21:39:44
22 ноября 2024 г.

Михаил ВИЛЬКОВСКИЙ: люди ждут, когда частный капитал придет
в коммунальный комплекс

ЖКХ– Михаил Борисович, по мнению руководства РКС, система регулирования тарифов как для предприятий ЖКХ, так и для естественных монополий несовершенна, и при этом в невыгодном положении оказываются коммунальщики. Почему?
– Дело в том, что для тех и для других тарифы на очередной период регулирования устанавливаются, исходя из уровня действующих расценок, которые умножаются на коэффициенты, определенные Минэкономразвития. Но если тарифы для субъектов естественных монополий учитывают не только затраты на обеспечение текущей деятельности, но также прибыль и средства для инвестиций в развитие, то для коммунальной энергетики в качестве базы принимаются действующие тарифы, которые не обеспечивают прибыльность и поступление инвестиций в модернизацию и развитие предприятий.
В частности, планируемая рентабельность предприятий коммунального хозяйства на 2005 год составляет всего 2,4%. Она будет еще ниже, если учесть, в частности, реальную ситуацию с платежами за коммунальные услуги и перечислением средств бюджетов на компенсацию льгот, предоставленных потребителям. То есть получается, что ЖКХ планово убыточно.
– А как сделать так, чтобы тарифы в ЖКХ, с одной стороны, позволили бы развиваться отрасли, а с другой стороны, не стали неподъемными для населения?
– Доля коммунального хозяйства в конечной цене продукта, получаемого потребителем, составляет в среднем 10%. Остальное приходится на продукцию естественных монополий. То есть, если долю коммунальных предприятий в тарифе сделать на 20% дороже, то это повысит тариф для конечных потребителей лишь на 2%, зато основные проблемы по укреплению финансового положения отрасли будут решены. Однако, поскольку правительством России установлен предельный уровень роста тарифов для населения, то внутри этой цифры целесообразно уменьшить убыточность тарифа жилищно-коммунальных предприятий за счет некоторого уменьшения прибыльности естественных монополий. В этом случае повышение доходности коммунальных предприятий никак не отразится на тарифах для конечного потребителя.
– В недавнем совместном заявлении РКС и отраслевого профсоюза говорится о необходимости принятия закона по упорядочению льготного обслуживания и о том, что в противном случае ЖКХ грозит полное банкротство. В чем суть этого упорядочения?
– Сейчас у нас льготы, субсидии и дотации предоставляют органы власти, а доводят их до потребителя, так сказать, в натуральном виде, предприятия всех форм собственности. При этом государство не компенсирует им в полном объеме расходы. Так, в 2003 году бюджет недофинансировал предоставленные льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 16 млрд. рублей. На 1 июня 2004 года из 439,5 млн. рублей задолженности бюджетов всех уровней перед предприятиями РКС почти половина (202,8 млн. рублей) – долг по льготам, субсидиям и дотациям.
В 2005 году прогнозируется дальнейшее ухудшение ситуации с платежами бюджетов. А то, что государство откладывает решение вопроса о включении ЖКХ в зону монетизации льгот, однозначно говорит о том, что в бюджет на будущий год не будут заложены средства, соответствующие заявленным размерам финансирования отрасли. Коммунальным предприятиям вновь придется за свой счет выполнять государственные функции по доведению льгот до конечного потребителя.
– При создании РКС предполагалось, что за пять лет компания инвестирует в отрасль порядка 700 млн. долл., в том числе около 500 млн. заемных средств. Насколько это осуществимо, ведь, как стало известно, РАО «ЕЭС России» отказало в выдаче РКС инвестиционного займа в 25 млн. долл.?
– Да, действительно, года полтора назад я тоже слышал высказывания наших учредителей о том, что они создают некий инвестиционный фонд, который будет включать как их собственные средства, – речь шла примерно о 200 млн. долларов, – так и внешние заимствования из различных сегментов финансового рынка – примерно 500 млн. долларов.
За этот год мы довольно тщательно и скрупулезно изучили те риски, которые возникают и должны учитываться при финансовом моделировании сделок, посмотрели, как работает наша региональная модель, как работает система управления, в том числе и инвестициями. И в настоящее время нами подготовлен пакет инвестиционных проектов объемом примерно 8 млрд. рублей. Это сумма как заключенных сделок, так и тех, которые находятся в высокой степени согласованности с муниципалитетами и региональными властями.
Сейчас мы изучаем возможности привлечения средств наших акционеров и стратегических инвесторов, а также ведем, считаю, вполне успешные переговоры с рядом отечественных банков о финансировании конкретных проектов. Поэтому я не знаю, откуда в прессе иногда рисуется совсем уж мрачная картинка, что нет денег для реализации проектов РКС. Они есть.
На рассмотрение в правление РАО «ЕЭС России» мы вынесли вопрос о концепции привлечения инвестиций в наши проекты и предложили изучить возможность финансовой поддержки подготовленных контрактов. В РАО обсуждалась возможность сделать это в форме инвестиционного кредита в 25 млн. долларов. Однако мы не настаивали именно на такой форме. Нас в первую очередь интересовало, в какие именно объекты готово инвестировать РАО «ЕЭС России».
– Почему РКС предпочитает развивать свой бизнес в малых и средних городах?
– Размер муниципального образования не всегда является гарантом эффективности проекта для инвестора. Опыт РКС показал, что работа в городах с численностью населения до 200 тыс. человек наиболее эффективна с точки зрения отношений собственности (как правило, у всех коммунальных объектов города один собственник – муниципалитет), капиталоемкости и сроков реализации проектов. При этом экономический и социальный эффект от проводимых частным оператором преобразований наступает гораздо раньше и в большей степени касается каждого жителя малых городов, чем при реализации масштабных проектов в городах-миллионниках.
Сейчас прихода частного капитала в коммунальный комплекс для наведения там порядка ждут жители, по крайней мере, тысячи малых городов и почти двух тысяч поселков городского типа. Но при этом требуется содействие органов власти всех уровней, поскольку в настоящее время гарантии возврата частных инвестиций слишком малы для того, чтобы считать риски в этом сегменте рынка приемлемыми.
– В печати прошла информация о том, что из РКС начался массовый исход топ-менеджеров. Если это так, то в чем причина?
– Также могу сказать, что в ряде средств массовой информации прошла информация о том, что группа ведущих менеджеров из крупных российских компаний перешла на работу в РКС. Так что, с какой стороны посмотреть.
На первом этапе проекта РКС решалась задача становления бизнеса. Это была разработка и апробирование бизнес-модели компании в регионах. Налаживалось антикризисное управление коммунальными системами с целью повышения сбытовых показателей предприятий, реструктуризации их задолженности и успешного прохождения осенне-зимнего периода 2003-2004 гг. Для решения всего этого была сформирована команда менеджеров, которая свою задачу выполнила и подготовила проект к новой фазе – устойчивому управлению коммунальным бизнесом. И вполне естественно, что сейчас РКС совершенствует организационную структуру исполнительного аппарата с учетом новых задач, которые приходится решать компании.

Беседу вел Евгений Лакоза

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация