Пригласите бабушку в Личный кабинет
Ежемесячно каждая московская семья получает несколько квитанций – Единый платежный документ, за услуги связи, за свет. Если еще лет десять назад было только два способа оплаты – либо через почту, либо через Сбербанк, то сейчас к услугам жителей целый ряд дистанционных платежных инструментов, которые позволяют экономить время, избегать очередей, стрессов, а самое главное – производить оплату вовремя.
Это и терминалы чуть ли не на каждом шагу, электронные кошельки в Интернете, банковские карты. Казалось бы, люди должны радоваться этим плодам технического прогресса. Ан, нет! Многие, особенно пожилые, по-прежнему простаивают в очереди в Сбербанке, на почте, предпочитают рассчитываться «живыми» деньгами. Может, не доверяют электронным сервисам? По мнению специалистов, они просто не знают об их возможностях. Об этом и шла речь за круглым столом в Информационном агентстве «РИА Новости».
Многим, наверное, приходилось слышать о портале госуслуг, который создан ОАО «Ростелеком» совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций РФ и сейчас активно развивается. О важности сервиса говорили первые лица страны. Кто-то пропустил эту информацию мимо ушей, а кто-то уже начал пользоваться услугами портала.
Оказывается, с его помощью можно даже оплачивать услуги ЖКХ! Уже сейчас на портале организована оплата услуг более чем 40 поставщиков. Реализовано это при помощи подключения поставщиков по лицевому счету. То есть, для оплаты счета гражданину достаточно зарегистрироваться на портале, выбрать поставщика, выбрать лицевой счет, взяв его из квитанции или из извещения, которое кидают в почтовый ящик, и счета будут автоматически приходить в Личный кабинет гражданина. При этом бумажные квитанции фактически не нужны. Это первый шаг, который сделали разработчики портала, отходя от классического способа оплаты услуг ЖКХ через Сбербанк и почту.
Следующий шаг – реализация различных механизмов оплаты, от списания денег со счета мобильного телефона до оплаты по банковской карте. И здесь спектр вариантов определяется запросами общества, востребованностью того или иного варианта. При появлении новых способов они точно так же будут поддержаны порталом. Понятно, что с использованием информационных технологий граждане могут получить более удобный и качественный сервис, в том числе, увидеть расшифровку квитанции, тарифы, по которым им производятся начисления.
По словам руководителя направления отдела реализации проектов Департамента федеральных программ проекта «Информационное общество «ОАО «Ростелеком» Андрея Буланова, механизмы оплаты через портал госуслуг сейчас совершенствуется. К примеру, человек, единожды определив все свои лицевые счета и привязав их коду идентификатора, который сейчас является базовым на портале госуслуг, сможет в дальнейшем получать эти счета автоматически с расшифровкой.
Безусловно, каждый вправе выбирать способ оплаты. Кто-то наверняка предпочтет до конца своих дней ходить в Сбербанк. Поэтому портал госуслуг не будет эксклюзивным местом, где можно заплатить за услуги ЖКХ. Да и не все идет так быстро и гладко, как хотелось бы разработчикам. Процесс тормозит целый ряд сдерживающих факторов. Не секрет, что нормативное регулирование всегда отстает от технологий. И потом не надо забывать, что все новое всегда связано с изменением стереотипов мышления как граждан, так и поставщиков услуг.
Целевая концепция портала – создать такой сервис, при котором человеку вообще не надо будет предпринимать никаких действий. Ему государство должно предоставлять всю информацию, истребовать платеж не путем помещения квитанции в почтовый ящик, но и уведомляя о наличии начислений или задолженности. То есть, взаимодействие государства и общества должно быть более комфортным.
Жулье не дремлет
Естественно, у любого здравомыслящего человека возникает вопрос – безопасно ли пользоваться порталом для оплаты услуг? Мошенники ловки – крадут деньги с пластиковых карт, рассылают подложные платежки за ЖКУ.
И уже есть такие сайты, которые пытаются визуально быть похожими на портал госуслуг. Но для оплаты той или иной услуги нужно зайти в свой Личный кабинет, то есть, себя идентифицировать. Лишь после этого человек в принципе может попытаться совершить какие-то мошеннические действия. При этом вся информация о нем, если она понадобится правоохранительным органам, на портале уже есть. Отметим, что за время работы на портале функции оплаты услуг попыток мошенничества не было. Хотя разработчики к этому готовы, ведь с подобным постоянно сталкиваются банки. В Ростелекоме безопасностью портала занимается отдельная служба, используются серьезные технологии.
Попробуйте, это просто!
Старший консультант AT Consulting Екатерина Утемова, представитель компании-разработчика универсального стандарта взаимодействия, специально предназначенного для оплаты услуг ЖКХ, рассказала, как он реализован технически.
Этот стандарт предоставляется всем желающим – как поставщикам услуг, так и банкам, через которые пользователи выполняют оплату в Личном кабинете портала. Задействованы и информационные посредники, которые в свою очередь работают с самими поставщиками услуг и предоставляют порталу сервис по получению от поставщиков начислений и по передаче им информации об электронной оплате. В этом универсальном стандарте поддерживаются все основные операции при получении счетов поставщиков, в которые может входить подробная расшифровка составляющих счета. Например, из Единого платежного документа города Москвы видно, сколько человек должен за антенну, за вывоз мусора, за домофон. Поддерживается операция передачи платежа в выбранный человеком банк. Сейчас он может оплачивать услуги на портале с помощью банковской карты, с помощью электронных денег, например, через платежную систему КИВИ, с мобильных телефонов МТС, Билайн, Мегафон. Поддерживается и обратный поток, когда пользователь после получения извещения может указать данные счетчиков коммунальных ресурсов и направить эту информацию поставщику, чтобы тот, в свою очередь, при выставлении последующего счета учел эту информацию и сделал расчет по значениям счетчиков. Если же пользователь не желает указывать данные счетчиков, то начисление производится по нормативу.
Итак, какие действия нужно совершить пользователю для оплаты ЖКУ? В первую очередь, конечно же, зарегистрироваться на портале и завести свой Личный кабинет. Для этого надо лишь внимательно следовать инструкциям. Для оплаты жилищно-коммунальных услуг следует зайти в закладку «Настройки лицевых счетов» и привязать все свои лицевые счета. Это делается один раз, больше не потребуется. И каждый месяц, ближе к 10 числу, человек заходит в закладку «Мои счета», где его уже ждут все его счета. По одному выбирает, открывает, просматривает, если нужно, заполняет графы текущих показаний счетчиков, нажимает кнопку «Оплатить». Ему предоставляются все варианты оплаты, он выбирает для себя самый удобный, выполняет оплату. Информация с портала тут же уходит в два источника: в банк, который затем на основании этого распоряжения перечисляет денежные средства по нужным платежным реквизитам, и поставщику услуги, который видит показания счетчиков и лицевой счет, по какому человек только что оплатил услуги. В этом и есть суть универсального стандарта.
Пользователи портала получат еще одну уникальную возможность – обжалование счета. Если человек, получив начисление, чем-то недоволен, то ему не нужно искать телефон поставщика услуги, дозваниваться до него, объясняться. Достаточно нажать кнопку на счете «Обжаловать», откроется форма специальной почты, в которой он изложит суть своей претензии. Письмо автоматически будет направлено нужному адресату – поставщику услуги. Претензия обязательно рассматривается, и пользователю в установленные сроки направляется ответ.
Функция по обжалованию счетов является новой. Пока она тестируется ограниченным кругом лиц. После того как работа будет принята госзаказчиком, эта функция станет доступна всем гражданам без ограничения.
Упростится и процедура регистрации: достаточно будет указать электронный адрес либо номер мобильного телефона, и из Личного кабинета можно получать услуги, не требующие строгой идентификации. Сейчас, чтобы получить доступ, нужно заказать, к примеру, код активации по почте, или получить его лично в офисе Ростелекома. Со временем процедура получения доступа будет упрощаться, и способов станет больше. Сейчас к порталу подключено пять кредитных организаций, подписано порядка 30 партнерских соглашений с крупнейшими банками. И это только начало.
Выгодно всем
С тем, что оплата ЖКУ через портал госуслуг гражданам выгодна во всех отношениях, понятно. Но, оказывается, в этом заинтересованы и сами поставщики коммунальных услуг, особенно крупные. Взять, к примеру, Межрегионгаз – основного поставщика газа в России. Сбор платежей с населения – едва ли не самая больная проблема. На сегодня задолженность приближается к десятку млрд. рублей. Межрегионгаз – один из немногих поставщиков коммунальных услуг, работающих с гражданами напрямую, а не через посредника – управляющую компанию. Сами платежи начисляют и через агентов их принимают. Прием денег у Межрегионгаза организован и через платежную систему КИВИ, и через Собинбанк. Однако задача другая – упрощая для граждан процедуру оплаты, предприятие упрощает и для себя процедуру получения денежных средств. А для этого у каждого человека должна быть возможность заплатить за коммунальную услугу в любой точке страны, мира, где бы он ни находился. К примеру, будучи в командировке во Владивостоке, он мог бы заплатить за газ, потребленный в Москве.
Однако газовики, как и разработчики портала госуслуг, озабочены несовершенством законодательства. Все поставщики ЖКУ обязаны представлять гражданину платежный документ в письменном виде. У Межрегионгаза сейчас более 30 млн пользователей. Каждый месяц на распечатку и доставку квитанций предприятие тратит порядка 100 млн рублей. Если прибавить сюда накладные расходы, налоги, зарплату, выходит около 200 млн рублей ежемесячно только на то, чтобы доставить человеку квитанцию и сказать, что он должен оплатить. Эти затраты закладываются в тариф. Правильнее было бы дать гражданину право выбора. Если он освоил Интернет и предпочитает электронные расчеты расчетам купюрами, то он должен иметь право не получать бумажную платежку.
Того же мнения и Мосэнергосбыт, у которого также миллионы клиентов. С 2009 года предприятие стало внедрять у себя альтернативные способы оплаты. На тот момент порядка 90% населения оплачивало свет через Сбербанк. Энергетики организовали прием платежей на официальном сайте компании www.mosenergosbyt.ru. Оплатить услуги можно с помощью мобильного телефона, набрав короткий четырехзначный номер или семизначный – кому как удобнее. Это удобно для тех, кто много ездит по стране. И, к примеру, в аэропорту, в последний момент вспомнив о том, что не заплатил за свет, сделать это, отправив СМС-сообщение. Или позвонить по телефону в контактный центр по телефонам: 8 (495) 981-981-9 или 8 (800) 55-000-55, назвать номер своего лицевого счета, номер банковской карты, и заплатить за свет, не выходя из дома. Есть услуга «Автоматический платеж», воспользовавшись которой, человек может вообще никуда не звонить в течение всего срока действия банковской пластиковой карты. Достаточно один раз написать заявление и указать наиболее подходящий вариант из двух возможных. Либо ежемесячно оплачивать фиксированную сумму, зная, сколько электроэнергии потребляет, и размер своего платежа. Либо платить по расчетам поставщика. Каждому потребителю Мосэнергосбыт дважды в год направляет пакет извещений с расчетами на следующие 6 месяцев и с корректирующим извещением на случай, если образовалась задолженность. Если же человек переплатил, то эта сумма учитывается в будущих периодах.
Внедрен и еще один удобный способ оплаты. Человеку, подойдя к терминалу, достаточно ввести номер своего лицевого счета, набрать показания счетчика. Тут же рассчитать сумму и заплатить. Точно так же в этом терминале можно задать период оплаты. Мало ли, человек был в командировке или болел! Предоставлена возможность узнать сумму задолженности. И не обязательно оплачивать ее полностью. Если вдруг денег не хватит, то не возбраняется заплатить любую сумму.
Как и газовики, энергетики обеспокоены тем, что и им вменили ежемесячно доставлять платежный документ потребителям, при том условии, что те каждый месяц будут сообщать показания своих счетчиков. К этому обязывает постановление правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Соответственно и их затраты на печать и разноску квитанций буду включены в тариф и лягут на жителей. Зачем это нужно, если любой гражданин может увидеть все свои платежи и на официальном сайте Мосэнергосбыта, и на едином портале госуслуг?
Через портал можно оплатить не только ЖКУ, но и государственные услуги. Пенсионный фонд России, МВД, ГИБДД также рассылают гражданам извещения, часть которых просто не доходит до адресатов по разным причинам. И эти организации несут огромные издержки. Уже сейчас разработчики портала нашли техническое решение простого способа оплаты штрафов ГИБДД по видеофиксации. Человек сразу с использованием так называемой государственной почты получает электронное сообщение в свой Личный кабинет на портале госуслуг. Министерство связи и массовых коммуникаций вышло с инициативой – сделать такой способ уведомления эквивалентным уведомлению в бумажном виде. Если такое решение будет принято, то штрафные квитанции можно будет в почтовый ящик и не бросать. Но только в том случае, если человек подтвердит свое согласие получать уведомления в электронном виде на портале.
О пионерах замолвим слово
Отметим, что первый платеж на портале госуслуг города Москвы появился полтора года назад – по Единому платежному документу. И первая компания, которая это реализовала, была ЗАО «КИВИ Банк». Затем к порталу подключился Банк Москвы, Газпромбанк, другие банки, через которые теперь можно оплачивать эти услуги. В то же время был открыт стандарт по присоединению поставщиков услуг ЖКХ. Система является открытой, и все ее участники в России – и кредитные организации, и поставщики услуг ЖКХ имеют возможность, используя этот стандарт, присоединиться к инфраструктуре портала и выставлять свои счета для граждан либо позволять им оплачивать свои услуги.
Чуть больше года работает сайт для клиентов Мосэнергосбыта. Когда энергетики его начинали, то казалось, что сервис не будет пользоваться популярностью у москвичей и жителей Подмосковья. Но вопреки пессимистическим ожиданиям из 6,5 млн. абонентов за прошлый год на сайте зарегистрировалось 500 тыс. Кривая подключений сначала медленно шла вверх, а сейчас каждый месяц наблюдается серьезный прирост.
Как уже сказано, пионером на рынке Интернет-платежей стало ЗАО «КИВИ Банк». Сейчас в России с помощью этой системы оплачиваются услуги более 200 поставщиков ЖКУ. Причем, возможность оплаты дублируется. Можно воспользоваться терминалом, а еще на сайте компании электронными деньгами через КИВИ-кошелек, также – через мобильное приложение на основных платформах iphone, android. Если сравнить показатели 8 месяцев прошлого и нынешнего года, то рост платежей за ЖКУ в системе КИВИ составил примерно 70%. Причем, увеличение идет как по оплате через терминалы, так и по оплате электронными деньгами через сайт или мобильное приложение.
Вице-президент ЗАО «КИВИ Банк» Александр Меликьян поделился собственным опытом оплаты жилищно-коммунальных услуг:
– Как и большинство москвичей, я оплачиваю пять основных квитанций – ЕПД, Мос-энергосбыт, МГТС, Ростелеком и Интернет. Но делаю это не в Сбербанке, а со своего мобильного телефона на платформе android. Мне даже не приходится ежемесячно вводить данные. Все зашито в шаблоны, а система позволяет сохранять их. Вся процедура занимает минут пять. Никуда ходить не надо, не надо ничего заполнять. Раньше в Сбербанке или на почте люди получали распечатку по оплате на самой квитанции, потом им выдавали отдельно чеки. Приходя домой, жители приклеивают банковский чек к квитанции для сохранения истории платежей. В мобильных приложениях при оплате электронными деньгами и этого делать не надо. Есть функция отчетов, которая надежно годами может хранить историю всех платежей. Если когда-то понадобится информация за какой-то период, то можно взять ее из отчетов, распечатать.
