Тернистый путь закона
Речь – о принятом Мосгордумой в 2008 году законе «О такси в городе Москве», реализация которого оказалась провальной. Закон до сих пор так и не заработал по той простой причине, что конкретные меры в нем вообще не были расписаны. То есть документ создали, а как его претворять в жизнь, расписать забыли. Именно этим и озаботились столичные власти, разработав и представив на всенародное обсуждение план первоочередных мероприятий по реализации основных направлений развития таксомоторных перевозок в городе Москве на 2011–2013 гг.
Предыстория несчастного закона такова. К началу рыночных преобразований в городе работал 21 таксопарк. Общее число автомобилей такси в то время составляло около 18 тысяч. Начиная с 1992 года практически все московские таксопарки сменили форму собственности и стали акционерными обществами, сдали в аренду большую часть своих производственных площадей под автосервисы, стоянки, магазины и т.д. (хотя основным условием приватизации в этой сфере было сохранение основного вида деятельности – таксомоторных перевозок). Город сохранял за собой различные пакеты акций в этих предприятиях (от 2,9% в ТМП № 20 до 66% ТМП№3), но влиять на их деятельность уже не мог.
Отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей этот вид перевозок, полная бесконтрольность со стороны властей, в довесок ко всем проблемам – отмена лицензирования таксомоторных перевозок в 2005 году – привели к возникновению огромного числа нелегальных перевозчиков – «бомбил». Столкновение легальных и нелегальных водителей на площади Курского вокзала в 2005 году закончилось окончательным захватом привокзальных площадей и станций метро «леваками». Серьезный демпинговый пресс со стороны нелегальных перевозчиков приводит к тому, что большинство легальных таксомоторных компаний работают на грани рентабельности и покрывают свои убытки за счет перекрестного финансирования от других видов деятельности (аренда автомобилей, городские маршрутные перевозки и т.д.).
Чтобы вытеснить с рынка нелегальных извозчиков, исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников предлагает поднять штраф за незаконные перевозки (сейчас, согласно Кодексу об административных правонарушениях, он составляет 5 тысяч рублей для физических лиц). Россия же, по его мнению, должна взять пример с Белоруссии, где штрафы для таксистов-частников гораздо выше, а за повторное правонарушение конфискуется транспортное средство. «Для нашей страны, – считает Ю. Свешников, – штраф в 25–30 тысяч рублей – то, что нужно».
Понятно, одними штрафами проблему не решишь. 17 января 2011 года мэр Москвы Сергей Собянин на совещании по решению транспортных проблем города сообщил, что намерен бороться с нелегальными перевозчиками (по его словам, в Москве насчитывается около 9 тысяч такси, работающих легально, и около 40 тысяч нелегальных машин). Для этого столичные власти намерены сформировать городской реестр официальных такси, в котором, в частности, будут собраны телефоны такси в Москве. Кроме того – создать положение о городских стоянках, а также ввести аттестацию водителей и использовать специальный знак «Московское городское такси», ввести лицензирование.
В начале февраля этот план обнародовали. Меры по реализации закона содержат несколько принципиально важных положений. Например, о специальном знаке «Московское городское такси». Согласно положению, специальный знак выдается в безвозмездное пользование на каждое транспортное средство перевозчика в комплекте с карточкой, удостоверяющей право использования специального знака на данном транспортном средстве, а также службам заказа, включенным в реестр «Московское городское такси».
Власти определили и требования к автомобилям, использующимся в качестве такси.
Автомобиль должен быть «леворуким», оснащен системой ГЛОНАСС, детскими креслами, кондиционером и соответствовать требованиям экологической безопасности не ниже класса «Евро-3».
Планируется создать единую диспетчерскую службу такси. Тогда, возможно, появится и единый запоминающийся телефон (или несколько), по которому можно будет вызвать машину. А со временем такси обещают оборудовать не только счетчиками-таксометрами, но и устройствами электронных платежей.
Городские власти со своей стороны обещают таксистам, что в Москве появятся 600 парковок для такси, у зданий вокзалов, в аэропортах, около выходов из станций метро должны появиться оборудованные стоянки. Над ними будет красоваться специальная табличка «Т». Пользоваться этими парковками смогут только официальные перевозчики. То есть только те, кто войдет в реестр.
По словам мэра, власти Москвы провели консультации с министерством экономики и аппаратом правительства, в результате совместно с министерством транспорта РФ, правительством Московской области и Санкт-Петербурга подготовили пакет нормативных актов и передали его в Госдуму. Сергей Собянин надеется, что в весеннюю сессию эти проекты законов будут приняты.