ЖКХ как жулико-криминальное хозяйство
К великой радости многих наших сограждан, набившая всем оскомину тема Pussy Riot наконец-то отошла на задний план, уступив место теме действительно важной – коррупции. Безусловно, в военном ведомстве украли много. Деньги бюджетные, то есть, народные. Значит, обворованным оказался каждый россиянин. На сколько именно, возможно, скоро подсчитают. Однако вряд ли кто-нибудь когда-нибудь сможет определить размеры ущерба граждан от коррупции в сфере ЖКХ…
Под присмотром
Нельзя сказать, что ЖКХ у нас без присмотра. Контролирующих органов много. Проверяют, выявляют финансовые нарушения. Но деньги все равно воруют, и счет идет на миллиарды.
Недавно Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) подвела итоги трехлетней кампании по проверке использования средств, выделенных Фондом содействия реформированию ЖКХ на проведение капитального ремонта и переселение граждан из аварийного жилья. Вроде бы дело прошлое, но аукается до сих пор. В Росфиннадзор регулярно поступает большое число обращений граждан, запросы правоохранителей, которые просят провести дополнительные проверки использования этих средств.
Заместитель руководителя Росфиннадзора Илья Кучеров рассказал:
– За три года исполнено работ на 255 млрд рублей, выделенных фондом. Конечно, Росфиннадзор не в состоянии был проверить всех, кто получал эти деньги, но, тем не менее, нарушений выявлено на 6 млрд рублей. Нецелевое использование средств встречалось не часто. В основном имели место переплата, перерасход и неэффективное использование бюджетных средств.
Здесь и ремонт домов, которые не были включены в адресные программы, и оплата невыполненных работ, и завышение расценок по выполняемым работам.
Под давлением контролеров удалось заставить подрядные организации возместить государству 2,62 млрд руб. Выставлены претензии по взысканию неустойки за несвоевременный ввод в строй квартир для переселения из аварийного жилья на 7,3 млрд рублей. Практически по каждому факту нарушения материалы были переданы в Генеральную прокуратуру для решения вопроса о наличии либо отсутствии признаков преступления в действиях нарушителей.
Для справки:
Доля основных фондов ЖКХ составляет более 26% от общего объема основных фондов страны стоимостью примерно 8 трлн рублей. В эту сферу входит 19 млн объектов жилищного фонда площадью почти 3 млрд. кв. метров. В стоимостном выражении ветхий аварийный фонд составляет 93 млрд рублей. В отрасли занято 3 млн. человек. ЖКХ потребляет более 20% энергоресурсов страны. Тем не менее, это самая неразгосударствленная отрасль экономики России.
Проверяет ЖКХ и Счетная палата РФ. Аудитор Александр Филиппенко сокрушается:
– К сожалению, мы видим, что в оффшорных зонах зарегистрированы, казалось бы, несерьезные с точки зрения финансового оборота, уровня дохода коммунальные организации. Я могу понять, когда на острова нацеливаются трансконтитентальные корпорации – нефтяные, угольные, энергетические. Но вот мы проверяем Калужскую, Тамбовскую, Рязанскую область и вдруг там обнаруживаем, что коммунальные компании, собирающие плату с населения, также отправляют деньги в оффшоры, а потом оттуда получают финансирование.
Посадок не ждите
Понятно, что ЖКХ является одним из наиболее криминализованных секторов экономики страны. Преступления в этой сфере носят ярко выраженную социальную окраску, так как любые убытки, в том числе содержание непрофильных активов, хищение имущества и денежных средств списываются на затраты коммунальных компаний и увеличивают размер пресловутых тарифов на услуги. Президент РФ Владимир Путин поручил правоохранительным органам провести комплекс мероприятий по выявлению и пресечению коррупционных преступлений, совершаемых в сфере ЖКХ. Этим сейчас занимается Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России совместно с Генпрокуратурой РФ, Следственным комитетом, Росфиннадзором. Так где посадки?
Оказывается, выполнять поручение президента особо и некому. После проведенного реформирования органы центральных аппаратов МВД сокращены более чем на 50%, поэтому задействуются в основном территориальные органы внутренних дел. И работа строится постановкой вопросов к ним с последующими отчетами в главк. В результате влиять на ситуацию в регионах стало тяжелее. Это признал заместитель начальника Управления МВД России Олег Ческов.
По его словам, в сфере ЖКХ наиболее часто совершаются преступления, связанные с осуществлением должностными лицами разрешительных и контрольно-надзорных функций, с распределением бюджетных средств, выделяемых в рамках государственного и муниципального заказа, совершение операций с недвижимым имуществом, находящимся в федеральной и муниципальной собственности. Остаются распространенными факты вынуждения предпринимателей к согласию на получение от чиновников так называемых услуг по лоббированию их интересов и оказанию общего покровительства.
Теперь немного статистики. За 9 месяцев 2012 года подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных ОВД в сфере ЖКХ выявлено 2771 экономическое преступление, более половины – коррупционной направленности. Предварительно расследовано 1500 уголовных дел, совершенных группой лиц, организованной группой лиц или преступным сообществом. В суд направлены уголовные дела о 1325 преступлениях. И всего 201 преступник привлечен к уголовной ответственности. Для огромной России это явно маловато!
Олег Ческов рассказал, с чем приходится сталкиваться полицейским при выявлении коррупционных преступлений в ЖКХ:
– Назначение лица на руководящую должность в сфере ЖКХ на любом уровне, начиная от ДЕЗов и ниже, является в его семье, в его окружении праздником настолько торжественным, что его можно сравнить с возвращением из полета в космос. И бизнес в этой сфере строится не исходя из того, что человек приходит на рынок и говорит: «Я готов оказать качественные услуги за вменяемые деньги». Все делается от обратного. Человек, заняв должность, говорит всем своим друзьям и близким: «Так, сейчас будем пилить то, что у нас есть». Органы, осуществляющие контрольные и распределительные функции в этой сфере и представители бизнес-сообщества, которые реально работу выполняют, просто слились в коррупционном экстазе, и никто не заинтересован в том, чтобы эту ситуацию менять.
Человек, готовый прийти в полицию с заявлением на чиновников или предпринимателей, которые в этих схемах участвуют, как правило, находится за бортом, то есть, не участвует в распределении денег. Как только он попадает в систему, ему в страшном сне не приснится сотрудничать с правоохранительными органами. Есть сложность привлечения лиц к уголовной ответственности по статье, связанной в организацией пресловутых фирм-однодневок. На протяжении 20 лет все говорят об этих фирмах, делают вид, что это настолько сложная проблема, что решить ее никак невозможно. А ведь «откаты» невозможно организовать с «белыми» компаниями, в них обязательно участвуют фирмы-однодневки. Почему нельзя ввести уголовную ответственность по формальному признаку для лиц, создавших такую организацию или как-то причастных к ее созданию, хотя бы ради того, чтобы пресечь возможность выведения денег?
Ни для кого не секрет, что изначально, когда разыгрывается тот или иной конкурс, в смету закладывается стоимость работ, позволяющая «откатить» до 20% чиновнику, который этот конкурс проводит и который будет впоследствии заключать госконтракт. В этом еще обязательно участвуют пресловутые друзья и родственники, которые являются генподрядчиками. И генподрядчик оставляет себе еще 10-15% от стоимости госзаказа. Причем выполнить эти работы он, как правило, не может, у него нет ни лопат, ни людей, ничего. Он обязательно берет субподрядчиков. То есть, из 100 условных рублей 35 рублей сразу уходит чиновнику, который подписывает госконтракт, и генеральному подрядчику, который никаких функций на себя не берет, кроме как выиграть тендер и заключить субподряд. Таким образом из любой платежки за услуги ЖКХ можно смело отчислить 35% на коррупцию.
И пшик на выходе
Напомним, это мнение высокого начальства из МВД России. Теперь посмотрим, как выявляют и пресекают преступления в сфере ЖКХ на территориальном уровне, в частности, в Московской области. Своими соображениями об этом поделились сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Московской области майоры полиции Дмитрий Еремин и Алексей Шустов.
Несмотря на то, что основная борьба с коррупцией в ЖКХ спущена на территориальные органы внутренних дел, на самом деле профессиональных борцов в регионе можно по пальцам пересчитать. В оперативно-розыскном отделе областного управления преступлениями в ЖКХ занимаются три сотрудника, да по одному сотруднику закреплено в каждом райотделе. Не густо!
И опять немного статистики. В целом за 9 месяцев 2012 года в Подмосковье выявлено 331 преступление в сфере ЖКХ. Причиненный ущерб оценивается в 731 млн рублей, возместить удалось 130 млн рублей. Выявлено 53 лица, совершивших преступление, в суд направлены уголовные дела по 175 преступлениям, привлечено к уголовной ответственности 18 человек.
Самыми распространенными преступлениями в сфере ЖКХ являются хищения: присвоение, растрата, мошенничество. Имело место причинение имущественного вреда путем обмана, незаконное предпринимательство, легализация незаконных денежных средств, уклонение от уплаты налогов, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, коррупционные преступления – получение и дача взятки, служебные подлоги и др.
Как правило, эти преступления совершают руководители управляющих компаний, ТСЖ и муниципальных унитарных предприятий. Размах нарушений в ряде случаев достигает масштабов эпидемии.
Проверяют оперативники, в основном, расходование бюджетных денежных средств: федеральных, которые выделяются Фондом содействия реформированию ЖКХ, региональных, направленных на реализацию целевых программ по ЖКХ правительства Московской области, и средств местных бюджетов на эксплуатацию жилищного фонда и благоустройство. В их задачи входит собрать материал доследственной проверки, передать следствию, которому, в свою очередь, нужно определить состав преступления, собрать доказательства и довести дело до суда.
Оперативники рассказали о распространенных схемах хищения бюджетных средств. Как правило, во главе стоят руководители муниципальных унитарных предприятий. Деньги – населения или бюджетные, направляются в адрес аффилированных структур на какие-нибудь работы по благоустройству, ремонту. Составляются фиктивные договоры, оформляется исполнительная документация, а работы фактически не производятся, либо производятся в значительно меньшем объеме.
К примеру, в городском округе Химки в конце прошлого года выявили факт хищения 3,365 млн рублей бюджетных средств. Эти деньги были выделены на капремонт двух подъездов жилого дома. Муниципальное предприятие деньги перечислило подрядной аффилированной организации, которая их и «освоила». На самом деле ремонт оказался выполнен двумя месяцами раньше за счет средств населения. И было затрачено не более 1 млн рублей. Это не единичный факт в городском округе Химки.
Преступления в ЖКХ разнообразны, нетипичны, и документировать их очень сложно. Вообще эта сфера притягательна для криминальных кругов. С одной стороны, ежемесячно в управляющие компании поступает большой объем денег – объем стабильный, потому что население всегда платит и будет платить за жилищно-коммунальные услуги, несмотря ни на что. Более того, платят не на основе добровольности: хочу – плачу, хочу – нет. Это обязанность граждан, вмененная законом. И под страхом выселения из квартир люди отдадут УК последние копейки. Такого больше нет ни в одном секторе экономики. С другой стороны, есть лазейки в законодательстве, о которых знает и которыми пользуется большой круг лиц, задействованных в сфере ЖКХ – от коммерческих, муниципальных предприятий до органов исполнительной власти.
Иными словами, совершать преступления в этой сфере просто, сложно их выявлять и документировать. Они все друг на друга не похожи, поэтому тяжело вырабатывать какие-то общие подходы. Даже типовые, на первый взгляд, схемы преступлений постоянно меняются. К тому же, они не совершаются в одиночку, в них задействован большой круг лиц.
Возьмем, к примеру, типичную схему преступления с муниципальными заказами. Муниципалитет заказывает работу, выделяет деньги, но выделяет аффилированной структуре, которая по факту эту работу либо не делает, либо делает частично. Скажем, пришлют двух рабочих в дом, те что-то подмажут, с ними расплатятся конвертом. При этом техническая документация оформляется на полный объем, формально проверяется выполнение, подписываются акты приемки работ. В конечном итоге основной заказчик, который выделил деньги и подписал акт принятых работ, ответственности за целевое расходования денег не несет. Она нигде в законе не прописана. Оперативникам приходится косвенным путем доказывать заинтересованность заказчика в «сбросе» денег на аффилированную структуру. И практически невозможно доказать умысел.
Судите сами, в законе об унитарных предприятиях четко сказано о том, что в своей деятельности директор руководствуется принципами разумности. Как ему вменить то, что он был неразумен, подписывая акт на 3,5 млн рублей по работам, которые на деле не проводились. Спрашиваем – почему это происходит, отвечает – объемы большие, бумаги принесли, подписал. Возникает вопрос о необходимости этих работ. Может, они и не нужны, но человек, имея преступный умысел на хищение, тратит деньги, а потом разводит перед оперативниками руками – вот такой я неумеха-управленец.
Или еще случай из практики оперативников. На противопожарную обработку крыш было выделено из бюджета 90 млн руб. Проверили, а на крышах мох и грибы растут, и, конечно же, никаких следов противопожарной обработки. Тем не менее, акты выполненных работ на эти деньги подписаны.
Необходимо прописать в ведомственных нормативных актах норму, по которой заказчик, который подписывает последним акт выполненных работ, нес бы прямую ответственность. Сейчас он от нее уходит, ссылается на другие подписи в акте выполненных работ. Действительно в актах есть визы заказчика, исполнителя, часто и технического надзора, старших по дому. Эдакая коллективная ответственность. Но когда оперативники задают вопросы, все начинают «играть в футбол». Руководитель заказчика говорит: «Я сижу в кабинете, мне принесли акт, я увидел подпись технадзора и расписался». Приходят к технадзору: «Как же вы могли принять эти работы?» В ответ слышат: «Я посмотрел акт открытых работ, увидел подписи инженеров нашего ПТО, им доверяю и тоже поставил свою подпись!» И так – круговая порука. В результате ответственное лицо – руководитель первым умывает руки.
Найти прямые доказательства невозможно, умысел приходится доказывать косвенно. Это большой объем работы с финансовыми документами, отслеживание денежных потоков, начиная от оплаты квитанции жителем, поступления его денег в УК, а от нее – к подрядной организации. И так до обналички этих денег физическим лицом. На то, чтобы как-то подвести организацию к возбуждению уголовного дела, в среднем уходит полгода.
Легче всего доказываются составы преступлений по так называемым мертвым душам. Приходят оперативники на предприятие, проверяют штатную численность, находят 20 банковских карт у бухгалтера в столе. Выясняют, что лица, на которые оформлены карты, на предприятии не работают или когда-то работали, но ушли, а на них регулярно начисляется зарплата и снимается с банковских карт. Как раз по такой схеме трудятся в сфере ЖКХ многие выходцы из Средней Азии.
Для преступников наиболее интересны бюджетные средства, которые легко «загнать» под какие-либо фиктивные договора. Модное сейчас преступление – формирование долгов перед ресурсоснабжающими организациями. В каждом доме всегда есть задолженность жителей за коммунальные услуги – где-то 5%. Недобросовестные УК этим пользуются и постоянно дельту увеличивают, направляя деньги на оплату фиктивных договоров. Таким образом, у ресурсника формируются долги, они растут, а он тоже должен платить за газ, за электроэнергию для производства. По этой распространенной схеме банкротят коммунальные предприятия – теплосети, водоканалы.
Излюбленная лазейка для хищения средств местных бюджетов – работы по благоустройству. Ее активно применяют весной, когда сажают траву, цветочки. Начинают проверять – зелень вдруг резко вянет и убирается с газонов. Оперативники в рамках следствия должны назначить экспертизу. А на газонах вместо цветов земля. Поди чего докажи!
Такая же ситуация со снегоуборкой. Деньги выделяются большие. А коммунальщики – народ изобретательный. Есть два вида снегоуборки – ручная и механическая. Прошелся комбайн, а в актах укажут ручную уборку. Разницу в оплате положат себе в карман. Доходило до того, что оперативники каждый день с раннего утра выходили на центральные улицы, фотографировали для доказательства того, что в этот день снега не было, соответственно, и убирать было нечего. Но до суда дело не дошло: фотографии в качестве доказательства не приняли: справки о том, был или нет снег, должна давать ГИС Метеослужба.
В ЖКХ совершается много правонарушений, которые не подпадают под Уголовный кодекс РФ. По экономическим преступлениям объем работы огромный как у следователя, так и у оперативников, поэтому до суда доходят единицы дел. Год работали по делу о хищении 135 млн рублей в Солнечногорске. Это преступление привело к серьезным социальным последствиям. Было прекращено водоснабжение города, жители выходили на трассу, перекрывали движение. Фигурант – руководитель службы эксплуатации осужден, ему присудили 3 года условно и 30 тыс. руб. штрафа. Хотя похитил он 135 миллионов!