединить комиссию, занимающуюся жилищными проблемами, и комиссию по реформированию коммунального хозяйства. На мой взгляд, эти два направления нужно было объединить еще пять-шесть лет назад. Ведь вопросы, касающиеся всех жилищных проблем, неразрывно связаны. Долгие годы акцент делался на вопросах, касающихся жилищных проблем. Никто не спорит, задачи в этом направлении для города во все времена стояли очень остро, но и в ЖКХ накопилось много нерешенного. А попытки последних лет что-то изменить в этой отрасли, на мой взгляд, только обострили существующие проблемы.
– Почему? Наверное, старую модель разрушили, а новую не построили? Или построили не ту?
– Дело в том, что в настоящее время в Москве централизованная система управления жилищным хозяйством в том виде, какой она была раньше, практически отсутствует. В основном каждый административный округ самостоятельно решает свои проблемы. А между тем город нуждается в специальной структуре, которая бы отвечала за такую важную отрасль, как городское коммунальное хозяйство, и объединяла все его ведомства.
Нашей комиссии предстоит работать над проблемами, которые требуют решения именно на уровне города. Сейчас разрабатывается программа развития реформы жилищно-коммунального хозяйства Москвы, рассчитанной на три года. О ее положениях говорить преждевременно, поскольку все пребывают в раздумье, как провести реформу грамотно и эффективно, а главное, не усугубить и без того сложную ситуацию. Ведь еще до дефолта 1998 года для Москвы была разработана программа по реформированию системы ЖКХ, рассчитанная на пять лет. Но по ряду экономических и политических причин ее реализовать не удалось.
В последующие годы изменения все-таки произошли: административная вертикаль, координирующая и контролирующая работу всех звеньев системы ЖКХ, ослабла. Департамент инженерного обеспечения, непосредственно осуществлявший эти функции, был расформирован. Территориальные жилищно-коммунальные службы получили относительную самостоятельность. Однако ничего толкового из этого не получилось. В итоге и «вертикаль» почти разрушили, и рынок не состоялся. Сегодняшняя ситуация такова: часть функций централизованного управления потеряна, но административный ресурс продолжает работать – это с одной стороны. А с другой – в жилищно-коммунальной сфере территориальных округов наблюдается полная неразбериха.
– В чем это выражается?
– Да практически во всем. Например, стоимость квадратного метра ремонта кровли или другого ремонта везде должна быть одинаковой. Но в округах разброс цен очень большой. Система контроля практически отсутствует. Ни качество работ, ни их выполнение никого не волнуют. А жильцы, как всегда, остаются крайними. Вот результат самостоятельности на местах.
Издержки подобной независимости порождают халтуру и злоупотребления. В такой ситуации недобросовестные дирекции пользуются моментом: на ремонт тратят предназначенные для этого бюджетные деньги, а суммы, перечисляемые жильцами в виде квартплаты, тратят по своему усмотрению.
– Что, на ваш взгляд, надо сделать, чтобы реформирование системы ЖКХ было эффективным, и при этом не пострадали рядовые граждане?
– Прежде всего надо действовать взвешенно и обдуманно. Я согласен со многими специалистами, что нет нормальной четкой вертикали управления ЖКХ. Да, по принципу реформирования ее и не должно быть, уже сейчас активизируется тенденция по передаче рычагов управления «вниз». Но при такой неразберихе, которая сегодня существует в отрасли, резко «бросать» ее в рынок опасно. Негативный опыт такой поспешности мы хорошо помним по началу 90-х годов. Реформирование ЖКХ должно идти постепенно, под контролем. Когда рынок качественных услуг хотя бы начнет формироваться, тогда можно потихоньку отпускать рычаги вертикальной власти в пользу полной самостоятельности структур ЖКХ.
Помимо этого, необходимо поощрять развитие малого предпринимательства в ЖКХ. А то, с одной стороны, власть принимает решения, направленные на вовлечение предприятий малого бизнеса в эту сферу, а с другой, пытается диктовать им свои условия. И потом, частных предприятий на этом рынке сегодня всего 20–30%. В основном в этой сфере работают муниципальные структуры. А там бесконечные финансовые прорехи.
– Значит ли это, что отечественная система ЖКХ к серьезным реформам просто не готова?
– О каком цивилизованном рынке жилищно-коммунальных услуг можно сегодня говорить, если у нас по сути не эксплуатация хозяйства происходит, а сплошной аварийный ремонт. Потому что денег ни на что не хватает. Не от хорошей жизни ДЕЗы пользуются всевозможными ухищрениями. Бюджетное финансирование выполняемого объема работ составляет 30–40% от необходимого. Если заранее говорится, что мы вам не заплатим как положено, то как можно требовать от предприятия качественную услугу? Отсюда – дешевые материалы, нарушение технологий, и через год все разваливается.
Частные предприятия тоже халтурят, потому что настоящей конкуренции на рынке услуг пока не существует. Сегодня у нас часто плохое конкурирует с очень плохим. А конкурсы частенько выигрывают структуры, обещающие более экономичный подход при выполнении определенного вида работ. Это опять же экономия на материалах и качестве. Хотя такие виды работ, как капитальный ремонт кровли, текущий ремонт, благоустройство, оплачиваются бюджетом на 100%. И люди, занятые в этом секторе, могут очень неплохо заработать. Но что касается работ по эксплуатации зданий, то тут и зарплата мизерная, и постоянное недофинансирование.
– При рыночных отношениях ставка делается на частный бизнес, инвестиции, конкуренцию. Насколько все это реально на рынке жилищно-коммунальных услуг?
– Конечно, не все так безрадостно на этом рынке. Есть коммерческие предприятия, работающие на достаточно высоком уровне, получающие прибыль. А там, где есть прибыль, стопроцентная оплата услуг там работают настоящие профессионалы, есть возможность приобрести хорошее оборудование, работы выполняются с привлечением хорошей техники и качественных материалов.
Давно уже работает такой рыночный механизм, как конкурсы. Правда, они у нас проводятся слишком долго и довольно своеобразно. Претенденты на управление домами должны предоставить программу, как и за сколько они собираются выполнять работы. Но при нашей системе никто этого не может знать заранее. И получается, чтобы выиграть конкурс, многие дают заведомо ложные обещания, которые выполняться не будут, и все об этом прекрасно знают. А причина все та же – нехватка средств.
Думаю, что приватизация ДЕЗов и ЖЭКов ничего в этом плане не решит. Сама отрасль должна стать привлекательной для инвестиций, для активного развития частного предпринимательства. Но чтобы работать в системе ЖКХ и получать прибыль, надо быть настоящим профессионалом. Многие частные организации, созданные в середине 1990-х, переориентировали свой бизнес в городской сектор. Сегодня небезызвестные деловые люди рвутся в этот сектор экономики. Разговаривал я с ними и вижу, что ничего нового и перспективного они не придумали. Спросил: «Где деньги возьмете?» Отвечают: «За все заплатит население»… Ну, что тут скажешь?
Безусловно, рынок нужен. Но надо взвешенно подходить к любым новациям. Рыночные рычаги в ЖКХ осваиваются и кое-где успешно работают, однако надо сделать так, чтобы дальнейший ход реформы в этой отрасли привел к цивилизованному рынку услуг, а не к очередному тупику.

Беседу вела Ольга Мирошниченко

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация