Стерпится – слюбится
В минувшем году, по сведениям Московской ассоциации гильдии риэлторов, резко изменилось соотношение иностранцев и наших соотечественников, арендующих дорогие квартиры. Если в прошлые годы граждане Европы и Америки составляли до 80 процентов арендаторов квартир стоимостью от 2000 долларов в месяц и выше, то к концу 2003-го – их количество снизилось до 40 процентов.Москва по-прежнему привлекательна для иностранных студентов, аспирантов, специалистов, бизнесменов. Более того, в последнее время к нам на заработки потянулись наши же иммигранты, приобретшие заграничный лоск и второе гражданство.
Но вот феномен последнего года. По наблюдениям риэлторов, несмотря на то, что число иностранных арендаторов квартир растет, за жилье они готовы платить все меньше. Основная масса «дорогих» арендаторов сегодня – наши соотечественники.
Требования завидных клиентов
Но о чем же, снимая квартиру, думают представители Европы и Америки? Как ни странно, но «евроремонт»: белые стены, стеклопакеты, зеркальный шкафчик купе – привлекают европейцев и американцев все меньше и меньше. Сейчас так называемые европейские стандарты повышают стоимость квартиры исключительно в глазах наших соотечественников. А представители цивилизованного мира стремятся к жизни в предельно простых, естественных, но комфортных условиях.
Практически всем иностранцам хочется жить в центре и добираться до работы пешком. Правда, пользуются спросом Юго-Запад столицы, «зеленая» ветка метро от центра до Сокола и «рыжая» – от центра до ВДНХ.
У большинства иностранных граждан существует жесткое требование: квартира должна находиться не дальше, чем в десяти минутах пешком от станции метро.
Как говорят риэлторы, почему-то не любят европейцы, американцы, австралийцы новые монолитные дома, а предпочитают «сталинки» с весьма скромной по нашим меркам начинкой.
Все меньше радуют представителей стран, в которых бережно относятся к экологии, пластиковые стеклопакеты. Скандинавы, французы, итальянцы предпочитают квартиры с большими деревянными подоконниками и деревянными рамами. Еще одна их слабость – хорошие паркетные полы.
В обстановке не только европейцы, но и американцы все больше тяготеют к классике. Для них главное – не только что купленный итальянский диван стоимостью в несколько тысяч долларов, а «душа» квартиры. Агенты рассказывают, что на «ура» уходят весьма скромные квартиры, обставленные недорогой, часто отечественной мебелью, но со вкусом.
Единственное, что на протяжении многих лет остается чрезвычайно важным для «завидных» арендаторов – идеальное состояние сантехники. Многие, придя на просмотр квартиры, первым делом отправляются в … туалет. Часто после посещения санузла желание продолжать осмотр у них пропадает.
Их нравы
Да, иностранцы знают себе цену и ощущают себя завидными клиентами, чему способствует отношение к ним большинства хозяев квартир.
Поэтому часто, приезжая на просмотр квартиры с арендной платой в три тысячи долларов, они начинают торговаться, чтобы скинуть цену до полутора тысяч. Или едут смотреть ликвидную «трешку» в престижном районе, а на месте предлагают хозяину закрыть одну комнату и сдать намного дешевле…
Московские риэлторы, работающие на рынке иностранной аренды, готовы довольно точно описать, представитель какой страны как поведет себя в квартире.
Самые «беспроблемные» арендаторы – это скандинавы. Финны, шведы, норвежцы, датчане во многом похожи на россиян. Для них главное – подобрать квартиру, в которой хочется жить, к которой «легла душа». Если квартира нравится, они, как правило, соглашаются с ценой и требованиями хозяев.
Другое дело – немцы и французы. Они скуповаты, их требования традиционно завышены и характеризуются распространенной агентской фразой: «Хотят за копейку – канарейку, чтобы пела и не ела».
Арендующих жилье первый раз американцев и австралийцев (не иммигрантов из СССР) тоже можно отнести к «беспроблемным» клиентам. Но… пожив какое-то время в Москве, они резко меняют свои претензии.
Рассказывает Анна Дубовская, агент, работающий с иностранцами:
«Год назад я поселила семью из Австралии в очень симпатичную квартиру. Но прошло время, и мой клиент решил, что платит за квартиру, в которой живет, слишком много денег. Несмотря на то, что цены на арендуемые в Москве квартиры за это время выросли. Я пыталась ему найти более дешевый и приемлемый вариант. В конце концов, наше общение закончилось тем, что он прислал мне по электронной почте фотографию желаемых апартаментов. Цена такого уровня квартиры оказалась в три раза выше той, которую он рассчитывает платить. Вот и выходит, что за год жизни в нашей столице «испортился» австралиец…»
Наши бывшие соотечественники, вернувшиеся на заработки в Москву, более реально смотрят на жизнь. Их требования сходны с пожеланиями обеспеченных российских арендаторов.