05:10:04
23 ноября 2024 г.

Барышня, соедините…

РазноеШотландский учитель глухонемых детей Александр Белл в марте 1876 года запатентовал первый телефонный аппарат, и в августе того же года их насчитывалось уже около 800. Началось стремительное развитие телефонной сети.

В паутине прогресса

В 1879 году Белл создал свою фирму по производству телефонов, которая опутала телефонными проводами весь земной шар. Говорят, когда в 1922-м гроб с телом изобретателя, последние десятилетия проживавшего в Америке, опускали в могилу, на минуту замолчали все 13 миллионов телефонов в США.

Первую Московскую телефонную станцию на Кузнецком мосту открыла международная телефонная компания Белла, соединившая в июле 1882 года, судя по опубликованному в газетах списку, телефоны 26 абонентов. В Музее Московской городской телефонной сети, что расположен на третьем этаже дома № 27 по улице Зорге, можно увидеть и первые шаги по созданию телефонной сети, и современное оборудование.

Здесь собрано более 200 телефонных аппаратов, начиная от первой трубки Белла, старинные коммутаторы, первые люки телефонных колодцев, телефонные кабели 120-летнего возраста и суперсовременные. Кстати, некоторые первые телефонные кабели в свинцовой оболочке до сих пор исправно служат в центре города, а вот их преемники 1950-х сгнили или перегрызены крысами.

Восемь кило счастья

– До сих пор можно видеть дом № 14 по Кузнецкому мосту, где на верхнем этаже было установлено 16 первых коммутаторов – по 50 номеров на каждом. То есть в 1882 году можно было подсоединить 800 абонентов. Но уже через полтора года телефонную станцию перевели в дом № 22 по той же улице, и там уже насчитывалось до 3000 номеров, – рассказывает хранитель музея Валентина Голдаевская.

Телефонный аппарат того времени, представленный в экспозиции музея, весил восемь с половиной кило, имел звонок, неподвижный микрофон, телефонную трубку и ручку вызова. Ручку вращали, чтобы соединиться с барышней-телефонисткой, которая вызывала нужного абонента. Рядом в витринах – аппараты следующего поколения, лишь на несколько лет моложе первого.

– Очень скоро появились аппараты «Эрикссон», фирмы, которая выкупила городскую сеть с 1 ноября 1901 года, и аппараты множества других фирм, – поясняет Валентина Ивановна, показывая старинные, удивительно элегантные телефоны.

Отдельно в шкафу размещаются справочники абонентов телефонной сети. Если сравнить дореволюционные с нынешними, то можно заметить одну закономерность. Раньше в квартирах размещалось только 20 процентов аппаратов, остальные принадлежали театрам, конторам, заводом и фабрикам, сейчас же так называемые учрежденческие аппараты составляют лишь 18 процентов от их общего числа, а более четырех пятых – в квартирах москвичей.

Впустить – обязан

Телефонная сеть быстро развивалась, возводились подстанции уже на окраинах Москвы. Первая междугородная линия Москва – Петербург была открыта 31 декабря 1898 года. В 1904-м возвели в Милютинском переулке здание Центральной станции предельной емкостью в 60 тысяч номеров. К 1916 году на сто москвичей приходилось 3,7 телефонного аппарата (55 тысяч абонентов) – больше, чем в столицах многих европейских государств. В музее можно увидеть коммутатор того времени – сердце телефонной станции, помещение которой в 1917 году по приказу большевиков вместе с телеграфом заняли с боем в первую очередь.

Центральная телефонная станция в Милютинском переулке во время революции 1917-го была практически разрушена. Восстановить удалось только шестую часть номеров. Начался телефонный голод, который закончился лишь в конце XX века. Сейчас в МГТС больше 50 телефонов на 100 москвичей. Практически каждая квартира, где проживает не менее двух-трех человек, телефонизирована.

Период первых лет советской власти в музее представлен главным образом декретами, а не практическими делами. Было не до телефонов – о них лишь мечтали. В те годы сняли аппараты во всех частных квартирах, оставив их только у врачей.

Существовал один телефонный аппарат на весь дом, а если в доме было несколько подъездов с большим числом жильцов, подключали один аппарат на два подъезда. Иногда приходилось ставить всего лишь один телефон на целый квартал. Окрестным жителям выдавали карточки на право пользования аппаратом в квартире, где он был установлен. По этой карточке владелец квартиры даже ночью обязан был впустить вас к себе. Если же не впустил – штраф до трех тысяч рублей или… лишение свободы до трех месяцев.

