23:30:44
11 апреля 2021 г.

Тернистый путь закона

Речь – о принятом Мосгордумой в 2008 году законе «О такси в городе Москве», реализация которого оказалась провальной. Закон до сих пор так и не заработал по той простой причине, что конкретные меры в нем вообще не были расписаны. То есть документ создали, а как его претворять в жизнь, расписать забыли. Именно этим и озаботились столичные власти, разработав и представив на всенародное обсуждение план первоочередных мероприятий по реализации основных направлений развития таксомоторных перевозок в городе Москве на 2011–2013 гг.

Предыстория несчастного закона такова. К началу рыночных преобразований в городе работал 21 таксопарк. Общее число автомобилей такси в то время составляло около 18 тысяч. Начиная с 1992 года практически все московские таксопарки сменили форму собственности и стали акционерными обществами, сдали в аренду большую часть своих производственных площадей под автосервисы, стоянки, магазины и т.д. (хотя основным условием приватизации в этой сфере было сохранение основного вида деятельности – таксомоторных перевозок). Город сохранял за собой различные пакеты акций в этих предприятиях (от 2,9% в ТМП № 20 до 66% ТМП№3), но влиять на их деятельность уже не мог.

Отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей этот вид перевозок, полная бесконтрольность со стороны властей, в довесок ко всем проблемам – отмена лицензирования таксомоторных перевозок в 2005 году – привели к возникновению огромного числа нелегальных перевозчиков – «бомбил». Столкновение легальных и нелегальных водителей на площади Курского вокзала в 2005 году закончилось окончательным захватом привокзальных площадей и станций метро «леваками». Серьезный демпинговый пресс со стороны нелегальных перевозчиков приводит к тому, что большинство легальных таксомоторных компаний работают на грани рентабельности и покрывают свои убытки за счет перекрестного финансирования от других видов деятельности (аренда автомобилей, городские маршрутные перевозки и т.д.).

Чтобы вытеснить с рынка нелегальных извозчиков, исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников предлагает поднять штраф за незаконные перевозки (сейчас, согласно Кодексу об административных правонарушениях, он составляет 5 тысяч рублей для физических лиц). Россия же, по его мнению, должна взять пример с Белоруссии, где штрафы для таксистов-частников гораздо выше, а за повторное правонарушение конфискуется транспортное средство. «Для нашей страны, – считает Ю. Свешников, – штраф в 25–30 тысяч рублей – то, что нужно».

Понятно, одними штрафами проблему не решишь. 17 января 2011 года мэр Москвы Сергей Собянин на совещании по решению транспортных проблем города сообщил, что намерен бороться с нелегальными перевозчиками (по его словам, в Москве насчитывается около 9 тысяч такси, работающих легально, и около 40 тысяч нелегальных машин). Для этого столичные власти намерены сформировать городской реестр официальных такси, в котором, в частности, будут собраны телефоны такси в Москве. Кроме того – создать положение о городских стоянках, а также ввести аттестацию водителей и использовать специальный знак «Московское городское такси», ввести лицензирование.

В начале февраля этот план обнародовали. Меры по реализации закона содержат несколько принципиально важных положений. Например, о специальном знаке «Московское городское такси». Согласно положению, специальный знак выдается в безвозмездное пользование на каждое транспортное средство перевозчика в комплекте с карточкой, удостоверяющей право использования специального знака на данном транспортном средстве, а также службам заказа, включенным в реестр «Московское городское такси».

Власти определили и требования к автомобилям, использующимся в качестве такси.

Автомобиль должен быть «леворуким», оснащен системой ГЛОНАСС, детскими креслами, кондиционером и соответствовать требованиям экологической безопасности не ниже класса «Евро-3».

Планируется создать единую диспетчерскую службу такси. Тогда, возможно, появится и единый запоминающийся телефон (или несколько), по которому можно будет вызвать машину. А со временем такси обещают оборудовать не только счетчиками-таксометрами, но и устройствами электронных платежей.

Городские власти со своей стороны обещают таксистам, что в Москве появятся 600 парковок для такси, у зданий вокзалов, в аэропортах, около выходов из станций метро должны появиться оборудованные стоянки. Над ними будет красоваться специальная табличка «Т». Пользоваться этими парковками смогут только официальные перевозчики. То есть только те, кто войдет в реестр.

По словам мэра, власти Москвы провели консультации с министерством экономики и аппаратом правительства, в результате совместно с министерством транспорта РФ, правительством Московской области и Санкт-Петербурга подготовили пакет нормативных актов и передали его в Госдуму. Сергей Собянин надеется, что в весеннюю сессию эти проекты законов будут приняты.

Владимир Симонов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация