Можно ли уменьшить платежи?
Это стало чем-то вроде закона природы: каждый год в январе плата за жилищно-коммунальные услуги повышается. Можно ли сократить расходы на оплату ЖКУ? От кого это зависит? С такими вопросами мы обратились к Галине Хованской, депутату, председателю подкомитета по реформированию ЖКХ Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям.
Значит, есть что скрывать…
– Наша плата за квартиру складывается из двух составляющих – платы за коммунальные и за жилищные услуги. Они регулируются разным законодательством. Когда мы говорим о коммунальных услугах, то имеем в виду, как правило, естественные монополии, а также тарифы, которые регулируют органы государственной власти, региональные энергетические комиссии (а на некоторые услуги – федеральная служба по тарифам). Здесь вся надежда на государство, федеральные и региональные власти; напрямую граждане не могут повлиять на тарифы.
С жилищными услугами история другая. Здесь мы можем повлиять на размер платежей. Но для этого жителям домов необходимо быть самим более активными, анализировать ситуацию. За жилищные услуги мы платим деньги по смете, которую по предложению управляющей организации утверждаем на общем собрании. Можно согласиться с этими платежами или не согласиться.
– Из чего складывается тариф?
– Не так давно вышло два важных документа, которые позволяют понять, за что же мы все-таки платим. Я имею в виду два постановления правительства, которые направлены на то, чтобы сделать деятельность ресурсоснабжающих организаций и управляющих организаций прозрачной для нас.
Один документ – постановление правительства РФ № 1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии» появился 30 декабря 2009 года. Он касается естественных монополий и наших платежей за коммунальные услуги. Теперь мы можем выяснить, из чего складывается тариф, какова деятельность ресурсоснабжающей организации.
По сведениям, представленным Минрегионразвития, две трети организаций раскрыли эту информацию. Но, к сожалению, деятельность не всех компаний полностью прозрачна. Некоторые до сих пор не захотели показать, из чего складывается тариф. В таких случаях говорят: «Значит, есть что скрывать».
Второй документ – постановление правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» касается исключительно деятельности управляющих организаций в жилищной сфере. Согласно этому постановлению мы вправе знать конкретно, на какие услуги можем рассчитывать, когда оплачиваем содержание и ремонт нашего дома. В перечень услуг входят обслуживание лифтового оборудования, вывоз мусора, уборка подъезда и территории, текущий ремонт и т.д.
Важно помнить: стандарты раскрытия информации введены, они действуют для ресурсоснабжающих организаций и для управляющих организаций. Жители имеют право знать, куда идут их деньги.
Требуйте отчета
– Жилищный кодекс дает четкую установку управляющим организациям: в первом квартале они должны представить нам, собственникам жилья, отчет о своей работе.
– Тем не менее до выхода постановления № 731 применялись всевозможные уловки. К примеру, ко мне с жалобой обратились жильцы многоэтажного дома в Самаре. На вопрос, почему не представлен отчет, им ответили: «В Жилищном кодексе не сказано, что мы должны давать вам отчет в письменном виде. Вот мы и не даем».
Добросовестная управляющая компания представляет отчет, раскрывает информацию о том, из чего складывается плата за услуги. Ну, а любая недобросовестная шокирована выпуском такого постановления: «Мы должны все о себе рассказать? Но это невозможно!» Конечно, им не хочется объяснять жителям, откуда появились в личном пользовании еще одна квартира или «мерседес».
Жителям надо четко понимать, что управляющая организация живет на деньги собственников, которые ее нанимают. На наши деньги. И мы можем отказаться от услуг этой организации, заключив договор с другой. Понимание этого крайне важно. К слову сказать, жителям Москвы узнать о своей управляющей организации можно на сайте Департамента ЖКХ и благоустройства.
Часто управляющие компании, не желая раскрывать информацию, ссылаются на то, что жители не активны, их трудно собрать, они не приходят на общее собрание. Но наверняка найдется один из десятка человек, который захочет узнать, какой перечень работ и услуг ему предоставляется, на что он может рассчитывать за свои деньги. Например, когда речь заходит о ресурсоснабжающих организациях, многие выражают желание узнать, на что идут деньги, уплаченные за услуги водоснабжения. Идут ли они на улучшение качества воды, реконструкцию очистных сооружений, замену труб?
Мне известны случаи в регионах, когда люди соглашались платить даже больше уровня тарифов, который установила региональная энергетическая комиссия, только за то, чтобы вода была чистой и поступала в квартиры 24 часа в сутки.
– С января 2011-го тарифы в Москве поднялись на 14 процентов. Не станет ли в результате этого больше семей, которые вправе претендовать на адресную помощь?
– Вопрос важный. На мой взгляд, тариф должен повышаться в соответствии с уровнем инфляции, если только нет каких-то серьезных инвестиционных проектов, улучшающих качество предоставления услуг населению.
Поднимая тарифы, разумеется, надо думать о том, чтобы не росло число граждан, имеющих право на адресную помощь. В Москве предельный уровень платежей населения за коммунальные и жилищные услуги составляет десять процентов и менее в зависимости от совокупного дохода семьи. В 2003 году мы внесли эту норму. Закон был небольшой, но его эффект оказался впечатляющим, особенно сейчас: москвичи защищены достаточно серьезно.
Во многих других регионах, где предельный уровень платежей населения за ЖКУ составляет 22 процента, положение сложнее. И оно связано с политикой федерального правительства, которое с нынешнего года перестало выделять средства на оказание адресной помощи регионам, передав им сбор налогов, которые собрать достаточно проблематично. Это не очень корректная политика по отношению к регионам. И, я считаю, ее надо менять. Забота о бедных в цивилизованных странах подразумевает, прежде всего, ответственность федеральной власти.
– При всем том приходится слышать, что в странах Запада среднестатистическая семья платит за жилищно-коммунальные услуги почти четверть своего совокупного дохода.
– Действительно бытует такое мнение. Но здесь надо учитывать, как считают этот доход и сколько остается в бюджете семьи после того, как она отдаст 25 процентов. Если проанализироать, из чего складываются эти проценты, можно обнаружить, что на долю жилищно-коммунальных услуг приходится лишь половина (это услуги, которые оплачиваем и мы). Ведь в те 25 процентов входят и выплаты по ипотечному кредиту, и налог, и т.д. А у нас все это не учитывается. Нас попросту вводят в заблуждение, когда говорят, будто в развитых странах платят гораздо больше. Сравнение платежей только по коммунальным услугам будет уже не в нашу пользу.
Не платить «за того парня»
– Жители многоэтажных домов нередко жалуются, что им приходится платить за должников.
– В законе о защите прав потребителей сказано, что платить мы должны только за то, что потребляем. Сетования по поводу того, что приходится платить «за того парня», поступают в основном от тех, кто еще не поставил счетчики на воду.
В нашем городе норматив по воде 384 литра в сутки на человека. И это при том, что у большинства семей есть стиральные машины, а у некоторых и посудомоечные. Норматив явно завышенный. Шли разговоры, что его уменьшат хотя бы на 100 литров, но никакого движения в этом направлении пока не замечается. Кому это выгодно? Ресурсоснабжающим организациям. Поэтому выход сегодня один – ставить счетчики. Платеж после установки счетчиков на воду заметно уменьшается.
Правда, цены на счетчики и их установку не такие уж низкие. В среднем семье приходится тратить на установку двух приборов учета около четырех тысяч рублей, а в некоторых квартирах требуется поставить четыре счетчика – по два в ванной и на кухне.
В Москве в свое время было издано постановление, согласно которому малообеспеченным, ветеранам войны и труда должны помогать при установке счетчиков – делать это за счет бюджета. Получается это, к сожалению, не всегда. Другая проблема заключается в том, что у нас много старых домов, где просто нет технической возможности поставить счетчики.
Устанавливая счетчики, семья не только желает знать, сколько она тратит, но и хочет регулировать потребление. Однако если экономить воду довольно просто (имеется большой выбор «одноруких» кранов, которые можно закрыть одним движением), то с экономией тепла в наших квартирах все обстоит гораздо сложнее. Как правило, вентиля, которым можно было бы регулировать подачу тепла (в холодное время – увеличить, в теплое – уменьшить или, уезжая, оставить на минимальном уровне, чтобы затем быстро выйти на нормальный режим), в наших квартирах нет.
Зато в стране есть огромное число пятиэтажек, которые стоят уже по 50 лет, хотя срок их жизни был обозначен 25 лет. Они отапливают улицу, утеплять их, наверное, дороже, чем снести. И сейчас, к сожалению, снос такого жилья притормозился.
О нашем собеседнике
Галина Петровна Хованская родилась в Москве в семье преподавателей. Окончила Московский инженерно-физический институт и Академический правовой университет. Работала научным сотрудником Института прикладной математики АН СССР.
С 1993 года трижды избиралась депутатом Московской городской думы, была председателем комиссии по жилищной политике. Руководит общественным советом по жилищной политике. Избрана повторно депутатом Государственной думы ФС РФ.