Плюсов больше, чем минусов

Восстанавливали разрушенную за несколько дней 1917 года телефонную сеть 13 лет – до 1930-го.

В музее множество схем, показывающих темпы развития телефонной сети. В 1922 году было 17 200 абонентов (в том году в Кремле открыли первую автоматическую станцию на 200 номеров), и только в 1930-м превысили наконец дореволюционную отметку – 58 105 абонентов.

В музее можно увидеть и первые правительственные «вертушки», названные так еще в 1920-х годах, потому что это были первые в Москве аппараты с вертящимися дисками. Здесь же первые отечественные телефоны, которые стал выпускать московский завод «Красная Заря» в 1928 году, и первые автоматические телефонные станции.

В 1930-м на Большой Ордынке появилась первая автоматическая станция. Она уже не нуждалась в барышнях-телефонистках, ей требовались только технические служащие. В телефоне к этому времени придумали новшество – к нему можно было подключить наушники и слушать радиотрансляцию.

…Управление телефонов в Германии больше ста лет назад определило, что некоторые абоненты говорят по телефону слишком много. Один бюргер вызывал по телефону другого в течение года… 50 тысяч раз. Ввиду подобных случаев немцы в 1909-м изменили порядок оплаты за телефон. Она стала увеличиваться в зависимости от числа телефонных разговоров. Лишь в маленьких городах, где абонентов было немного, плата осталась прежней. Тоже сделали в Москве в 1930-х – длительность разговора не учитывалась, но платили за каждый новый вызов абонента. После войны от такой системы оплаты отказались.

Даже сегодня телефонная сеть едва успевает справляться с потоком звонков. Например, когда в телевизионной передаче объявляют номер телефона для какого-либо опроса.

Бывали случаи и похлеще, когда государст-во преподносило очередное нововведение, и народ должен был с помощью друзей и знакомых найти способ борьбы с его по-следствиями. Самым большим кошмаром для МГТС оказался день, когда премьер-министр бывшего СССР В. Павлов объявил об ограниченном обмене наличных денег на купюры нового образца. Все тогда бросились звонить, чтобы распределить для обмена среди друзей и близких лежавшие в кубышке на черный день рубли.

Остаемся на связи!

В музее нет лишь современных радиотелефонов – слишком много их разновидностей. Буквально каждый месяц появляются новые и новые модификации, и среди них немало посредственных, не приспособленных для московской сети, поэтому надо уметь сделать правильный выбор.

Радиотелефон таит в себе еще одну опасность. Если трубка лежит не на базе, а где-нибудь на подоконнике, то происходит радиообмен между трубкой и базой, и, например, из соседнего дома при помощи недорогого специального устройства можно подключиться к пустующей базе и часами разговаривать за чужой счет хоть с Канадой или Австралией. Поэтому, чтобы к вашей телефонной базе не подключились жулики, нужно после разговора обязательно класть на нее трубку, а не бросать где попало.

Везде – в транспорте, магазине, библиотеке – постоянно трещат или поют мобильные телефоны. Но оказывается, их несметное количество не уменьшило нагрузку на МГТС. Ведь люди предпочитают по мобильнику говорить коротко. Причина: сотовая связь стоит существенно дороже. Пять-шесть часов без продыху по сотовому говорить никто не станет – для этого используют Московскую городскую телефонную сеть.

Ныне активно переходят на оптические кабели и цифровые станции. Но кабелей, а это самое дорогостоящее оборудование МГТС, не хватает (тем более уже проложенный кабель нередко похищают нынешние умельцы, привыкшие красть все, что висит в воздухе, лежит на земле и проложено в недрах).

История музея телефонной сети – это важная страница истории Москвы. И хочется, чтобы развитие самого любимого москвичами вида связи не пошло под уклон. Во многом это зависит и от нас с вами, ведь во всем мире со средствами связи принято обращаться аккуратно и законно.

Барышня-телефонистка в дореволюционной России предупреждала, что желательно говорить не более трех минут, но не разъединяла абонентов, сколько бы они ни беседовали. Зато сами абоненты почти всегда выполняли ее просьбу. Ведь телефон давно уже не предмет роскоши, а необходимость для каждого москвича и гостя столицы.

Михаил Вострышев

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация