Такой вот настрой!
В День города строители пообещали открыть десятки самых различных объектов. Это новые жилые дома, школы, детские сады, автомобильные дороги, поликлиники и, конечно, станцию метро «Новокосино», которую с нетерпением ждали многие жители, проживающие за МКАД в одноименном столичном районе и подмосковном Реутово. А как обстоят дела на других стройплощадках Москвы?
Ставка на метро
Известно, что более 70% Адресной инвестиционной программы на 2012–2014 годы направлено на решение транспортных проблем. Они обострились до крайнего предела, и в первую очередь надо было начинать с них.
– Создадим транспортный каркас – все остальное будет нанизываться, как на скелет, – так выразился по этому поводу заместитель столичного мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Ставка была сделана на развитие метрополитена. За девять лет власти собираются проложить 150 километров путей, открыв 70 новых станций. Такое масштабное строительство подземки, как утверждают специалисты, не ведется нигде, кроме Китая, где также реализуются не менее амбициозные планы по развитию метро в Пекине и Шанхае.
Уже близятся к концу работы не только на станции «Новокосино», ввод которой намечен ко Дню города, но и на «Пятницком шоссе» на Арбатско-Покровской линии и «Алма-Атин-ской» – на Замоскворецкой. Метрополитен их получит чуть позже, к 1 январю.
Одновременно идет прокладка других новых тоннелей. Большей частью они станут продолжением существующих веток. Например, Таганско-Краснопресненская линия уходит дальше на юго-восток. Конечная станция «Котельники» откроется в следующем году.
Запущено более 10 новых механизированных тоннелепроходческих комплексов. А всего строители задействуют на полную мощность 24 таких комплексов. Совсем недавно стартовал очередной комплекс. Он начал проходку от строящейся станции «Лесопарковая» в сторону «Битцевский парк». На этом направлении ветка метро пройдет под МКАД в Северное Бутово и таким образом соединит Бутовскую и Калужско-Рижскую линии.
Скоро строители также приступят к сооружению нового радиуса, который потянется от «Авиамоторной» в новый городской район Некрасовка. На этой ветке впервые будет применен новый метод прокладки. Предполагается взять щит большего диаметра и проложить в одном тоннеле сразу две линии подземки. В результате затраты на строительство снижаются на 30%. Так, например, ведется строительство метро в Испании.
К сожалению, прямо сейчас использовать такой метод не получится: еще не готова нормативная база. Как рассказал Марат Хуснуллин на пресс-конференции в канун Дня строителя, от «Авиамоторной» прокладка пойдет по классической схеме. Но после станции «Лермонтовский проспект» новый метод начнут применять до самой «Некрасовки». Линия же откроется в 2016 году.
Продлится дальше на северо-запад Люблинско-Дмитриевская ветка. Здесь разместятся шесть стаций с конечной «Селигирской», и образуется фактически еще один новый радиус в метро. Строители все делают, чтобы уложиться в намеченный срок – сдать станцию в 2015 году.
Важность строительства Третьего пересадочного контура и вовсе трудно переоценить. Глава департамента строительства Андрей Бочкарев отметил, что этот этап – один из важнейших в истории московского метрополитена. К 2020 году этот контур станет частью второго большого кольца. И чтобы попасть в соседний район, не придется, как сегодня проехать до кольцевой линии, где в часы пик нагрузка – колоссальная.
На будущем контуре уже полным ходом идет строительство станции «Ходынское поле». От нее прокладывается тоннель в сторону «Хорошевской». Построят шесть новых станций, некоторые станут пересадочными – на «Савеловскую», «Динамо» и «Полежаевскую». Таким образом, на севере столицы новое кольцо метро пройдет ближе к центру, а на юге – ближе к окраинам.
В общей сложности сегодня идет работа на 88 площадках, задействованы лучшие силы проектировщиков, архитекторов, метростроителей со всей России и из стран СНГ. Здесь трудятся в круглосуточном режиме 18 тысяч человек.
С ветерком
Не менее активно идут работы и на дорожно-транспортных объектах. Близится к завершению реконструкция Варшавского и Каширского шоссе. В планах на следующий год – ввод после реконструкции Ярославского, Ленинградского шоссе, шоссе Энтузиастов, связки Рублевское шоссе – Балаклавский проспект и другие. Всего за три года планируется реконструировать 12 вылетных магистралей, а за пять – все 19.
Власти города отмечают, могли бы начать строительство на всех магистралях одновременно. Для этого имеются все возможности. Но нельзя допустить, чтобы из-за строительных работ Москва встала. Целесообразно решать задачи по частям, последовательно. На магистралях расширяется проезжая часть, появляются новые эстакады, тоннели, дороги – дублеры, на которых в скором времени по выделенным полосам пустят общественный транспорт. Для него обустраиваются заездные карманы. А на перекрестках сооружаются дополнительные поворотные полосы, под проезжими частями трасс – подземные переходы. Движение по многим магистралям после реконструкции станет бессветофорным.
В планах – строительство нескольких хордовых трасс: Северо-Западной и Северо-Восточной, а также Южной рокады, которые должны стать эффективной альтернативой четвертому транспортному кольцу, от которого пришлось отказаться из-за непомерных затрат на его строительство. По подсчетам специалистов, только первые его десять километров обошлись в 77 миллиардов рублей, а между тем длина всего кольца должна была составить порядка 60 километров. Как заявил Марат Хуснуллин, для того, чтобы построить эту дорогу, городу пришлось бы отказаться от всех социально важных объектов. А вот, к примеру, Северо-Западная хорда длиной 29 километров будет построена за 11 с небольшим миллиардов рублей.
Эти хорды на севере пересекутся, а на юге их соединит рокада. И таким образом, вместо четвертого кольца в городе будут построены три новые связки, которые обойдутся намного дешевле, а работать будут не менее эффективно.
Сейчас строители тянут многополосную трассу Северо-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов через Окружной проезд к Измайловскому и Щелковскому шоссе. В настоящий момент на этом участке дороги завершена реконструкция 8,4 км прилегающей улично-дорожной сети, а также построен участок основного хода трассы протяженностью 1,1 км. Правый съезд для автомобилей со стороны МКАД в центр Москвы откроется ко Дню города. А далее эта линия пройдет до Ярославского шоссе. Позднее с севера хорду продлят до строящейся платной дороги Москва – Санкт-Петербург, а с юга – до Люберец.
Полным ходом идет реконструкция улицы Большая Академическая. Она – одна из составных частей другой, Северо-Западной хорды. Уже практически готов и входящий в нее Алабяно-Балтийский тоннель, который сейчас не может выполнять свои транспортные функции, пока не завершены работы на Большой Академической. Поэтому было принято решение завершить ее реконструкцию на два-три месяца раньше – не в феврале следующего года, а уже в нынешнем году. Большая Академическая расширяется, здесь строят три подземных и пять надземных пешеходных переходов, а на самом оживленном перекрестке с улицей Михалковской будет тоннель протяженностью 470 метров.
В ходе реконструкции магистралей уже сейчас проложено инженерных коммуникаций длиной в 1235 километров, что соответствует расстоянию от столицы до Калининграда.
Обязаны построить
Несмотря на то, что значительная часть Адресной инвестиционной программы Москвы направлена на решение транспортных задач, они не должны решаться в ущерб социальных обязательств, взятых на себя городом. Все они сохранены в полном объеме. Так, в текущем году столичные власти планируют ввести в эксплуатацию 76 детских садов, 11 школ, пять физкультурно-оздоровительных комплексов, две поликлиники и одну больницу. Открытие многих из них состоится ко Дню города.
А вообще сегодня ведется строительство на трех тысячах объектах общей площадью 32 млн кв. м, из них около 7 млн кв. м будут сданы в эксплуатацию в этом году. За первые семь месяцев столичный стройкомплекс ввел 2,3 млн кв. м недвижимости, из которых 637 тыс. кв. м составляет жилье для горожан. И есть полная уверенность, что до 2016 года в рамках программы «Жилище» будут построены запланированные 12,7 млн кв. м жилья. Из них за счет городского бюджета – 3,8 млн кв. м.
Сейчас активная застройка ведется в новом районе Некрасовка, где намечается сдать более 280 тыс. кв. м жилой площади для московских очередников.
И, конечно, грандиознейшее строительство ожидается на присоединенных к Москве территориях. Еще не готова даже Концепция развития московской агломерации, но уже в Адресную инвестиционную программу на 2012–2014 годы включены мероприятия по строительству на новых территориях города 34 социальных объектов, среди которых школы, детские сады, пожарное депо и учреждения здравоохранения.