Есть такая профессия: лифты запускать
В вашем подъезде не работает лифт? Не переживайте: теперь эту поломку специалисты заметят раньше, чем вы обратитесь за помощью. В столичном Мослифте заработала новая информационная система Центральной аварийной диспетчерской службы. Чтобы получше о ней узнать, мы отправились в МГУП «Мослифт». Это предприятие обслуживает 60 тысяч лифтов столицы.
– Да, мы используем новые информационные технологии, – рассказал начальник Центральной аварийной диспетчерской службы Владимир Кручко. – Теперь нами многое контролируется в реальном времени, ведь лифт – это сложнейший аппарат на микроэлектронике, его можно сравнить разве что с компьютером. И мы должны узнать причины его остановки по конкретному адресу, проконтролировать, как устраняются там поломки. Выполняем и функции некоторой технической помощи.
Но об этом позже.
Как дела?
Адрес Центральной аварийно-диспетчерской лифтовой службы – Ленинградский проспект, д. 26, корпус 1. Она пока единственная в стране.
На большой стене можно увидеть огромную панель из шести экранов-мониторов. Графики – красные и синие, карта районов, адреса остановившихся лифтов. Без подготовки, кажется, и не поймешь что к чему. Но специалистам все понятно: в этом многообразии они видят, как и где обстоят дела.
На мониторы выводится три вида информации. Первая: работа в реальном времени аварийной службы. На одной из панелей высвечивается, сколько срочных заявок выполнено, а сколько – пока в работе. Всего у Мослифта восемь филиалов, при которых столько же аварийных служб. Вот и на мониторе высвечивается восемь синих прямоугольников, верх их окрашен красными «шапочками». Синий цвет говорит о том, что лифт – в боевой готовности, красный – сколько аварий уже устраняется.
К примеру, самый большой такой столбик в день нашего визита в Центральную диспетчерскую был у СУ-15 – показывал 67 заявок, цвет – синий. Это значит, что с ремонтом на месте уже справились.
Не опоздать бы…
Если раньше диспетчеру приходилось тратить драгоценное время на то, чтобы сообщить об аварии лифта по телефону в филиал, а оттуда – уже в аварийную службу, то сегодня, как только сигнал поступает по электронной почте, заявка тут же идет к исполнителю. Тот моментально отправляется на устранение неполадок.
К слову сказать, диспетчер сегодня совсем не похож на прежних лифтеров, у которых под рукой – лишь телефон да бумажная тетрадка. У современных специалистов технических служб для передачи информации – компьютерные программы.
Смотрим на экран. Здесь – адресный список лифтов, запущенных аварийной службой, и тех, которые еще только ремонтируются. Вот хотя бы два примера: дом № 13, корпус 1 по улице Марьинский Парк. Всего 30 минут прошло с того момента, как остановился лифт и как был принят сигнал об этом до его пуска. А в доме № 171, вл. 56 по Люблинской улице подъемник стоял еще меньше.
Несложно предположить, что в часы пик нагрузка для кабин приходится на утро и вечер. Оперативность ремонтных бригад тогда особенно важна.
– Если кто-то застревает в подъемнике, такая заявка считается первоочередной, – объясняет В. Кручко. – Существуют нормативы по освобождению горожан из лифтового плена. С момента звонка в ОДС заявка должна исполняться в течение 30 минут. Кстати, если вы нажали кнопку вызова диспетчера в лифте, и никто вам не ответил, смело набирайте горячую линию Мослифта.
Довольно часто в графе «причина», из-за которой лифт стоит, можно прочитать: хулиганские действия или ложный вызов. Да, и такое бывает, – дети балуются. К сожалению, большая часть поломок связана именно с человеческим фактором: перевозят слишком тяжелое, ломают кнопки, а то и пытаются починить неоткрывающиеся двери самостоятельно.
На верхнем правом мониторе видим информацию: указаны плановые простои лифтов. И каждому техсредству нужен профилактический осмотр, другими словами отдых. Ведь по нормам замена лифта в жилых домах производится лишь раз в 25 лет.
Еще один момент: передвижение по городу мобильных аварийных служб.
На средней панели – карта, где GPS-навигатор отслеживает движение машин помощи в реальном времени. Синяя стрелка движется по одной из московских улиц: это аварийка направляется от станции метро «Кожуховская» вглубь жилого микрорайона. В зависимости от ситуации она может спешить к застрявшему в лифте, а может и везти запчасти для ремонта. За всем передвижением следят диспетчеры.
В конце прошлого года автопарк Мослифта обновился на треть.
На горячей линии
– Чаще всего к нам обращаются жители, когда не добиваются от своих жилищных служб желаемых результатов, – рассказывает ответственный за горячую линию Александр Морозов. – К примеру, перед самым Новым годом обратилось 108 человек. Это – много.
Каждая заявка заносится в компьютерную базу и ставится на особый контроль. После ремонтных работ заявителю перезванивают и узнают: удовлетворен ли он починкой. После этого лифт с горячей линии автоматически заносится в базу, месяц «горит» на мониторе красным – такой сигнал о том, что состояние подъемника требует постоянной проверки. Если звонок по данному адресу повторяется, тогда уже мы принимаем меры административной ответственности к ремонтникам.
– После того как в 2002 году была открыта горячая линия, число письменных заявок от граждан сократилось в 6,5 раза, – комментирует эффективность работы горячего телефона В. Кручко. – А это прогресс. Значит, все решается оперативно.
Так что созданная специалистами Мослифта электронная система аварийного учета помогает и улучшить качество работы подъемников. Планируется расширить этот опыт и на другие объекты, находящиеся в ведении предприятия: среди них – и лифты для инвалидов, установленные как в жилых домах, так и на предприятиях потребительского рынка, в учреждениях образования и здравоохранения.