23:30:44
11 апреля 2021 г.

Фемида любит подкованных

ЖКХОдна из задач Московского Союза ЖК и ЖСК, кроме просветительской работы, – защита интересов собственников в судах и Антимонопольном комитете. В чем же ущемляются эти интересы? Какую помощь союз оказывает собственникам? И почему положительными решениями, принятыми для одного объединения, не пользуются тысячи других? Об этом мы беседуем с председателем союза, вице-президентом кооперативных организаций России Валентином Григорьевым.

Сто лет пролетели быстро

– Объединения собственников созданы почти в половине московских домов. Тем не менее и они сталкиваются с трудностями при расчетах с обслуживающими и ресурсными организациями. Есть ли какая-либо разница в конфликтах, которые встают перед город-скими домами, и теми, где есть товарищества и кооперативы?

– По сути конфликтов – нет, а вот разница в их разрешении существенная. Возьмите опыт кооперативных домов, история которых насчитывают уже почти 100 лет. Их состояние всегда было лучше, чем в среднем по городу, не зря их называли «золотым фондом» Москвы. Да и брали, кстати, за обслуживание одного кв. метра больше, чем в городских (19,1 копейки против 16,5). Причина? Там был хозяин – кооператив.

Вполне естественно, что кооперативы создали собственный союз, так легче было отстаивать свои интересы, управлять домами. Правда, первый союз появился еще в советское время не в Москве, а в Уфе. У 75 ЖСК была одна бухгалтерия, свой юрист, специалист по капремонту. Башкирский опыт помог и в создании московского союза.

Если муниципальные дома остаются один на один с монстрами коммунального хозяйства, то кооперативные дома, а также ТСЖ всегда могут рассчитывать на помощь союза, и тем самым экономить средства граждан. Мы на безвозмездной основе привлекаем к работе опытных экономистов, специалистов по теплотехнике, электронщиков, налоговиков, многие из которых сами руководители объединений. Консультации также безвозмездны, как, кстати, и информационные материалы. Разве что представление в суде платное.

– Эффективно ли оно? Ведь сложилось мнение и, видимо, небезосновательное, что российская Фемида не так уж бесстрастна, зависит от властей. А все жилищно-коммунальные организации в той или иной мере аффилированы с властями. Можно ли рассчитывать на объективность судей?

– В значительной мере – да. Из 250 обращений в суды за последние пять лет наш союз проиграл лишь шесть. Остальные выиграл. А ведь мы судились с руководителями префектур, районных управ, не говоря уже о ресурсоснабжающих организациях, в состав совета директоров которых входят далеко не последние лица.

Если претензии жильцов законны, если они основаны на городских и федеральных нормативных документа, решения однозначно принимаются в нашу пользу. Помогает и то, что наш союз наработал большую судебную практику, зачастую при рассмотрении того или иного дела мы представляем прецедентные решения, уже вынесенные в нашу пользу. Проигрывали же чаще не потому, что власти влияли на судебную систему, а сами судьи были не всегда квалифицированные.

– Вы за создание специализированных жилищных судов?

– Конечно. Они есть во всем мире. Ведь 80 процентов всех дел, которые рассматриваются в судах, так или иначе связаны с жилищной сферой.

Анатомия приписок

– Теперь об управляющих организациях. Начнем с дирекций единого заказчика. Хотя их и приравняли ко всем остальным, но ДЕЗы все еще остаются монополистами, контролируют более половины всех московских домов. Какие противоречия чаще всего возникают между ними и домами ТСЖ или ЖСК?

– Суть я бы сформулировал так: всевластные ДЕЗы, какими они себя считали, в лице объединений получили источник не всегда праведных доходов. Ведь товарищества и кооперативы возглавляют порой люди, которые раньше никогда не занимались ЖКХ. Они учатся в процессе работы. В то же время у кооперативов и товариществ собственный счет, им дали право распоряжаться городскими субсидиями. Профессионалы против любителей! Ясно, на чьей стороне будет победа.

Объединениям выставляли счета на работы, которые даже не упоминались в договоре. При этом работы не только не выполнялись, но и в принципе не могли быть проведены. И руководители ТСЖ и ЖСК покорно подписывали эти филькины грамоты. Инерция прошлых лет. Ведь квартплата всегда была символической, какой счет выставят – такой и оплатим. Но времена стали меняться, плата за обслуживание расти. И когда жильцы более внимательно стали приглядываться к сметам, поняли: ох, и дурят нашего брата.

– Раньше это называлось приписками. Какие чудеса встречаются нынче?

– Выставляют, например, счет за обслуживание систем противопожарной безопасности и дымоудаления. Но в старых домах такие системы даже проектами не предусматривались. Или: замер сопротивления изоляции. Счет за эти работы фигурирует ежегодно, хотя по нормативам проверка должна осуществляться раз в три года, да и та не делается.

Еще вариант: «кирпичная кладка» – столько-то кубометров. И это… в панельном доме. Схема понятна. Дирекция нанимает подрядчика, тот пишет, что вздумается, получает деньги, часть «откатывает» заказчику. Такова анатомия сегодняшних приписок.

Когда жильцы начинают это понимать – восстают.

– Можете привести пример?

– ДЕЗ «Южное Тушино». Он предъявил пяти кооперативам счет за невыполненные работы на 15 млн рублей. В частности, там фигурировали огромные суммы за ремонт подъездов, о котором ДЕЗ просили много лет, но безрезультатно. Кооперативы отказались платить. ДЕЗ подал в суд. Мы нашли опытных адвокатов, которые убедительно доказали фиктивность смет. Дирекции в удовлетворении иска было отказано. Это подтвердили все инстанции, включая Федеральный арбитражный суд.

Деньги остались на счетах кооперативов. Директор ДЕЗа был снят с работы.

Если умножить градус

– Плата за тепло и горячую воду – самая большая в наших квитках. Понятно, что на справедливость расчетов обращают все больше внимания. Что делает союз, защищая объединения?

– Сначала о сути разногласий. Они сводились к тому, как считать услугу. Энергетикам было выгодно считать по Гкал, хотя все федеральные и городские нормативные документы (назову хотя бы один: постановление правительства РФ № 307 от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг…») ясно указывали: только по фактически потребленному теплу и кубам. Но для мощной энергетической компании все это не было авторитетно. Ведь беря за основу «калорийный» показатель, они повышали плату за свои услуги примерно на треть. Зарабатывали и на качестве обслуживания.

– Как?

– Снижение температуры отопления только на один градус по Москве дает компании прибыль в десятки миллионов рублей. В день.

Или… повышение температуры. Когда это выгодно. Иными словами, с качественными показателями МОЭК (а речь идет именно об этой компании) обращалась, как ей вздумается.

Мы решили добиться того, чтобы монополист действовал строго в соответствии с законами. По просьбе ряда объединений союз поддержал их обращение в Управление Федеральной антимонопольной службы, решения которой для монополистов так же обязательны, как и судебные. Расскажу об одном из самых любопытных.

В нескольких московских ЖСК нашлись дотошные люди, которые запросили информацию в Гидрометеоцентре о том, какая погода стояла в столице в каждый день зимы, запаслись соответствующими тепловыми нормативами, а потом сравнили их с температурой фактически подаваемой воды. Между фактом и нормативами оказалось явное несоответствие. Так, 16-этажный 4-подъездный дом переплатил только за одну зиму 600 тыс.

ФАС обязал компанию вернуть разницу этому и другим домам – за «некачественно предоставленную услугу». Что и было сделано. В последующих платежах переплаченную сумму учли. В нашу пользу было вынесено и решение, связанное с тем, что МОЭК брал с жильцов плату за потери от ЦТП к дому, что тоже несправедливо: эта сумма уже включена в тарифы.

– А как в отношение расчета по Гкал?

– Претензии (в том числе и нашего союза) ФАС признал законными. Он обязал МОЭК заключать договоры на горячую воду только по кубометрам.

История имела продолжение. МОЭК подал на наш союз в суд. Но суд отказал компании в иске.

К сожалению, все эти решения не указ для энергетиков. В новом договоре, который предлагается компанией гражданам, есть и тот, и другой показатель. Выбирайте! Рассчитывают, несомненно, на некомпетентность. И находят простаков, которые подписывают невыгодное для себя соглашение.

К слову, тяжба с МОЭК – не единственный спор объединений с монополистом. Мы считаем важной победу ЖСК и ТСЖ в противостоянии с Мосгазом.

– Чем был вызван конфликт?

– Газовая компания выставила ЖСК «Волна» совсем не обоснованную цену за обслуживание каждой плиты – порядка 500 руб. в месяц. Мы доказали: имел место «перебор». Добились того, что договор должны заключать с каждым собственником (это обяжет обслуживать плиты не на бумаге, а на деле). Плюс к этому должен заключаться отдельный договор на обслуживание внутридомового газового оборудования – ведь это тоже не делалось. Как нам сопротивлялись! В Антимонопольный комитет пришел руководитель Мосгаза, чуть ли не в полном составе юридический и плановый отделы, вся бухгалтерия… Даже от департамента ЖКХ и Б был представитель. Тоже против нас. Одним словом, моральное давление на ФАС было неслабое. Но ФАС, к его чести, не прогнулся. Решение было принято в нашу пользу. В результате люди сейчас платят чуть ли не вдвое меньше.

– Как остальные ЖСК и ТСЖ могут воспользоваться плодами ваших побед?

– Трудный вопрос. Он, по существу, затрагивает проблемы становления гражданского общества в стране, в нашем случае – его активной позиции в отношениях с предприятиями ЖКХ. Помню поездку в Германию в составе жилищной организации. Нас пригласили на обсуждение вопроса о повышении тарифов на электричество. Отмечу сразу два важных аспекта: само повышение должно было получить одобрение граждан, т. е. власти обязаны были убедить их, что оно необходимо. И второй – высокая профессиональная квалификация самих представителей общественности. Они задавали очень толковые вопросы. При этом каждый пришел с калькулятором и по мере того, как энергетики выставляли свои резоны, подсчитывал, во что это ему обойдется. У нас такое трудно представить.

Однако, лень-матушка

– То, что ежегодное повышение тарифов на ЖКХ минует обсуждение граждан, что их ставят перед фактом – это так. Но я не очень представляю деловой диалог между гражданами и теми же работниками жилищно-коммунальной сферы. Среди руководителей жилищных объединений не так много знающих, компетентных людей.

– Именно это я хотел сказать. Мы еще не научились считать свои же деньги, не умеем аргументировано и последовательно защищать свои права и интересы. Людей хватает лишь на возмущение, квалифицированное же возражение, изучение предмета досконально (тебя же избрали председателем!) – все это редкость.

– Плохие мы еще собственники…

– И еще ленивые. К нам на семинары приходят сотни руководителей ТСЖ и ЖСК. Там поднимаются и те вопросы, о которых наша беседа. Мы даем простую рекомендацию: будьте внимательны к договору, он сейчас – основа основ. Что требуется от председателя ТСЖ или ЖСК? Просто составить протокол разногласий. Если объединение отказывается от каких-либо пунктов, считает их незаконными и фиксирует это на бумаге, договор не вступает в силу.

Трудно разобраться, не знаете всех подводных камней? Придите к нашим специалистам, посоветуем, поможем. И что же? Все кивают, соглашаются, а приходят единицы.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация