Машинка дырочку найдет
С главными транспортными артериями города – вылетными магистралями вроде бы все понятно: здесь предстоит создавать многоуровневые развязки и дублеры, строить новые сети с перехватывающими парковками. Однако транспортный коллапс затрагивает и «капилляры» – второстепенные улицы с узкой проезжей частью.
Были улицы тихими…
Одна из таких улиц – Азовская, что на юго-западе города. Она небольшая, соединяет Нахимовский проспект с Балаклавским всего по одной-двум полосам в каждом направлении.
Лет десять назад на ней началось строительство крупного жилого комплекса. Будущие собственники квартир с большой охотой переселялись на новое местожительство еще и потому, что оно находилось в тихом, экологически благополучном районе, неподалеку от станции метро. Иной раз, проходя тогда по Азовской улице, можно было вообще не встретить ни одной движущейся машины…
Но вот встало в часы пик Варшавское шоссе, за ним – соседний Симферопольский бульвар, раннее напоминавший своими идущими посередине трамвайчиками вполне провинциальную улицу. Тогда же началось оживление и на Азовской улице.
Многоопытные водители сразу смекнули, что из центра на Балаклавский проспект можно махнуть не только по Варшавке или Симферопольскому бульвару, но и завернув на более спокойную Азовскую улицу. А потом в этой части города заметно еще прибавилось машин, в том числе – за счет переселившихся в новостройки автолюбителей. А во дворах и тогда не хватало мест для парковок. Некоторые броса-ли своих железных коней на проезжей части. Она и так узкая, а стала еще уже. Если еще и автобус забирал на остановках пассажиров, движение за ним по улице полностью замирало.
Переселенцы невесело наблюдали из своих окон за происходящим: переезжали-то они в один из самых спокойных и чистых районов, а тут сплошные выхлопные газы из стоящих в пробках автомобилей.
И так, наверное, продолжалось бы долго. Но в развернувшейся борьбе с заторами на дорогах отцы города обратили внимание и на улицы, подобные Азовской.
Из двух зол
Что с ними делать, чтобы избавить от пробок? Для каждого округа столицы была разработана программа локальных мероприятий, направленных на повышение пропускной способности окружных транспортных сетей на 2011–2012 годы. Мэр распорядился выделить префектурам средства для выполнения этих программ.
– Неужели будут расширять всю дорогу? – спрашивали друг друга прохожие, заметив у себя на улице дорожную технику. – Но ведь это невозможно – на обочинах стоят деревья!
Опасения оказались напрасны. Локальные меры явно отличаются от глобальных, хотя решают те же задачи, но решают по своему – осторожно, существенно не вторгаясь в окрестные «просторы». Все делается по мере возможности, насколько позволяют условия.
Если, скажем, между проезжей частью дороги и пешеходным тротуаром проходят газоны, то в местах, где на них нет деревьев, можно что-то придумать. Например, обустроить парковочные карманы, где могли бы оставлять водители свои машины, не создавая помех движению. Или заездные карманы для общественного транспорта, где автобусы и троллейбусы могут спокойно высаживать и забирать людей, не образовывая лишних «тромбов» на проезжей части.
Правда, под дорожный каток все же приходится пустить немало квадратных метров газонов. Но велика ли их роль в очищение воздуха, когда кругом вынуждены стоять машины с включенными двигателями? Не лучше ли освободить движение для транспорта, чтобы он быстрее добрался в пункт назначения?
Взвесив все «за» и «против», городские власти все же дали добро на освоение территорий, занятых под газоны.
Вписались в контекст
На Азовской улице закипела работа. Сюда вышли дорожные строители с бульдозерами, экскаваторами, самосвалы начали подвозить песок и бордюрные камни.
Дорожники все делали основательно. Прежде чем положить асфальт, вычищали площадку на достаточную глубину, засыпали ее песком, затем поверх него собирали арматурные решетки, вручную привязывая их проволокой, и все заливали жидким бетоном. Вполне надежно.
А в скором времени здесь были открыты более 30 карманов. И как только они стали доступными для машин, последние сразу же их заполнили. Парковки так удачно вписались в контекст территории, словно находились здесь всегда. Но, к сожалению, ранее о них никто не подумал, а сейчас надо было все исправлять.
Всего такой реконструкции в нынешнем году подверглись порядка 15 дорог в Юго-Западном округе. На некоторых из них практически готовы даже заездные карманы для общественного транспорта, как, например, на улице Новаторов напротив дома № 26. Осталось лишь установить остановочный павильон.
По другим дорогам работы продолжаются. Особенно большой их фронт открылся недавно на Севастопольском проспекте. Здесь работы ведутся в рамках программы по вылетным магистралям. Большинство остановок обустраивают по-новому. Деревья не трогают, а вот если электрические столбы мешают, их снимают и ставят ближе к тротуарам.
Как рассказали в Государственном бюджетном управлении Капитального ремонта и благоустройства ЮЗАО, за два года предусмотрено реконструировать 49 дорог, построить на них более 200 заездных и 350 парковочных карманов на 6000 машино-мест.
Все локальные мероприятия, надо заметить, строго согласованы с автоинспекцией, которая лучше всех знает, где особенно часто образуются пробки.
Не забыв о «чайнике»
На некоторых перекрестках эти пробки постоянны, поскольку помехи создают машины, поворачивающие направо. Поэтому по предложению автоинспекции, сейчас ведутся проектные работы и по созданию 22 новых правоповоротных полос. В частности, с Новоясеневского проспекта на улицы Ясногорскую и Тарусскую, с Литовского бульвара – на улицу Айвазовского. Само строительство этих полос начнется в следующем году. А сейчас их строят лишь на Севастопольском проспекте, к примеру, на повороте на улицу Ремезова уже появилась одна из них. Здесь как раз для этого и снимают даже электрические столбы… Проспект перегружен, его необходимо освободить, а останавливаться на такой мелочи, как столб, не резон.
В план локальных мероприятий вошли также 60 внутриквартальных проездов. Их не только ремонтируют, но и расширяют, обустраивая новыми парковками.
Довелось поговорить с одним из бригадиров на улице Новаторов. Его рабочие заново прокладывали дорогу между дворами.
– Я сам живу здесь недалеко, – рассказал Александр. – Вы не представляете, как трудно было разъехаться по проезду двум машинам. Опытные водители с этой задачей еще справлялись, а если за рулем «чайник» – жди беды. Сейчас обстановка улучшается. Особенно мы постарались сделать более просторными повороты, на которых больше всего было аварий.
Однако все еще впереди. Ведь надо позаботиться и о таких магистралях, как проспекты Ленинский, Севастопольский, Вернадского и Профсоюзная улица. В свое время они были образцовыми, но сегодня их пропускная способность исчерпана. В городских планах – реконструкция этих магистралей. Ленинский проспект вообще хотят сделать бессветофорным, для этого соорудят подземные переходы на пересечении с улицами Академика Пилюгина и Кравченко. А возле станции метро «Теплый Стан» построят крупную многоуровневую развязку.
По всей видимости, некоторые вылетные магистрали получат также и новых дублеров, если позволят условия для их строительства. А по ним, как обещают отцы города, пустят общественный транспорт.
Возможно, тогда и на Юго-Западе и Юге будут быстрее ездить автобусы и троллейбусы. Во всяком случае, на Варшавском шоссе за МКАД близятся к завершению все работы по реконструкции, а в пределах окружной дороги они только начинаются. Но когда все завершится, можно будет из Щербинки напрямую по выделенной полосе добраться до центра – не хуже, чем на метро. А на небольших улицах станет, как и прежде, спокойнее.