23:30:44
11 апреля 2021 г.

Обуздаем ли тарифы?

ЖКХВ советские времена, вплоть до 1990 года, население страны пользовалось жилищными и коммунальными услугами если не за символическую, то за весьма умеренную плату. И обходились они москвичам не более чем в 30–40% от себестоимости. В структуре платы за коммуналку до 60% приходилось на отопление и горячее водоснабжение, тогда как доля холодного водоснабжения не превышала 8%, газоснабжения – 9%. Отопление и горячее водоснабжение и сейчас являются самыми дорогими коммунальными услугами.

Была возможность маневра

До 1990-го практически все источники тепловой энергии, теплосети и тепловые пункты находились в государственной собственности. Система теплоснабжения Москвы развивалась достаточно гармонично. Надежность обеспечивалась не только вводом в эксплуатацию новых объектов, но и возможностью маневрировать: оперативно переключать теплоснабжение районов города с одного мощного источника тепла на другой, а летом – отключать районные котельные и переводить всех потребителей на ТЭЦ.

Управление процессом предоставления москвичам коммунальных услуг – отопление и горячее водоснабжение по всей цепочке – от производства до квартир во всем городе осуществлялось централизованно. Недостатка в тепле Москва никогда не испытывала.

В 1992 году на федеральном уровне было создано РАО «ЕЭС России». Обществу были переданы теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) Мосэнерго и магистральные тепловые сети. Районные котельные, тепловые пункты и распределительные сети остались у города. Возник конфликт между Чубайсом и Лужковым по разделу активов Мосэнерго, в итоге Москва взяла курс на «тепловую независимость».

Началось неоправданно интенсивное строительство новых районных тепловых станций (РТС) и реконструкция старых малоэффективных котельных, в том числе – в зонах действия ТЭЦ, где тепла и так было в избытке. Дробление системы теплоснабжения города привело к нарушению некогда единого технологического процесса производства и сбыта, негативно сказалось на бюджете как города, так и каждой московской семьи, на экологической ситуации в районах.

В 2005–2010 годах была проведена реорганизация Мосэнерго. Филиал «Тепловые сети» Мосэнерго превратился в ОАО «МТК» (Московская теплосетевая компания). Задача для ОАО «МТК» – служить общей для всех производителей магистралью по передаче тепла потребителям. На базе ГУПов («Мосгортепло», «Теплоремонтналадка», «Мостеплоэнерго») было создано ОАО «МОЭК» («Московская объединенная энергетическая компания»).

Последствия дробления системы теплоснабжения города проявились в конфликте интересов участников рынка тепла. Обострились нерыночные формы борьбы производителей тепла за доступ к потребителям. Развитие теплоснабжения города, основанное на высокозатратной инвестиционной программе ОАО «МОЭК», вызвало резкий рост тарифов.

Продолжилась практика строительства районных тепловых станций в зонах профицита тепловой мощности, практически рядом с существующими и более экономичными ТЭЦ ОАО «Мосэнерго». Это при том, что ТЭЦ вынужденно из-за отсутствия сбыта утилизировали излишнее и потому дешевое тепло, образующееся при выработке электроэнергии, в атмосферу города и в Москву-реку.

Неэффективно – значит, дорого

Газ используется для производства тепловой энергии и «съедает» значительную часть тарифа. Но расходуется он неэффективно. По оценке ОАО «Газпром промгаз», перевод нагрузок с РТС города на ТЭЦ может сэкономить до 0,6 млрд руб. в год. Одновременно улучшится экологическая обстановка в зонах размещения тепловых станций. Перевод нагрузок с РТС Москвы на ТЭЦ Мосэнерго только летом 2010 года дал городу возможность сэкономить более 400 млн кубометров природного газа.

Несинхронный ввод в эксплуатацию новых источников тепловой энергии и новых тепловых сетей ведет к простаиванию мощностей по выработке дешевого тепла. К примеру, на ТЭЦ-26 и ТЭЦ-27 (Мосэнерго) более года назад введены в эксплуатацию высокоэффективные парогазовые установки, а сетей, позволяющих поставлять дешевое тепло потребителям (ОАО «МТК»), до сих пор нет. Если бы они были, годовой экономический эффект составил бы 0,2 млрд рублей в пользу бюджета города и потребителей тепла.

Неэффективное управление системой теплоснабжения неизбежно приводит к завышению температуры теплоносителя в подающем трубопроводе. Отсюда и перетопы – завышение температуры внутри помещений в сравнении с нормативом и излишние затраты населения и городского бюджета на оплату выпущенного через открытые форточки тепла.

Ликвидация перетопа как явления позволит экономить ежегодно только по бюджету около 0,45 млрд рублей. Потери тепла в некоторых тепловых сетях превышают сегодня 17% при максимально допустимом нормативе в 5%.

МОЭК покупает тепловую энергию по высокой стоимости у таких организаций, как ГТУ «Коломенская», ТЭЦ «Сити» и т. д., при наличии дешевого тепла у ОАО «Мосэнерго». И эта высокая стоимость включается в тариф для населения. Если бы теплоэнергия приобреталась для ОАО «МОЭК» по конкурсу по самой низкой цене, то это бы ежегодно экономило городу около 0,3 млрд руб. в ценах 2009-го.

Нерациональное хозяйствование привело к тому, что ОАО «МОЭК» в 2008 – 2010 годах оказалось убыточным предприятием, заимствовавшим через скачкообразный рост тарифов средства из бюджета города и из кошельков жителей. Стоит добавить, что в эти же годы МОЭК задолжала потребителям огромные суммы. В 2008 году – более 8,5 млрд, столько же в 2009-м.

Долги накопились потому, что с населения и других потребителей МОЭК получал плату по нормативам потребления тепла и горячей воды, а расчеты с управляющими организациями вел по показаниям приборов учета. Таким образом, за счет москвичей МОЭК бесплатно кредитовался в течение двух самых сложных для экономики лет.

В годы безудержного роста тарифов чиновники от тепла регулярно кормили народ обещаниями о снижении тарифов. Например, в 2008 году в СМИ прошла такая информация: «Новая тарификация, которую собираются ввести в Москве в ближайшее время, будет включать плату за реальный расход теплоэнергии и так называемую «плату за надежность».

Москвичей заверяли, что летом их затраты на теплоэнергию будут сведены к минимуму, а среднегодовая экономия для одной семьи при новом виде тарифов составит примерно 8–10%. На деле же, эти 8–10% – та самая переплата МОЭКу за тепло и горячую воду по нормативам.

Резервы есть

Экономически не оправданный рост тарифов, увеличение расходов бюджета города на дорогую тепловую энергию из-за конфликта «хозяйствующих субъектов» продолжается более 15 лет. Этот конфликт уже обошелся нам в миллиарды рублей убытков. Однако подвижки к консенсусу наметились. С прошлого года возобновились отключения районных тепловых станций и котельных на летний период для экономии газа и снижения неоправданных расходов городского бюджета. Но это лишь одна из возможностей обуздать тарифы.

Конечно же, надо экономически и технологически объединить производство, транспортировку и управление распределением тепловой энергии в одном центре. Например, путем слияния или передачи в «одни руки» активов ОАО «Мосэнерго» и ОАО «МТК».

Следующий шаг – выделение организаций, занимающихся сбытом тепла жителям и организациям, в общегородскую структуру. При этом все «дочки» МОЭКа (вроде «МОЭК-Генерация», «МОЭК-Финанс», «МОЭК-Проект», «Мосгорэнерго», «МТК») как не профильные для сбыта тепла организации могут быть приватизированы на выгодных для города условиях.

Что еще? Было бы полезно изменить стратегию развития компании на основе критерия прибыльности по основному виду деятельности – сбыту тепла.

В снижении тарифов не последнее место займут готовность к налаживанию равноправных отношений с потребителями и расширение спектра предлагаемых услуг, прежде всего, в энергосбережении. Важно перевести управляющие домами компании на коммерческие условия предоставления коммунальных услуг населению с обеспечением им должного уровня доходности. Сейчас для них эта деятельность убыточна по определению.

Требуется подправить законодательство, четко определив, в чем состоит экономический интерес «исполнителя коммунальной услуги». Включение в тарифы составляющей на содержание и модернизацию внутридомовых сетей сделает отношения между поставщиками тепла и исполнителями коммунальных услуг экономически взаимоувязанными, а у города появятся реальные рычаги воздействия на управляющие компании при реализации программ энергосбережения.

Виктор Дейнекин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация