05:47:34
23 ноября 2024 г.

Приедет ли в Москву турист на коляске?

РазноеНасколько наш город приспособлен для прогулок, посещений музеев и театров для людей с ограниченными возможностями? Легко ли инвалидам-колясочникам найти в столице подходящую гостиницу, специально оборудованный транспорт? На эти и другие вопросы искали ответы участники круглого стола «Безбарьерный туризм в Москве: реальность и перспективы» в пресс-центре Информационного агентства «Росбалт».

Все познается в сравнении

Несмотря на то, что выделяются большие средства для адаптации городской среды, не всегда маломобильные москвичи могут самостоятельно передвигаться даже в пределах своего квартала. Казалось бы, о какой востребованности Москвы среди туристов-инвалидов из других регионов и стран можно говорить? Тем не менее, перспектива есть – все познается в сравнении.

По словам члена правления московского отделения Всероссийского общества инвалидов Инны Маргулис, еще 30 лет назад инвалиды-колясочники были настоящими заложниками квартир. Выбраться из четырех стен им было не под силу. «Многие, родившиеся в Москве, не видели свой город, а лишь довольствовались тем, что показывали по телевизору, – заметила участница дискуссии. – Первые экскурсии по столице были организованы для колясочников лишь в 1988 году».

Реалии сегодняшнего дня иные. Не только прогресс пришел на помощь людям с ограниченными возможностями, но и московские власти обратили на них внимание. Главный толчок был дан в 2009 году, когда столица жила под девизом Года равных возможностей. С той поры сделано немало. Начал формироваться специализированный автобусный парк, оборудованный подъемниками. За несколько лет хорошо зарекомендовала себя служба «Социальное такси».

Кстати, на недавней выставке реабилитационного оборудования и технологий «Интеграция. Жизнь. Общество-2011», организованной Департаментом социальной защиты населения города Москвы, был представлен широкий спектр подобных транспортных средств.

На подъемнике и в люльке

Как посчитали в столичном Департаменте культуры, половина подведомственных ему учреждений полностью или частично приспособлена для нужд инвалидов разных категорий. Славится своим гостеприимством Дарвиновский музей. Третьяковская галерея может похвастать современными подъемниками. Но вот Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина по-прежнему недоступен для маломобильных граждан. К примеру, колясочники могут посещать его лишь с помощью волонтеров, которые на руках переносят их с этажа на этаж.

Больной темой остаются гостиницы. Ольга Соловьева, исполнительный директор ГУП «Московская социальная гарантия», вместе со своими сотрудниками провела опрос в 28 гостиницах, которые представлены на сайте в числе 200 отелей, позиционирующих себя как доступные для инвалидов. На поверку оказалось, что лишь пять гостиниц частично отвечают этим требованиям. А ведь сегодня существует масса технологий, которыми могли бы обзавестись даже недорогие отели.

Взять, к примеру, систему «Мультиролл», презентованную на выставке «Интеграция. Жизнь. Общество-2011». Городские власти намерены в ближайшие годы оборудовать ею 5 тысяч квартир инвалидов. При этом не нужно расширять дверные проемы. Система основывается на передвижении человека в сетке-кресле по подвесным рельсам, с помощью моторчика и специальных тросов. «Поездкой в люльке» смогут управлять все домочадцы старше 12 лет. В Дании, Швеции, Швейцарии «Мультиролл» успешно используют не только в жилых домах, но и в отелях. Достаточно оборудовать подобной системой два-три номера в гостинице, и потребность инвалидов будет удовлетворена.

Председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы Сергей Шпилько отметил, что в европейских странах 11% прибыли привлекается как раз за счет туристов-инвалидов. Изучив зарубежный опыт, он считает, что нашей столице для начала нужен сводный сайт, который давал бы представление о том, куда можно пойти человеку с ослабленным зрением или слухом, а куда – колясочнику. И пообещал, что ресурс «Безбарьерная Москва» (это пока рабочее название) будет запущен уже в следующем году.

Нестандартные подходы

Отдельная тема – метро, вокзалы и аэропорты. Иногда неприспособленность этих объектов к нуждам инвалидов объясняется нежеланием ведомств заботиться обо всех пассажирах без исключения.

«Город старается обустраивать безбарьерную среду на своих улицах, – сказал зам. руководителя Департамента соцзащиты населения города Москвы Игорь Гордеев. – А железнодорожные вокзалы – это не только другое ведомство, но и, как правило, объекты культурного наследия, их сложно переоборудовать. Частично приспособлен для инвалидов только Курский вокзал. В остальных случаях нужен нестандартный подход. И мы его будем искать».

Такая же ситуация с метрополитеном. При строительстве новых станций неглубокого залегания устанавливаются приспособления для спуска инвалидов на платформу. Но в центре города станции остаются труднодоступными. Переоборудовать их непросто: ведется поиск подходящих технологий.

Идут навстречу пассажирам-инвалидам в аэропортах, где некоторые авиакомпании предоставляют специальные кресла для проезда на борт самолета. Хотя и здесь не все гладко. Много нерешенных вопросов, касающихся сдачи в багаж инвалидных кресел, сопровождения пассажира.

Как считают столичные чиновники и представители туристического бизнеса для инвалидов, своеобразным ориентиром станет 2018 год, когда Москва будет принимать у себя чемпионат мира по футболу. Нахлынувшие потоки туристов покажут, что и как достигнуто в сфере создания безбарьерной среды.

Валерия Лященко

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация