23:30:44
11 апреля 2021 г.

Сергей Сиваев: «Потери можно превратить в инвестиции»

ЖКХЗначительная часть стоимости жилищно-коммунальных услуг – это оплата электричества, газа, воды и тепловой энергии. Но из-за плачевного состояния ЖКХ существенная часть этих ресурсов так и не доходит до потребителя. Тем не менее, жильцам приходится оплачивать и эти потери. Мнения ученых о том, кто заинтересован в ресурсосбережении, где взять средства на латание дыр в ЖКХ, излагает в беседе с корреспондентом «Квартирного ряда» директор направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» Сергей Сиваев.
«Квартирный ряд»: Сергей Борисович, в связи с тем, что энергосбережение является одной из главных проблем ЖКХ и, можно сказать, главным экономическим потенциалом реформы отрасли, с чего в этом деле нужно начинать?
Сергей Сиваев:
Это мы как раз и обсуждали на проходившем недавно в Москве семинаре «Энергосбережение в жилищном фонде: проблемы, практика, перспективы», в котором приняли участие и немецкие специалисты. На семинаре презентовалась одноименная книга. Но главной задачей дискуссий было выявление выгодоприобретателя, то есть того, кто получает дивиденды от ресурсосбережения.
И здесь мы совершенно четко выделили три заинтересованных в этом деле участника. Во-первых, это собственники жилья, которые за счет ресурсосбережения получат шанс платить за свое жилье меньше, поскольку им понадобится меньшее количество энергии для комфортного проживания. Во-вторых, это бизнес, связанный с управлением жильем, с сервисом, который строит свою политику на повышении качества обслуживания жилья. К сожалению, в России такой бизнес практически отсутствует. Это очень серьезная проблема, поскольку сейчас управляющие компании зачастую работают как административный придаток местных властей, и экономически в ресурсосбережении не заинтересованы. И в-третьих, это местные власти, которые существенную часть бюджетных средств пока тратят на дотирование ЖКХ. Понятно, что здесь имеется как финансовая, так и политическая заинтересованность, но на «поле» энергосбережения этот игрок очень пассивен.
К.Р.: Пассивно также и население, которое в значительной части недопонимает своей выгоды в ресурсосберегающих мероприятиях и не очень-то верит, что затраты на это дело в конечном итоге уменьшат коммунальные платежи. Остается надеяться только на бизнес?
С.С.:
Да, мы считаем, что бизнес – это самый реальный игрок. Но для того, чтобы он пришел в ЖКХ, нужно установить более или менее адекватные правила игры, которые формируют его интересы. Прежде всего, желательна минимальная политизированность со стороны местных властей и демонополизация заказа на жилищно-коммунальное обслуживание. Нужно, чтобы в этом деле участвовали жильцы через ТСЖ, ЖСК, а не местная власть. Существенный вопрос – бюджетные деньги, направляемые на нужды ЖКХ, которые живут, так сказать, самостоятельной жизнью. К сожалению, заказчики в лице товариществ пока этими средствами не распоряжаются. Ну, а инициаторами ресурсосбережения должны выступать управляющие компании, которые призваны обеспечивать жителям комфортное проживание через минимальные закупки ресурсов.
К.Р.: А у них какой в этом интерес?
С.С.:
Управляющие компании договариваются с собственниками жилья, например на три года, о размерах платежей. Но при этом оговаривают, что если часть денег они перефинансируют на утепление зданий и обеспечат комфортное проживание за счет меньших издержек, то сэкономленные средства становятся их дополнительной прибылью.
К.Р.: В чем здесь тогда интерес населения?
С.С.:
А в том, что после истечения этих трех лет собственники жилья заключают договор с управляющей компанией на потребление зданием, условно говоря, уже не 100 гигакалорий, а 70, и платежи населения соответственно уменьшаются. То есть в среднесрочном периоде это интерес бизнеса, а в долгосрочном – интерес собственника.
К.Р.: Но в большинстве домов собственники не объединены в ТСЖ и не могут участвовать в подобных переговорах…
С.С.:
Конечно, описанная схема может быть реализована только через товарищества. К сожалению, в России сейчас организовано всего 6,8 тысячи ТСЖ, в том числе около тысячи в Москве.
К.Р.: А ситуация с ресурсосбережением продолжает ухудшаться. Особенно плохо обстоит дело в старых домах…
С.С.:
Но вообще-то об энергоэффективности жилищного фонда у нас никогда особо не заботились. Мы строили дома, исходя из удешевленного квадратного метра, это раз. Ресурсы стоили очень дешево – два. Так что энергонеэффективность нашего жилищного фонда в значительной степени заложена проектными решениями советских времен. То есть не надо сетовать, что только последние десять лет виноваты. Так у нас было всегда. Но в любом случае ситуацию нужно исправлять.
Ресурсы дорожают. А поскольку на отопление мы тратим практически 50% коммунальных платежей, а из них только 30% уходит на отопление воздуха в квартирах, то легко понять, что 20% платежей – деньги, выброшенные на ветер, а точнее – на улицу.
К.Р.: С потерянными деньгами понятно, но где взять средства на утепление зданий?
С.С.:
Задача сейчас состоит в том, чтобы деньги, которые сегодня идут на оплату отопления улицы, перевести в инвестиции на капитальное улучшение здания. Но это можно сделать только через бизнес, который может привлечь заемные деньги. Затраты достаточно быстро окупаются. По некоторым мероприятиям – всего за период от шести месяцев до полутора лет. В конечном итоге получается 60-70% энергоэффективности. А схема действий такая. Бизнес привлекает заемные средства и осуществляет капитальное улучшение теплоизоляции здания. Потом за счет платежей жильцов, в том числе и оплаты уже не имеющихся потерь тепла, производится погашение кредита. То есть речь идет о том, чтобы нынешние потери превратить в инвестиции на капитальное улучшение здания.
К.Р.: Правительство Москвы приняло постановление, согласно которому к сентябрю 2005 года счетчики горячей и холодной воды должны появиться во всех домах. Это должно существенно снизить расходы на оплату воды…
С.С.:
Да, хорошо, что в столице принята программа внедрения приборного учета, но, на мой взгляд, все это достаточно плохо увязывается с экономическими инструментами самостоятельности бизнеса, занятого управлением жилищным фондом.
Причем, нужно понимать, что счетчики экономят ресурсы только в сфере водоснабжения. А вот, что касается теплоснабжения, то это целостная система, ее нельзя просто включить и выключить. Требуется регулирование теплопотребления. То есть в этом самом теплоемком секторе одной только установки счетчиков недостаточно. Для экономии энергии здесь требуются еще и инструментальные средства регулирования теплопотребления.
Так что теплопотребление – штука достаточно серьезная. Тут имеется масса разнообразных инженерных решений. От установки термостата, позволяющего потреблять оптимальное количество тепла, до технических схем, учитывающих уровень нагрева фасада здания солнцем. Например, в безоблачный день можно сократить теплопотребление.
Учет потребления воды, конечно, важен, но платеж по воде достаточно скромный. Менее 15% всех наших коммунальных расходов приходится на холодную и горячую воду. Даже если мы сэкономим, например, 30%, то в наших карманах прибавится не так уж много рублей. Правда, как политическое и воспитательное мероприятие это, наверное, очень полезно.
Серьезная проблема – внедрение приборного учета в систему хозяйственных отношений. Нужно определиться, кто будет обслуживать приборы, проверять их, во сколько это обойдется, как все будет соотноситься с нашей экономикой. То есть надо посчитать, сколько нам придется заплатить за приобретение и установку приборов, и какая от них будет экономия.
К.Р.: Как с этим на Западе?
С.С.:
По-разному. Что ни страна, то своя политика. В Германии это делается за счет бюджета. В Англии счетчиков практически нет. В Ирландии вода вообще бесплатная.
С водой у нас вот еще какая история. Тарифы в промышленности в среднем в 3,5 раза выше тарифов для населения. Это так называемые перекрестные тарифы, когда промышленность финансирует стоимость воды для населения. Но это картина временная, понятно, что со временем она должна измениться. С развитием рыночных отношений и ликвидацией нынешнего перекрестного субсидирования в будущем возрастет стоимость воды для населения.
К.Р.: Как Россия выглядит в смысле ресурсосбережения по сравнению с другими странами?
С.С.:
Как и в целом общеэкономическом развитии. Чудес не бывает. Мы там, где мы есть. Но интересно сравнение со странами СНГ, с нашими братьями-соседями. Ситуация достаточно любопытная. Поскольку, например, в Молдавии, Украине, Казахстане политика на рынке жилищно-коммунальных услуг намного жестче, то и счетчики там установлены практически повсеместно. И так как там ресурсы дорогие, то и окупаются счетчики и их установка намного быстрее, что позволяет действительно экономить финансы.
А что касается нынешнего нормативного потребления в России, то оно, с учетом потерь в кранах и сырых подвалах, на самом деле близко к фактическому и составляет в среднем 300 литров по горячей и по холодной воде. А в европейских странах – порядка 120-160 литров на человека в месяц. Это, так сказать, цивилизованная норма, к которой, наверное, и мы со временем придем, когда наведем порядок в ЖКХ, когда сами жители напрямую будут участвовать в ресурсосбережении, экономя свои средства.

Беседу вел Евгений Лакоза

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация