23:30:44
11 апреля 2021 г.

ЖКХ как жулико-криминальное хозяйство

ЖКХК великой радости многих наших сограждан, набившая всем оскомину тема Pussy Riot наконец-то отошла на задний план, уступив место теме действительно важной – коррупции. Безусловно, в военном ведомстве украли много. Деньги бюджетные, то есть, народные. Значит, обворованным оказался каждый россиянин. На сколько именно, возможно, скоро подсчитают. Однако вряд ли кто-нибудь когда-нибудь сможет определить размеры ущерба граждан от коррупции в сфере ЖКХ…

Под присмотром

Нельзя сказать, что ЖКХ у нас без присмотра. Контролирующих органов много. Проверяют, выявляют финансовые нарушения. Но деньги все равно воруют, и счет идет на миллиарды.

Недавно Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) подвела итоги трехлетней кампании по проверке использования средств, выделенных Фондом содействия реформированию ЖКХ на проведение капитального ремонта и переселение граждан из аварийного жилья. Вроде бы дело прошлое, но аукается до сих пор. В Росфиннадзор регулярно поступает большое число обращений граждан, запросы правоохранителей, которые просят провести дополнительные проверки использования этих средств.

Заместитель руководителя Росфиннадзора Илья Кучеров рассказал:

– За три года исполнено работ на 255 млрд рублей, выделенных фондом. Конечно, Росфиннадзор не в состоянии был проверить всех, кто получал эти деньги, но, тем не менее, нарушений выявлено на 6 млрд рублей. Нецелевое использование средств встречалось не часто. В основном имели место переплата, перерасход и неэффективное использование бюджетных средств.

Здесь и ремонт домов, которые не были включены в адресные программы, и оплата невыполненных работ, и завышение расценок по выполняемым работам.

Под давлением контролеров удалось заставить подрядные организации возместить государству 2,62 млрд руб. Выставлены претензии по взысканию неустойки за несвоевременный ввод в строй квартир для переселения из аварийного жилья на 7,3 млрд рублей. Практически по каждому факту нарушения материалы были переданы в Генеральную прокуратуру для решения вопроса о наличии либо отсутствии признаков преступления в действиях нарушителей.

Для справки:

Доля основных фондов ЖКХ составляет более 26% от общего объема основных фондов страны стоимостью примерно 8 трлн рублей. В эту сферу входит 19 млн объектов жилищного фонда площадью почти 3 млрд. кв. метров. В стоимостном выражении ветхий аварийный фонд составляет 93 млрд рублей. В отрасли занято 3 млн. человек. ЖКХ потребляет более 20% энергоресурсов страны. Тем не менее, это самая неразгосударствленная отрасль экономики России.

Проверяет ЖКХ и Счетная палата РФ. Аудитор Александр Филиппенко сокрушается:

– К сожалению, мы видим, что в оффшорных зонах зарегистрированы, казалось бы, несерьезные с точки зрения финансового оборота, уровня дохода коммунальные организации. Я могу понять, когда на острова нацеливаются трансконтитентальные корпорации – нефтяные, угольные, энергетические. Но вот мы проверяем Калужскую, Тамбовскую, Рязанскую область и вдруг там обнаруживаем, что коммунальные компании, собирающие плату с населения, также отправляют деньги в оффшоры, а потом оттуда получают финансирование.

Посадок не ждите

Понятно, что ЖКХ является одним из наиболее криминализованных секторов экономики страны. Преступления в этой сфере носят ярко выраженную социальную окраску, так как любые убытки, в том числе содержание непрофильных активов, хищение имущества и денежных средств списываются на затраты коммунальных компаний и увеличивают размер пресловутых тарифов на услуги. Президент РФ Владимир Путин поручил правоохранительным органам провести комплекс мероприятий по выявлению и пресечению коррупционных преступлений, совершаемых в сфере ЖКХ. Этим сейчас занимается Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России совместно с Генпрокуратурой РФ, Следственным комитетом, Росфиннадзором. Так где посадки?

Оказывается, выполнять поручение президента особо и некому. После проведенного реформирования органы центральных аппаратов МВД сокращены более чем на 50%, поэтому задействуются в основном территориальные органы внутренних дел. И работа строится постановкой вопросов к ним с последующими отчетами в главк. В результате влиять на ситуацию в регионах стало тяжелее. Это признал заместитель начальника Управления МВД России Олег Ческов.

По его словам, в сфере ЖКХ наиболее часто совершаются преступления, связанные с осуществлением должностными лицами разрешительных и контрольно-надзорных функций, с распределением бюджетных средств, выделяемых в рамках государственного и муниципального заказа, совершение операций с недвижимым имуществом, находящимся в федеральной и муниципальной собственности. Остаются распространенными факты вынуждения предпринимателей к согласию на получение от чиновников так называемых услуг по лоббированию их интересов и оказанию общего покровительства.

Теперь немного статистики. За 9 месяцев 2012 года подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных ОВД в сфере ЖКХ выявлено 2771 экономическое преступление, более половины – коррупционной направленности. Предварительно расследовано 1500 уголовных дел, совершенных группой лиц, организованной группой лиц или преступным сообществом. В суд направлены уголовные дела о 1325 преступлениях. И всего 201 преступник привлечен к уголовной ответственности. Для огромной России это явно маловато!

Олег Ческов рассказал, с чем приходится сталкиваться полицейским при выявлении коррупционных преступлений в ЖКХ:

– Назначение лица на руководящую должность в сфере ЖКХ на любом уровне, начиная от ДЕЗов и ниже, является в его семье, в его окружении праздником настолько торжественным, что его можно сравнить с возвращением из полета в космос. И бизнес в этой сфере строится не исходя из того, что человек приходит на рынок и говорит: «Я готов оказать качественные услуги за вменяемые деньги». Все делается от обратного. Человек, заняв должность, говорит всем своим друзьям и близким: «Так, сейчас будем пилить то, что у нас есть». Органы, осуществляющие контрольные и распределительные функции в этой сфере и представители бизнес-сообщества, которые реально работу выполняют, просто слились в коррупционном экстазе, и никто не заинтересован в том, чтобы эту ситуацию менять.

Человек, готовый прийти в полицию с заявлением на чиновников или предпринимателей, которые в этих схемах участвуют, как правило, находится за бортом, то есть, не участвует в распределении денег. Как только он попадает в систему, ему в страшном сне не приснится сотрудничать с правоохранительными органами. Есть сложность привлечения лиц к уголовной ответственности по статье, связанной в организацией пресловутых фирм-однодневок. На протяжении 20 лет все говорят об этих фирмах, делают вид, что это настолько сложная проблема, что решить ее никак невозможно. А ведь «откаты» невозможно организовать с «белыми» компаниями, в них обязательно участвуют фирмы-однодневки. Почему нельзя ввести уголовную ответственность по формальному признаку для лиц, создавших такую организацию или как-то причастных к ее созданию, хотя бы ради того, чтобы пресечь возможность выведения денег?

Ни для кого не секрет, что изначально, когда разыгрывается тот или иной конкурс, в смету закладывается стоимость работ, позволяющая «откатить» до 20% чиновнику, который этот конкурс проводит и который будет впоследствии заключать госконтракт. В этом еще обязательно участвуют пресловутые друзья и родственники, которые являются генподрядчиками. И генподрядчик оставляет себе еще 10-15% от стоимости госзаказа. Причем выполнить эти работы он, как правило, не может, у него нет ни лопат, ни людей, ничего. Он обязательно берет субподрядчиков. То есть, из 100 условных рублей 35 рублей сразу уходит чиновнику, который подписывает госконтракт, и генеральному подрядчику, который никаких функций на себя не берет, кроме как выиграть тендер и заключить субподряд. Таким образом из любой платежки за услуги ЖКХ можно смело отчислить 35% на коррупцию.

И пшик на выходе

Напомним, это мнение высокого начальства из МВД России. Теперь посмотрим, как выявляют и пресекают преступления в сфере ЖКХ на территориальном уровне, в частности, в Московской области. Своими соображениями об этом поделились сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Московской области майоры полиции Дмитрий Еремин и Алексей Шустов.

Несмотря на то, что основная борьба с коррупцией в ЖКХ спущена на территориальные органы внутренних дел, на самом деле профессиональных борцов в регионе можно по пальцам пересчитать. В оперативно-розыскном отделе областного управления преступлениями в ЖКХ занимаются три сотрудника, да по одному сотруднику закреплено в каждом райотделе. Не густо!

И опять немного статистики. В целом за 9 месяцев 2012 года в Подмосковье выявлено 331 преступление в сфере ЖКХ. Причиненный ущерб оценивается в 731 млн рублей, возместить удалось 130 млн рублей. Выявлено 53 лица, совершивших преступление, в суд направлены уголовные дела по 175 преступлениям, привлечено к уголовной ответственности 18 человек.

Самыми распространенными преступлениями в сфере ЖКХ являются хищения: присвоение, растрата, мошенничество. Имело место причинение имущественного вреда путем обмана, незаконное предпринимательство, легализация незаконных денежных средств, уклонение от уплаты налогов, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, коррупционные преступления – получение и дача взятки, служебные подлоги и др.

Как правило, эти преступления совершают руководители управляющих компаний, ТСЖ и муниципальных унитарных предприятий. Размах нарушений в ряде случаев достигает масштабов эпидемии.

Проверяют оперативники, в основном, расходование бюджетных денежных средств: федеральных, которые выделяются Фондом содействия реформированию ЖКХ, региональных, направленных на реализацию целевых программ по ЖКХ правительства Московской области, и средств местных бюджетов на эксплуатацию жилищного фонда и благоустройство. В их задачи входит собрать материал доследственной проверки, передать следствию, которому, в свою очередь, нужно определить состав преступления, собрать доказательства и довести дело до суда.

Оперативники рассказали о распространенных схемах хищения бюджетных средств. Как правило, во главе стоят руководители муниципальных унитарных предприятий. Деньги – населения или бюджетные, направляются в адрес аффилированных структур на какие-нибудь работы по благоустройству, ремонту. Составляются фиктивные договоры, оформляется исполнительная документация, а работы фактически не производятся, либо производятся в значительно меньшем объеме.

К примеру, в городском округе Химки в конце прошлого года выявили факт хищения 3,365 млн рублей бюджетных средств. Эти деньги были выделены на капремонт двух подъездов жилого дома. Муниципальное предприятие деньги перечислило подрядной аффилированной организации, которая их и «освоила». На самом деле ремонт оказался выполнен двумя месяцами раньше за счет средств населения. И было затрачено не более 1 млн рублей. Это не единичный факт в городском округе Химки.

Преступления в ЖКХ разнообразны, нетипичны, и документировать их очень сложно. Вообще эта сфера притягательна для криминальных кругов. С одной стороны, ежемесячно в управляющие компании поступает большой объем денег – объем стабильный, потому что население всегда платит и будет платить за жилищно-коммунальные услуги, несмотря ни на что. Более того, платят не на основе добровольности: хочу – плачу, хочу – нет. Это обязанность граждан, вмененная законом. И под страхом выселения из квартир люди отдадут УК последние копейки. Такого больше нет ни в одном секторе экономики. С другой стороны, есть лазейки в законодательстве, о которых знает и которыми пользуется большой круг лиц, задействованных в сфере ЖКХ – от коммерческих, муниципальных предприятий до органов исполнительной власти.

Иными словами, совершать преступления в этой сфере просто, сложно их выявлять и документировать. Они все друг на друга не похожи, поэтому тяжело вырабатывать какие-то общие подходы. Даже типовые, на первый взгляд, схемы преступлений постоянно меняются. К тому же, они не совершаются в одиночку, в них задействован большой круг лиц.

Возьмем, к примеру, типичную схему преступления с муниципальными заказами. Муниципалитет заказывает работу, выделяет деньги, но выделяет аффилированной структуре, которая по факту эту работу либо не делает, либо делает частично. Скажем, пришлют двух рабочих в дом, те что-то подмажут, с ними расплатятся конвертом. При этом техническая документация оформляется на полный объем, формально проверяется выполнение, подписываются акты приемки работ. В конечном итоге основной заказчик, который выделил деньги и подписал акт принятых работ, ответственности за целевое расходования денег не несет. Она нигде в законе не прописана. Оперативникам приходится косвенным путем доказывать заинтересованность заказчика в «сбросе» денег на аффилированную структуру. И практически невозможно доказать умысел.

Судите сами, в законе об унитарных предприятиях четко сказано о том, что в своей деятельности директор руководствуется принципами разумности. Как ему вменить то, что он был неразумен, подписывая акт на 3,5 млн рублей по работам, которые на деле не проводились. Спрашиваем – почему это происходит, отвечает – объемы большие, бумаги принесли, подписал. Возникает вопрос о необходимости этих работ. Может, они и не нужны, но человек, имея преступный умысел на хищение, тратит деньги, а потом разводит перед оперативниками руками – вот такой я неумеха-управленец.

Или еще случай из практики оперативников. На противопожарную обработку крыш было выделено из бюджета 90 млн руб. Проверили, а на крышах мох и грибы растут, и, конечно же, никаких следов противопожарной обработки. Тем не менее, акты выполненных работ на эти деньги подписаны.

Необходимо прописать в ведомственных нормативных актах норму, по которой заказчик, который подписывает последним акт выполненных работ, нес бы прямую ответственность. Сейчас он от нее уходит, ссылается на другие подписи в акте выполненных работ. Действительно в актах есть визы заказчика, исполнителя, часто и технического надзора, старших по дому. Эдакая коллективная ответственность. Но когда оперативники задают вопросы, все начинают «играть в футбол». Руководитель заказчика говорит: «Я сижу в кабинете, мне принесли акт, я увидел подпись технадзора и расписался». Приходят к технадзору: «Как же вы могли принять эти работы?» В ответ слышат: «Я посмотрел акт открытых работ, увидел подписи инженеров нашего ПТО, им доверяю и тоже поставил свою подпись!» И так – круговая порука. В результате ответственное лицо – руководитель первым умывает руки.

Найти прямые доказательства невозможно, умысел приходится доказывать косвенно. Это большой объем работы с финансовыми документами, отслеживание денежных потоков, начиная от оплаты квитанции жителем, поступления его денег в УК, а от нее – к подрядной организации. И так до обналички этих денег физическим лицом. На то, чтобы как-то подвести организацию к возбуждению уголовного дела, в среднем уходит полгода.

Легче всего доказываются составы преступлений по так называемым мертвым душам. Приходят оперативники на предприятие, проверяют штатную численность, находят 20 банковских карт у бухгалтера в столе. Выясняют, что лица, на которые оформлены карты, на предприятии не работают или когда-то работали, но ушли, а на них регулярно начисляется зарплата и снимается с банковских карт. Как раз по такой схеме трудятся в сфере ЖКХ многие выходцы из Средней Азии.

Для преступников наиболее интересны бюджетные средства, которые легко «загнать» под какие-либо фиктивные договора. Модное сейчас преступление – формирование долгов перед ресурсоснабжающими организациями. В каждом доме всегда есть задолженность жителей за коммунальные услуги – где-то 5%. Недобросовестные УК этим пользуются и постоянно дельту увеличивают, направляя деньги на оплату фиктивных договоров. Таким образом, у ресурсника формируются долги, они растут, а он тоже должен платить за газ, за электроэнергию для производства. По этой распространенной схеме банкротят коммунальные предприятия – теплосети, водоканалы.

Излюбленная лазейка для хищения средств местных бюджетов – работы по благоустройству. Ее активно применяют весной, когда сажают траву, цветочки. Начинают проверять – зелень вдруг резко вянет и убирается с газонов. Оперативники в рамках следствия должны назначить экспертизу. А на газонах вместо цветов земля. Поди чего докажи!

Такая же ситуация со снегоуборкой. Деньги выделяются большие. А коммунальщики – народ изобретательный. Есть два вида снегоуборки – ручная и механическая. Прошелся комбайн, а в актах укажут ручную уборку. Разницу в оплате положат себе в карман. Доходило до того, что оперативники каждый день с раннего утра выходили на центральные улицы, фотографировали для доказательства того, что в этот день снега не было, соответственно, и убирать было нечего. Но до суда дело не дошло: фотографии в качестве доказательства не приняли: справки о том, был или нет снег, должна давать ГИС Метеослужба.

В ЖКХ совершается много правонарушений, которые не подпадают под Уголовный кодекс РФ. По экономическим преступлениям объем работы огромный как у следователя, так и у оперативников, поэтому до суда доходят единицы дел. Год работали по делу о хищении 135 млн рублей в Солнечногорске. Это преступление привело к серьезным социальным последствиям. Было прекращено водоснабжение города, жители выходили на трассу, перекрывали движение. Фигурант – руководитель службы эксплуатации осужден, ему присудили 3 года условно и 30 тыс. руб. штрафа. Хотя похитил он 135 миллионов!

Лилия Позднякова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация