Важней всего погода в доме
Под мерный стук дождя по крыше хочется завернуться в теплый плед и безмятежно дремать, наслаждаясь домашним уютом… Увы, лирическое настроение вряд ли придет к тем, для кого осенняя непогода грозит обернуться сыростью в собственном жилище. Протекающая кровля нередко становится виновницей настоящего потопа, который затрагивает не одну квартиру.
Позаботьтесь заблаговременно
Протекающая крыша способна доставлять серьезные неприятности чуть ли не круглый год: летом и осенью квартиры страдают от дождей, зимой и весной – от таяния снега. Обычно достается жителям последних этажей, но, случается, подтапливает чуть ли не полдома. Помимо уродливых подтеков и испорченного имущества, квартиры настигают и другие напасти – плесень, запах сырости, холод.
Крыша относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, поэтому заботиться о ее состоянии должна организация, осуществляющая управление домом или ведающая содержанием и ремонтом общего имущества. Это может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или ДЕЗ.
Разумеется, проще не заниматься устранением последствий, а позаботиться о состоянии кровли заблаговременно. В рамках работ по обслуживанию жилищного фонда указанные выше организации должны обеспечивать исправное состояние кровли и защиту от протечек. Если крыша давно не ремонтировалась, стоит обратиться с соответствующим заявлением.
Сроки ответа на запросы должны быть прописаны в договоре с обслуживающей организацией или уставе ТСЖ. Настаивайте на том, чтобы письменное обращение было надлежащим образом зарегистрировано, в случае отказа принять заявление направьте его заказным письмом с уведомлением о вручении. Если ваше обращение проигнорировано, жалуйтесь на бездействие организации в инспекцию жилищного надзора административного округа или добивайтесь своего в судебном порядке.
Зафиксируйте ущерб
С крыши потекло неожиданно, испортив потолки, стены, а заодно и находящееся в квартире имущество? Необходимо сразу же обратиться в управляющую организацию, ТСЖ или аварийную службу обслуживающей организации по телефону либо письменно. Если общаться с представителем организации придется по телефону, нужно записать фамилию диспетчера и номер заявки в журнале регистрации.
Конечно, действовать зачастую приходится быстро, однако предпочтительнее все же составить письменное заявление. Проинформируйте обслуживающую организацию о состоянии кровли, потребуйте немедленного устранения протечки. Составить заявление нужно в двух экземплярах, один из которых отдается обслуживающей организации – проследите, чтобы заявление было должным образом зарегистрировано, а на вашем экземпляре поставили визу в получении.
Нелишним будет сфотографировать последствия разгула стихии. В ожидании ответа поищите чеки и квитанции на испорченное имущество, впоследствии они могут пригодиться для определения размера ущерба. А вот с устранением следов протечки придется подождать, чтобы максимально полно зафиксировать ущерб.
После получения обращения представители обслуживающей организации должны выехать на место, составить и подписать акт о протечке – это должно быть сделано не позднее двенадцати часов с момента обращения жильцов в аварийно-диспетчерскую службу. Проследите, чтобы в акте зафиксировали сам факт протечки, указали ее причину, подробно описали ущерб, нанесенный имуществу. Требуйте, чтобы вам предоставили один экземпляр акта.
Если организация отказывается оформлять акт о протечке или подходит к составлению этого документа небрежно, отказываясь указывать причину протечки, придется обратиться в независимую оценочную компанию. Там выдадут заключение о причинах постигшего вас бедствия и оценят ущерб, нанесенный имуществу. Тянуть с обращением к экспертам-оценщикам не стоит, ведь своевременная и детальная фиксация ущерба значительно облегчит непростую процедуру получения компенсации.
Сутки на устранение
Предельный срок ремонта кровли в случае протечки составляет ровно сутки. Тем не менее, далеко не все организации торопятся с ремонтом, а уж до добровольной компенсации ущерба жильцам и вовсе доходит крайне редко. Значит, придется повторно направить претензию в обслуживающую организацию, а заодно обратиться с жалобой в инспекцию жилищного надзора вашего административного округа.
Заявление должно быть точным и кратким, обязательно укажите, к какой организации обращались за решением вопроса, приложите копии всех предыдущих жалоб и претензий. Окружная инспекция жилищного надзора должна рассмотреть письменное обращение в течение 30 дней со дня его регистрации и обязать обслуживающую дом организацию устранить протечку.
Если управляющая организация или обслуживающее дом учреждение бездействует или отказываются возмещать ущерб, нанесенный имуществу, жильцы могут пожаловаться в прокуратуру или обратиться в суд. Случается, что организация соглашается сделать ремонт в квартире за свой счет или выплатить компенсацию, исходя из собственных представлений о размере ущерба.
Подтвердить истинные масштабы бедствия помогут данные независимой экспертизы, настаивайте на том, чтобы все расходы были оплачены по составленной на основании экспертной оценки смете. Возможно, сырость в квартире стала причиной вашей болезни – собирайте справки и чеки на лекарства, требуйте возмещения вреда, причиненного здоровью.
Не стоит бояться обращения в суд, ведь подобные дела жильцы, как правило, выигрывают – при условии, разумеется, подтверждения вины обслуживающей организации и грамотной фиксации размера ущерба. Лучше, если пострадавшие жильцы объединят свои усилия, соберут все документы, помня, что капля камень точит.