Не нравятся комиссии – тогда вам в ФАС!
Самая больная тема при платежах за жилищно-коммунальные услуги – это комиссия. Еще несколько лет назад комиссионные банков закладывались в тарифы, люди и не подозревали об их существовании. С недавних пор Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заставила поставщиков услуг «вытащить» комиссии на свет Божий, теперь население вынуждено оплачивать их отдельно, сверх основных платежей. ФАС мотивирует свое решение необходимостью коммерциализации агентского рынка. Дескать, все агенты по сбору платежей за ЖКУ должны между собой конкурировать. А в чем они могут конкурировать? Только в процентных ставках! У кого она ниже, к тому и пойдет платить клиент.
Ситуация с комиссиями сложилась неоднозначная. К примеру, в платежной системе КИВИ постарались сделать ее минимальной от 0 до 2%. К примеру, по Москве при оплате ЕПД в КИВИ возьмут 2%, столько же, а то и больше – в крупных банках. Есть услуги и с нулевой комиссией, все зависит не от агента, а от самого поставщика услуг.
– К примеру, находим поставщика услуг и говорим – мы можем сделать канал, по которому тебе будут платить люди, – рассказывает Александр Меликьян. – Кто-то соглашается на нулевую комиссию для плательщика, а потом как-то компенсирует затраты по специальным соглашениям. А кто-то говорит – нет, мне все равно, давайте канал, но я тратиться не хочу, пусть плательщик платит комиссию. Это выбор самих бизнесменов, и заставлять их брать на себя затраты на услуги агентов было бы неправильно.
Понимают, что грешно «утяжелять» счета за ЖКУ комиссиями и крупные поставщики. Те же газовики сами платят процент от сбора за прием платежей населения той же Почте России. Им это выгодно. Чем больше таких агентов, тем проще человеку будет оплатить счета. Мос-энергосбыт также за счет собственных средств оплачивает процент своим агентам. Платежные сервисы на официальном сайте – для населения бесплатны.
Столичный вариант
Советник Департамента информационных технологий г. Москвы Сергей Бирюков рассказал, что в Москве сейчас создается и к концу года будет запущена система, которая позволит значительно шире представлять возможности по оплате услуг. Это так называемая система регистрации начислений и платежей, в которую будут входить буквально все начисления гражданам – от услуг ЖКХ, услуг, предоставляемых государственными учреждениями – родительская плата за детсад, за обучение в музыкальных, спортивных школах – до пошлин и тех же штрафов ГИБДД.
Так, подведомственными департаментам московского правительства являются более 6,5 тысяч бюджетных автономных учреждений, каждое из которых оказывает какие-то услуги. Создаваемая сейчас система, по сути, региональный сегмент, региональное продолжение идеи федерального портала госуслуг. С учетом того, что единый портал госуслуг и столичный портал госуслуг будут интегрированы, любой москвич сможет зарегистрироваться на любом из них и пользоваться услугами и того, и другого. Инструменты предоставят самые разные – оплата по банковским картам, дистанционное банковское обслуживание, оплата электронными деньгами, электронными кошельками. Доступ к системе со стороны кредитных организаций и платежных систем совершенно не дискриминационный. Любой банк, любая платежная система, которая захочет предоставлять гражданам такой сервис, будут подключаться на равных условиях. Гражданин сможет выбирать способ оплаты на городском портале госуслуг, который ему больше нравится. Понятно, люди предпочтут систему с минимальной комиссией или вовсе без нее.
К сожалению, отметил чиновник, в той же ГИБДД с людей при оплате штрафов берут 10, 15, а то и 20% комиссионных. Вон в коридоре терминал – иди и плати. Почесал человек затылок, пошел и оплатил. Столичные власти постараются с помощью широкого выбора инструментов на городском портале госуслуг обеспечить рыночное давление на такие организации. Смысла выставлять запредельные комиссии не будет.
При оплате пошлин, налогов государство в принципе запрещает брать комиссию. У госучреждений – детсадов, музыкальных и спортивных школ очень мало оснований делать такую торговую уступку, значит, без комиссий при оплате их услуг не обойтись. А у поставщиков услуг ЖКХ это вполне возможно. В частности, разрабатываемая сейчас в Москве система будет предусматривать возможность компенсации за снижение комиссии при сборе платежей с населения агентам – банкам или платежным системам. Для этого не надо будет заключать прямые договора: все технические, технологические и юридические вопросы будут разрешаться на уровне этой системы.
С другой стороны, государство никоим образом не может диктовать свои условия поставщикам ЖКУ. Если они заинтересованы в лояльности своих клиентов, то найдут способы не брать с них комиссию.
И действительно, в магазине при оплате товара банковской картой никакой комиссии с покупателей не берут. Но почему-то в ЖКХ это стало нормой. Кстати, портал госуслуг комиссию не взимает, он принадлежит государству. Комиссию взимают банки, которые подключены к порталу, в соответствии со своими тарифами.
Своя бумажка ближе к телу?
И все-таки, почему не редеют ряды плательщиков в сберкассах и на почте? Причина проста. Многим, особенно людям пожилого возраста, важно иметь бумажное подтверждение факта оплаты той или иной услуги. Виртуальная оплата, по их убеждению, такой возможности не дает. А тут еще ужесточилось законодательство. Раньше за неуплату электричество могли отключить спустя полгода, сейчас – три месяца. И, поди докажи, что ты заплатил через терминал!
На самом деле подтверждение в бумажном виде тех или иных действий – важная тема, в то время как задача портала госуслуг – как можно дальше уйти от бумажек. Надо понимать, что сам портал платежи не проводит. Это, по сути, площадка, на которой представлены платежные сервисы. Их, в свою очередь, представляют какие-то банки, и сервисы эти являются внутрибанковскими. Если вы платите картой на портале госуслуг, то Ростелеком к этому отношения не имеет. Есть банк, который выпускает вашу карту, обрабатывает и проводит платеж. За бумажным подтверждением платежа человек может обратиться в банк, в платежную систему. Там выдадут копию платежного поручения с отметкой банка о проведении такого платежа, также можно распечатать квитанцию.
С 1 января 2013 года подтверждение бумажной квитанцией факта оплаты, к примеру, государственных услуг станет необязательным для гражданина. Можно будет электронным способом сообщить, если понадобится, об оплате. Ведомство, предоставившее услугу, самостоятельно проверит по информационной системе федерального казначейства факт оплаты.
Сделан серьезный шаг по минимизации бумажного документооборота при предоставлении госуслуг. Может, со временем это станет возможным и в системе ЖКХ.
Возраст – не помеха
Александр Меликьян не так давно побывал в одном из московских центров социального обеспечения в Москве, общался в пожилыми москвичами, интересовался, кто и как оплачивает услуги. Выяснилось, что отторжения альтернативных способов оплаты за ЖКУ у людей нет. Есть нехватка информации о том, что можно пользоваться терминалами, электронными деньгами, заходить на единый сайт госуслуг или на аналогичные региональные сайты.
Сергей Бирюков считает «темой прошлого века» рассуждения о том, что многие пожилые граждане не знают, что такое компьютер, и – ах, что же мы будем делать с нашими бабушками и дедушками? На самом деле, разговоры эти от лукавого. Уже сейчас на пенсию выходят люди, которые на работе имели дело с компьютерами, с информационными технологиями. Они спокойно пользуются этим и в быту. К тому же, у большинства бабушек и дедушек есть продвинутые внуки, которые «живут» в интернете. Почему бы им не сопроводить бабушку в Личный кабинет?