23:30:44
11 апреля 2021 г.

Консьержи теперь – ваша проблема

ЖКХС 1 июля нынешнего года московское правительство прекращает выплату субсидий управляющим компаниям на содержание консьержей в многоквартирных домах. Касается это десятой части подъездов московских домов.

Всего их насчитывается более 100 тысяч, а субсидий в 2012 году было оформлено на 9,5 тысячи подъездов. Остальные – либо и раньше содержали дежурных на собственные средства, либо довольствовались камерами видео-наблюдения.

Что и говорить, к бюджетной помощи люди привыкли, ведь получали ее с 1999 года. Пусть не такой уж и достаточной она была, но одно дело – доплачивать дежурным, а другое дело – финансировать их полностью. Да и жителей консьержи устраивали куда больше, чем установленные в домах видеокамеры.

Разговоры о возможной скорой отмене субсидий начались уже с начала 2012 года. В п. 2 постановления правительства Москвы № 369-ПП от 16 августа 2011 г. был четко обозначен срок их предоставления – с 1 января по 30 июня 2012 г. А что дальше? Судя по редакционной почте, многие дома от консьержей вынуждены будут отказаться – не потянут. Но как-то выкручиваться придется – вопрос ведь стоит о безопасности проживания. Судя по обилию в Интернете вакансий консьержей в многоквартирных домах, они нужны, и их не хватает. ТСЖ, ЖСК предлагают удобный график: сутки через двое или через трое. Зарплата от 6 до 9 тысяч рублей, либо посменная оплата от 600 до 1000 рублей. Не забывают подчеркнуть близость дома к станции метро и что рабочее место оборудовано туалетом, горячей, холодной водой, местом для отдыха. И, как правило, гарантируют официальное, в соответствии с Трудовым кодексом оформление. А немногочисленных соискателей, в основном иногородних, интересует возможность бесплатного проживания. Судя по тому, что спрос превышает предложение, эти условия мало кого привлекают. Но консьержи даже с такой зарплатой – для жителей удовольствие дорогое. К примеру, три сменных работника с окладом 6 тысяч рублей на подъезд из 20 квартир – это уже по 900 рублей в месяц с квартиры! А прибавьте налоги с зарплат!

Потому нам нередко задают вопрос: как дешевле организовать дежурство в подъездах, как правильно оформить трудовые отношения с консьержами? За советом мы обратились к руководителю Межрегионального объединения домовладельцев Ларисе Денисовой.

Нам важнее «дешево и сердито»!

Рассмотрим варианты трудоустройства консьержей в домах ТСЖ, ЖСК. Первый – в соответствии с трудовым законодательством.

Трудовые договоры с дежурными заключаются через ТСЖ, работодателем для них будет ТСЖ, а, стало быть, финансировать и зарплату, и больничные, и отпускные будут граждане, проживающие в этих домах. Дешево это не будет. При сменном графике и восьмичасовом рабочем дне (больше он работать не должен по закону) понадобится, как минимум, 4 человека на подъезд при круглосуточной охране. Опять же, и помещение должно быть оборудовано. Обычным многоквартирным домам это далеко не под силу. Кроме того, ТСЖ, ЖСК не может платить меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). По Москве с 1 января 2012 г. это 11 300 рублей, а с 1 июля – уже 11 700 рублей. Председателям правлений следует знать: если организация по каким-либо причинам не может или не хочет ориентироваться на региональный МРОТ, ей необходимо представить мотивированный отказ в Комитет по труду и занятости. Отсутствие письменного отказа будет означать, что работодатель согласен применять новую ставку МРОТ. За выплату заработной платы ниже МРОТ предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Так, руководителя, допустившего нарушение, могут оштрафовать от 1 тыс. до 5 тыс. руб. А саму организацию – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Если же организация платит зарплату ниже «минималки» более двух месяцев, то руководителя могут привлечь к уголовной ответственности по статье 145.1 Уголовного кодекса РФ. Здесь уже размер штрафа составляет от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Возможно даже лишение свободы на срок до трех лет.

Но такую зарплату товарищества и кооперативы платить не могут. Как быть? Выход есть: оформить консьержей на 0,6-0,8 ставки. Или заключить с ними не трудовые, а гражданско-правовые договоры (подробно о них читайте в № 7 «КР» за 2012 год).

Отметим, что закон дает право собственникам внутри дома заказать любую услугу и профинансировать ее в том размере, в каком они сочтут нужным. На общем собрании лучше установить не размер оклада консьержа, а затраты на обеспечение охраны подъездов. В ЖСК или ТСЖ можно утвердить специальный фонд на обеспечение безопасности проживания. В положение об этом фонде можно включить все, что угодно – предусмотреть одного дежурного на подъезд или четырех. Можно запланировать видеонаблюдение на первом этаже, а можно – в каждом лифте и на каждом этаже. Каким образом организовать охрану – внутреннее дело собственников.

С другой стороны, если в доме 4-5 подъездов, то и дежурных понадобится, как минимум, 20! Зачем ЖСК и ТСЖ заморачиваться трудовыми договорами со всеми ними и нести огромные затраты, связанные только с оформлением трудовых отношений? Это постоянный контроль, ответственность за людей – то они уволились, то заболели, то в отпуск ушли. Так и домом некогда будет заниматься! Прибавьте к этому большие налоги с фонда их заработной платы, которые надо своевременно платить, а, самое главное, за все это надо отчитываться. И бухгалтеру зарплату придется увеличить, как минимум, в два раза, а то и принять второго бухгалтера, который бы занимался только расчетами зарплаты.

Выручить может институт индивидуальных предпринимателей. Гораздо дешевле оформить кого-то из собственников, имеющих свидетельство индивидуального предпринимателя. Оформить ему право заниматься охранной деятельностью – это серьезно. Нам надо что-нибудь попроще, не связанное с охранной деятельностью. К примеру, по договору поручить ему обеспечение охраны подъездов. В этом случае в смету будут включены только затраты на договор с этим индивидуальным предпринимателем, который жители обязаны будут профинансировать. А все трудовые договоры с работниками будет заключать этот предприниматель. И охрану он может организовывать так, как сочтет нужным. Сам будет на работу принимать, сам – контролировать, сам – следить за помещениями, оборудованием. В этом случае затраты ТСЖ сократятся прилично. Задача председателя правления – договориться о сумме, которая устроит этого работника и профинансировать ее через квитанции жителей.

Некоторые ЖСК, ТСЖ делают по-другому – принимают на работу консьержами индивидуальных предпринимателей. И рассуждают так: получил человек лицензию, встал на учет в налоговый орган и каждый месяц самостоятельно платит государству налог. И ТСЖ, ЖСК тут ни при чем. Да, налог он платит, но сам-то где деньги получает? На основании чего ему платят жители? Договор у него, как у наемного работника в этом случае с кем-то должен быть. Каждое работающее физическое лицо должно иметь договор, на основании которого он получает зарплату. Если деньги он получает непосредственно с каждой квартиры, то и договор должен заключить с каждым собственником. Сто квартир – сто договоров. Другого не предусмотрено. Просто так собрать с жителей деньги и положить ему в карман – это черный нал, за который товарищество или кооператив могут оштрафовать.

Есть и еще один ход, не противоречащий закону. Сейчас ведь в порядке вещей, когда состоятельные собственники нанимают домработниц, заключая договора. Почему бы одному из жителей, либо старшему по подъезду не сделать то же самое? Может, он такой богатый, что может нанять консьержку, которая, кроме его квартиры, будет охранять весь подъезд? А откуда он возьмет, скажем,15 тысяч рублей ей на зарплату – пойдет ли собирать деньги по квартирам или заплатит из своего кармана, никого не касается. Кстати, таким же путем можно нанять и уборщицу.

Конечно, в элитных домах этот вопрос не стоит. Но в обычных домах, где живут люди со средним достатком, пенсионеры, придется «изобретать» дешевый и сердитый вариант. Иначе охрана станет делом разорительным.

Официальный комментарий

Как разъяснили в Комплексе городского хозяйства г. Москвы, субсидии управляющим организациям на компенсацию затрат по оплате труда дежурных в подъездах жилых домов предоставляются в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ в целях государственной поддержки собственников жилых помещений при осуществлении управления многоквартирными домами и обеспечения благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, а также сохранности общего имущества в многоквартирных домах.

При этом по жилищному законодательству РФ собственники помещений в многоквартирном доме самостоятельно несут расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (ст. 39).

В целях соблюдения норм федерального законодательства постановлением правительства Москвы от 16 августа 2011 № 369-ПП определен период предоставления субсидий на компенсацию затрат по оплате труда дежурных в подъездах жилых домов с 1 января по 30 июня 2012 г.

Согласно жилищному законодательству собственники помещений на общем собрании вправе принять решение о финансировании работ по охране подъездов методом дежурных за счет собственных средств.

В настоящее время по инициативе собственников помещений такие собрания проводятся, и за счет средств собственников организуется дежурство в подъездах жилых домов.

Лилия Позднякова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация