Искусство компромисса
Начиная с 1998 года, в рамках программы «Мой двор, мой подъезд» в ВАО приведено в порядок более 14 тыс. подъездов и около 3 тыс. дворов. В этом году планируется привести в порядок 1895 подъездов и 444 дворовые территории. Все работы будут проводиться комплексно. Именно об этом шла речь на коллегии префектуры Восточного округа.Приведенные выше цифры подразумевают не только муниципальные жилые дома, и соответственно, — их дворы, но и ведомственные. Последнее, по мнению префекта ВАО Бориса Ульянова, значительно осложнит выполнение программы «Мой двор, мой подъезд», так как в ведомственном секторе ремонта не было больше 30 лет, и все надо начинать буквально «с нуля». Всего в округе будет отремонтировано 96 ведомственных домов.
Как отметил руководитель Комплекса городского хозяйства правительства Москвы Петр Аксенов, деньги на эти цели есть. В Восточном округе, например, на ремонт одного подъезда запланировано в среднем 97,4 тыс. руб., что в четыре раза больше, чем в 1999 году. Соответственно, с исполнителей потребуют качество выполняемых работ.
В этом году административно-технической инспекции запрещено принимать объекты ремонта и благоустройства с недоделками. В комиссии, помимо специалистов ОАТИ и районной управы, включены и представители общественных объединений жителей. «Нельзя производить полуфабрикаты, — сказал Петр Аксенов, — иначе мы никогда не завершим работу по благоустройству, — а наши усилия без поддержки и понимания жителей своего участия и ответственности за содержание и сохранность жилищного фонда останутся нереализованными замыслами».
Все работы по благоустройству, подчеркнем еще раз, будут проводиться комплексно. Сначала дворовые территории получат паспорта. Делается это для того, чтобы определить их границы, а также «посчитать» все элементы, предусмотренные проектом.
Комплексное благоустройство, безусловно, экономически наиболее целесообразно. Практика показывает, что нет необходимости в каждом дворе устанавливать все виды малых форм: детские и спортивные площадки, места для отдыха и т.д. Во-первых, не каждый двор можно насытить таким разнообразием конструкций, во-вторых, не все жители хотят иметь под окнами полный арсенал дворовых развлечений. Бывает, благородная идея обустройства двора на деле оборачивается конфликтом с жителями.
В Восточном округе пошли по другому пути: благоустраивают дворы с учетом мнения жителей и имеющихся возможностей каждой территории. Иными словами, такие элементы, как скамейки, газоны – это обязательно, а песочницы, качели, спортивные площадки и места для выгула собак оборудуются там, где позволяет география двора.
По этому принципу в Восточном округе благоустроен район «Вешняки». Здесь несколько площадок оборудованы как места массового отдыха жителей, где есть зоны отдыха, спортивные площадки, беговая дорожка и даже изумительные фонтаны, стиль остальных дворов – минимализм, и, разумеется, везде чисто и ухожено.
Но при всем положительном опыте, который приобрели префектуры за годы реализации программы «Мой двор, мой подъезд», отметил Петр Аксенов, в районных управах зачастую этой работой занимаются «административно», без учета современных требований и технических возможностей.
Простой пример — кодовые замки. На первом этапе надо было закрыть подъезды жилых домов и избавиться от нежелательных посетителей. Сегодня кодовые замки стали ненужным «декором» входной двери, так как в большинстве случаев они не работают. Исправный замок также не преграда на пути, потому что зашифрованный код трех «грязных» кнопок непонятен только слепому. А в некоторых управах почему-то не торопятся внедрять более прогрессивные технические средства, те же домофоны, системы видеонаблюдения. Их целесообразно устанавливать там, где невозможно оборудовать места для консьержей, например, в «хрущевках».
Еще одна проблема — благоустройство объектов образования, промышленности, социальной сферы, а также ведомственных территорий. В данном разделе программы ясной картины пока нет. Понятно, что предусмотренных на эти цели бюджетных средств недостаточно, а другие источники финансирования до сих пор не определены. Таким образом, на 74 социальных объекта округа дефицит средств составляет 12 млн. руб.
И, наконец, принципиальный вопрос – о количестве и качестве. Что лучше: в каждом дворе и подъезде сделать «по чуть-чуть» или решать задачу концептуально, тщательно продумав, спланировав, а главное, взвесив реальные силы и финансовые возможности? Судя по отношению жителей к программе «Мой двор, мой подъезд», они предпочитают второй вариант, потому что покрашенные скамейки на потрескавшемся асфальте и появившиеся в подъездах лампочки, которые ярко высветили облупившуюся краску на стенах и непристойные надписи на них, раздражают москвичей.
Согласитесь, это нормальная реакция людей на недоделки и недобросовестность подрядчиков. Правда, похоже, подобная ситуация осталась в прошлом: отныне с недоделками ни один объект приниматься не будет, а организациям-бракоделам участвовать в последующих конкурсах не разрешат.
В свое время префект Восточного округа Б. Ульянов выступил на заседании правительства Москвы с принципиальной позицией не создавать в этой работе, как он тогда сказал, «кампанейщины», иначе в погоне за цифрами отчетности можно потерять главное – интерес и доверие москвичей к программе «Мой двор, мой подъезд». Перейти от массовости к комплексности – задача, безусловно, потруднее. Но и перспективнее, ведь только так можно увидеть качественные изменения в благоустройстве дворов и состоянии жилых домов, а, значит, и рассчитывать на качественно другое отношение жителей к муниципальной собственности.