Оккупация по-соседски
Как известно, ближний сосед лучше дальней родни, и выстраивать отношения с теми, кто живет рядом, просто необходимо. Удается это, увы, не всем: подчас даже самый незначительный и безобидный спор способен перерасти в длительный конфликт.
Напрасные слова
На экране мобильника высветился номер покупательницы квартиры, и Марина спешно передала трубку Сергею: пусть жених поговорит сам, со свойственной ему дипломатией. За те семь месяцев, что «двушка» была выставлена на продажу, хоть кто-то заинтересовался этим жильем всерьез!
Продать квартиру, доставшуюся после смерти отца, Марина подумывала давно. Возможно, кому-то приглянулся бы и зеленый район, и панельный дом в десяти минутах ходьбы от метро, но владелице жилья окрестности напоминали лишь о неизлечимой болезни отца, визитах с сумками лекарств наперевес и ожидании скорого конца родного человека…
Тех, кто прельщался объявлениями о продаже, было немало. Но каждый раз покупателей что-то не устраивало – то вид из окна, то состояние подъезда, то захламленный холл. Последняя претензия звучала чаще остальных: сначала отец, а потом и сама Марина вели затяжной бой с живущим по соседству семейством, считавшим общий холл своей вотчиной.
Вот и теперь до Марины доносились отрывочные и, судя по всему, напрасные оправдания Сергея: «Холл вполне можно убрать, поговорить с председателем ТСЖ… Мы с хозяйкой квартиры обязательно все расчистим, даже не сомневайтесь! Ну неужели вы откажетесь от подходящего варианта из-за какого-то холла?!»
Сергей еще несколько минут пытался увещевать собеседницу, но на его лице красноречиво читалось разочарование. Когда несостоявшаяся покупательница отключилась, жених выразительно посмотрел на Марину: «И это она еще про дверь не знала…»
Временные трудности нон-стоп
Началась эта история шесть лет назад, после развода родителей Марины. Тогда отец, благородно оставив квартиру бывшей супруге и дочери, перебрался к своей одинокой сестре. Та вскоре умерла, и он оказался хозяином двухкомнатных «апартаментов».
Погоревав по поводу обрушившихся на него несчастий, отец Марины нашел успокоение в обустройстве жилища. После скромного ремонта он был вполне доволен своей «двушкой», но тут в соседнюю квартиру въехало шумное и беспардонное семейство Воробьевых.
Чистый, довольно просторный холл быстро стал тесным: сначала у стены появился велосипед младшего отпрыска Воробьевых, потом – дачные причиндалы и какие-то бесформенные тюки. А увенчала хлопоты неутомимых соседей старая кушетка, выдворенная из квартиры и поставленная «на попа».
Теперь каждый раз приходилось пробираться через гору вещей. На все претензии глава семьи Воробьевых лишь отмахивался: «Это временно, скоро уберем».
Вещи из холла однажды действительно исчезли, уступив место… материалам для ремонта. Пройти через холл не запачкавшись стало просто невозможно.
Прилипли лыжи… к потолку
Однажды, заехав к отцу после отпуска, Марина застала разгромленный холл, заляпанные краской стены и новехонькую железную дверь в квартире соседей. Возмущаясь царящим вокруг беспорядком, она позвонила Воробьевым и пришла в ужас, когда массивная дверь открылась совсем не в положенную ей, двери, сторону, перегородив вход в квартиру отца!
Тут же сама собой нарисовалась страшная картина: случись в доме пожар, и ее отец, и без того передвигавшийся с трудом из-за болезни, просто не сможет пробраться через завалы старого скарба. А распахнутая дверь Воробьевых отнимет последний шанс на спасение.
«Сказал же – беспорядок в холле устраним. А дверь менять по вашей прихоти не собираемся, не для того ставили», – лаконично нагрубил старший из Воробьевых Марине и тут же захлопнул злополучную дверь.
Девушка, озабоченная состоянием здоровья отца, решила вернуться к этому вопросу позже. Но когда через несколько дней снова оказалась в холле, просто не поверила своим глазам: стены сияли свежей краской веселенького салатного цвета, пол был выдраен до блеска. И все бы ничего, если бы не мешавшие проходу широкие полки, прикрепленные к стене со стороны квартиры Воробьевых. А еще лыжи, непонятным образом нашедшие пристанище… на потолке.
Вскоре на полках и под ними выросла обычная порция хлама, без которого Воробьевы, похоже, жить не могли.
Наше дело правое!
А потом отец умер, и владелицей квартиры стала Марина.
Она знала, что жить в этой «двушке» не будет: накоплений жениха и суммы, вырученной от продажи жилья, хватило бы на покупку более просторной квартиры. Дело оставалось за малым – продать перешедшее по наследству имущество.
«Квартирка, конечно, не ахти, но наверняка найдутся те, кому она понравится. Все-таки чистенько и метро близко, – сообщила риелтор, оглядев жилье. – Только хочу предупредить: с захламленным холлом нужно что-то делать. Покупатели сейчас осторожные пошли, все слышали, что из-за подобных «баррикад» люди во время пожаров гибнут».
Уговоры и взывания к совести соседей эффекта не возымели. Как не принесла результата и петиция, вывешенная напротив двери Воробьевых. Отчаявшись, Сергей перешел к боевым действиям: загородил велосипедом дверь Воробьевых, свалил сумки и коробки поближе к их квартире. Но на следующий день весь хлам вновь осел на своих привычных местах.
Решив действовать цивилизованно, Марина пожаловалась председателю ТСЖ. Но он, как позже выяснилось, авторитетом у Воробьевых не пользовался.
Все дороги ведут в суд
Потом семейку навестили представители жилищной инспекции и сотрудники пожнадзора – Воробьевы заплатили штраф и пообещали выполнить все предписания. Но преспокойно об этом забыли.
Устав от «тихой оккупации» холла, Марина с Сергеем обратились к юристу.
Вскоре Воробьевым пришло заказное письмо с уведомлением о вручении. Оно содержало требование устранить все препятствия в пользовании общим имуществом и жильем: первый пункт касался расчистки холла, второй – направления, в котором открывалась входная дверь.
Не получив ответа на послание в указанный в письме разумный срок, Марина обратилась с таким же требованием в суд. В качестве доказательств выступили заключение председателя ТСЖ и предписания инспекций, не раз наносивших визит Воробьевым.
Самовольно занявшее холл семейство упорствовало до последнего. Воробьев-старший чуть ли не кулаками бил себя в грудь, уверяя, что часть общего имущества в доме принадлежит ему по праву – как собственнику квартиры. И неужели он, Воробьев, не может распорядиться своей же стенкой, поставив у нее безобидный велосипед?
Впрочем, как ни хорохорился сосед-единоличник, как ни доказывал право обустраивать жилье по своему вкусу, а смириться с решением суда пришлось. Воробьеву напомнили, что «забрать» свою долю в общем имуществе он не может, а интересы соседей, равно как и положения закона, уважать обязан.
Сейчас Марина обсуждает последние детали продажи квартиры с недавно найденным покупателем, появлению которого, кстати, поспособствовало долгожданное избавление холла от хлама. Правда, свою дверь Воробьев так и не поправил: скорее всего, этой проблемой придется заниматься уже новым хозяевам «двушки».
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
– Привычка собственников одной квартиры считать себя полноправными хозяевами общего имущества – коридоров, холлов, лестничных клеток – приводит к затяжным конфликтам. Такое самоуправство нарушает правила противопожарной безопасности: отрезая пути к эвакуации, нерадивые граждане лишают соседей возможности выбраться из квартиры в случае пожара. Нарушаются и другие законные интересы соседей, вынужденных лавировать между коробками и тюками.
Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения (лестничные площадки, лифты, коридоры и прочее имущество). Соседям, желающим единолично владеть этим имуществом, стоит помнить, что оно является общим.
П. 4 ст. 37 Жилищного кодекса гласит: собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество. Именно поэтому отделить «свой» участок стены в общем холле Воробьевым не удастся.
Если соседи отказываются очищать от своих вещей холл или лестничную клетку, остается подключить к решению проблемы управляющую компанию или товарищество собственников жилья. Если и это не возымеет действия, придется жаловаться: в жилищную инспекцию округа и территориальный отдел Государственного пожарного надзора.
Не выполнившим предписания соседям, скорее всего, придется объясняться с компетентными организациями уже в суде. Собственник может и сам потребовать устранения нарушений его права, обратившись в суд.
Заявляя требование об устранении препятствий в пользовании имуще-ством (это касается как очистки холла, так и неверно установленной двери), нужно позаботиться о доказательствах. Например, запастись фото- и видеоматериалами, свидетельствами других соседей.