06:05:59
13 декабря 2024 г.

Что во благо садоводу

Уютный домДля справки: сейчас в распоряжении москвичей находится около 95 тыс. га земли (более 1,5 млн участков на 4,5 млн человек), в том числе на территории Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской и Смоленской областей – около 16 тыс. га. Обеспеченность москвичей садовыми участками возросла с 17% в 1992 году (от начала реализации городских программ развития коллективного садоводства) до 51% в 2010-м.

Нужен ли новый закон

Правительство Москвы первым на постсоветском пространстве России в тяжелейшей для государства экономической ситуации заявило о поддержке садоводческого движения москвичей за счет столичного бюджета. Своим постановлением от 01.07.1993 оно приняло Программу развития коллективного садоводства для жителей города Москвы, поручив ее выполнение предприятию, которое с недавнего времени стало называться Государственным бюджетным учреждением (ГБУ) «Развитие Московского региона». И вот уже почти два десятка лет возглавляет его Василий Лукич Пятибрат. Он и рассказал нам о комплексных мерах правительства Москвы по обеспечению бюджетной и организационной поддержки коллективного садоводства москвичей на нынешнем этапе, а также о проблемах дальнейшего развития садоводства.

Что сделано, то сделано

– Василий Лукич, наверняка не все москвичи, имеющие дачи, знают, что переменам, происходящим в обустройстве их товариществ, они обязаны деятельности организации, которую вы возглавляете много лет. Думаю, им интересно будет узнать о ее задачах и о том, что уже сделано.

– Чтобы обеспечить жителей Москвы садовыми земельными участками и сформировать персональный (в том числе льготный) состав членов садоводческих коллективов, вместе с отделами пригородного хозяйства префектур предприятие осуществляет взаимоувязку интересов администрации Москвы с администрациями Московской и семью сопредельными областями и муниципальными образованиями (районами). Обеспечивает выбор и отвод земельных участков для размещения садоводческих объединений; разработку и утверждение проектов; застройку выбранных под садоводство территорий, проектирование и строительство объектов внешней инфраструктуры (подъездные дороги, линии ЛЭП, мелиорация), в том числе в местах размещения садоводческих коллективов; за счет бюджета Москвы выделяет муниципальным образованиям в порядке оказания помощи в развитии инженерной и социальной инфраструктуры сезонных поселений спецавторанспорт и спецавтотехнику (пожарные, патрульные, санитарные автомашины, автолавки, автомусоровозы, автобусы).

В рамках реализации Программ развития коллективного садоводства за 1993–2010 гг. выделено больше 4 миллиардов рублей, введено в эксплуатацию 746,1 км подъездных дорог к садоводческим объединениям москвичей, построены внешние высоковольтные линии электропередачи (это 347,8 км), проведены мелиоративные работы на площади 5,3 тыс. га, приобретено и безвозмездно передано администрациям муниципальных образований для оказания помощи в медицинском обслуживании, организации охраны общественного порядка, автобусных перевозок, торговли, противопожарной защиты и проведении экологических мероприятий 1255 единиц спецавторанспорта и спецавтотехники. Построено 20 объектов инфраструктуры (здравоохранения, торговли и бытового обслуживания, пожарной охраны, транспортного обслуживания и других объектов), имеющих социальную направленность. А также для коллективного садоводства москвичей оформлены земельные массивы (46,7 тыс. га), что позволило сформировать 1595 садоводческих объединений москвичей.

Теория – не практика

– На проходившем недавно в Госдуме заседании вы, пожалуй, единственный выступили не за принятие нового закона вместо ФЗ № 66, а за внесение изменений в существующий.

– Сотрудники нашего учреждения в свое время приняли активное участие в разработке основополагающего Федерального закона № 66-ФЗ о садоводстве. Напомню: этот закон был разработан и принят как единый документ, определяющий особенности создания и деятельности некоммерческих объединений граждан, порядок оформления правоустанавливающих документов на землю, разработки проектно-планировочной документации и взаимодействия с органами власти. Он содержит нормы прямого действия. В Земельном кодексе прямо указано, что порядок предоставления земельных участков гражданам и объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается законом № 66-ФЗ.

Позже испеченные без участия специалистов, общественности и самих садоводов многочисленные федеральные акты по внесению изменений в закон № 66-ФЗ свели на нет многие благие намерения. В том числе усилия по осуществлению «дачной амнистии» крайне усложнили процедуру оформления садовых земельных участков и обеспечение жителей страны садовыми земельными участками, исходя из их реальных материальных возможностей. Поэтому на проходившем недавно в Госдуме заседании, где рекомендовалось принять вместо ФЗ № 66 какой-то другой, новый, я предложил не его изменять, а внести в принятые позже Земельный, Градостроительный кодексы, в Закон о кадастре и другие законодательные акты в отношении садоводства единое положение о приоритете норм Федерального закона № 66! Будет ли учтено это и другие пожелания, которые подготовили мы с учетом предложений с мест, – приходится сомневаться.

В парламентских слушаниях 26 марта прошлого года на тему «Законодательное обеспечение реализации прав граждан на ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства: проблемы и пути решения», и о проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка создания и деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» представители садоводческих объединений Московского и других регионов высказали немало критики в адрес законодателей. По первое число досталось «теоретикам» от практиков также во время обсуждения предлагаемого незрелого проекта на тематических круглых столах в Москве и Санкт-Петербурге. В соответствии с поручением правительства Москвы в Комитет по строительству и земельным отношениям ГД РФ были направлены подготовленные нашими сотрудниками предложения, в которых предлагалось указанный проект федерального закона отклонить как не отвечающий интересам миллионов садоводов, огородников и дачников и ущемляющий их права. И все же в проекте Рекомендаций парламентских слушаний безосновательно предлагалось ускорить принятие данного законопроекта во втором чтении. Наше предложение о включении в рабочую группу Госдумы по подготовке предложений по внесению изменений в законодательные акты представителей от субъектов Российской Федерации, а также от организаций и структур, занимающихся вопросами развития коллективного садоводства, в т. ч. от нашей, тоже не прошло.

Между тем за последнее время был принят ряд законодательных актов, ухудшающих положение садоводов, именно потому, что принимались они без широкого обсуждения с государственными организациями, занимающимися проблемами развития коллективного садоводства, и самими садоводами.

Бесплатная земля недешева

– Не могли бы привести примеры?

– Конечно. Так, Федеральным законом № 118-ФЗ от 26.07.2007 безосновательно отменены пункт 6 статьи 14 Закона № 66-ФЗ, а также часть вторая ст. 25 Закона РФ «О плате за землю», согласно которой нормативная цена вводилась для передачи земли в собственность. Это практически открыло возможность для многочисленных злоупотреблений и взвинчивания цены садовых участков до уровня кадастровых цен (а они выше рыночных!). Мы считаем, что введение таких цен на землю обернулось очередным ударом по основной массе населения, и практически не коснулось владельцев недвижимости ценой в сотни миллионов долларов. В Московской области в 2009 году утверждены новые кадастровые цены, которые больше нормативных в среднем в 20 раз!!! Садоводы просто не имеют возможности заплатить кадастровую стоимость (составляющую даже в отдаленных районах от 200 до 500 тыс. рублей за участок площадью 10 соток!). Надо законодательно закрепить, что кадастровая цена земли может применяться только в целях расчетов налогообложения и определения цены при сделках купли-продажи по участкам, уже оформленным садоводами в собственность. Оформление в собственность садовых земельных участков, которые выделяются для коллективного садоводства в настоящее время и на которые не распространяется действие закона о дачной амнистии, необходимо производить по нормативной стоимости земли (установив ее в размере 3% от кадастровой стоимости).

– Выходит, что те, кому выделили бесплатно землю, должны при ее получении платить за нее кадастровую стоимость – 200–500 тыс. рублей? Иными словами, это совсем не бесплатная земля… Или эту сумму платит ГБУ? Не могли бы пояснить этот момент?

– Нет, это не так! ГБУ выделяет участок, который затем садовод выкупает в районе при оформлении права собственности на участок. Подробности можно узнать по месту подачи заявлений, то есть в префектурах и округах г. Москвы.

Продолжая тему, напомню, что в первоначальной редакции Закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 был пункт 3 статьи 14, прямо регламентирующий порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих объединений (в том числе первоначальное предоставление в срочное пользование). Этот пункт был безосновательно отменен Федеральным законом № 118-ФЗ от 26.06.2007, что лишило органы местного самоуправления четко прописанного в законе механизма первоначального предоставления земель и создало почву для различных неверных истолкований закона.

Когда отменяется четкое толкование закона, то появляется возможность истолковывать его кому как вздумается. Обе договаривающиеся стороны нередко толкуют дело по-своему. Разумно будет внести в Земельный кодекс статью, позволяющую первоначально (подчеркиваю – первоначально) предоставлять земельные участки садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению (объединению граждан!) в безвозмездное срочное пользование, а также отразить это изменение в пункте 14 Закона № 66-ФЗ.

По мнению специалистов, нельзя не восстановить в Законе № 66-ФЗ и пункт 3 статьи 13 о том, что наличие у гражданина садового, огородного или дачного земельного участка является основанием для отказа в повторном предоставлении участка, а также пункт 2 статьи 15, который четко указывал, что при создании объединения члену такого объединения предоставляется один участок. В настоящее время из-за необоснованного исключения Федеральным законом № 118-ФЗ от 26.06.2007 указанных статей у недобросовестных граждан есть возможность обращаться в органы местного самоуправления о предоставлении садовых, огородных или дачных участков неограниченное количество раз, а потом продавать полученные участки и вновь обращаться за получением новых участков.

– Говорят, что сейчас, встав в очередь, можно рассчитывать на получение участка чуть ли не через десять лет. Каким же образом граждане умудряются получать неограниченное количество участков, если даже льготникам приходится ждать своей очереди годами?

– Дело в том, что в законе после девальвации указанным 118-м законом пункта 3 статьи 14 и пункта 3 статьи 13 66-го закона появились «дырки», что и дало возможность для мошенничества.

Давайте вспомним и то, что Законом № 93-ФЗ от 30.06.2006 были внесены изменения в ст. 28 Федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.1998. В прежней редакции статьи 28-го Закона были предусмотрены коллективистские принципы при принятии решений по приватизации в объединениях садоводов. Обязанность по подготовке материалов для приватизации земельных участков возлагалась на комиссию, созданную на основе решения общего собрания. Именно на этой стадии проводилась инвентаризация земель объединений, проверка освоения земельных участков, решались вопросы с неплательщиками.

В новой редакции ст. 28 порядок приватизации больше напоминает порядок подготовки документов, осуществляемый индивидуальным застройщиком. Это ведет к тому, что отдельные члены объединения, не освоив земельные участки и не оплачивая взносы на создание объектов инфраструктуры садоводческого объединения, требуют предоставить им земельные участки в собственность. Такой подход к особенностям предоставления в собственность земельных участков членам садоводческих и дачных объединений в корне неверен и требует пересмотра. Ведь изначально объединились садоводы для совместного решения общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства и дачного хозяйства.

Отнимая, умножать?

Отнимать землю у нерадивых хозяев – один из способов создания фонда земель для садоводства граждан безземельных мегаполисов. Также существует и ряд тормозящих дальнейшее развитие коллективного садоводства проблем административного и законодательного порядка. Одна из них: Москва не имеет собственных земель для предоставления жителям города (в т. ч. гражданам льготных категорий) под коллективное садоводство. Для выбора и предоставления земельных участков под размещение садоводческих объединений в соответствии с положениями Федерального закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» мы вынуждены взаимодействовать с органами местного самоуправления других субъектов Российской Федерации, в ведении которых находится фонд перераспределения земель.

Создание собственного целевого фонда перераспределения земель все еще остается единственной возможностью централизованно, на государственном уровне, в рамках программ развития коллективного садоводства решить проблему обеспечения жителей города Москвы садовыми земельными участками. И сделать это можно лишь при соответствующих решениях Госдумы и правительства Российской Федерации. Надо учесть также, что на территориях Московской и сопредельных областей, а также всех остальных субъектов Федерации имеется и значительное количество приватизированных и неприватизированных садовых земельных участков, не осваиваемых в течение 10–15 лет. Однако процедура изъятия таких участков, установленная Гражданским (ст. 284–286) и Земельным (ст. 54) кодексами, весьма громоздка и на практике не работает.

На мой взгляд, требуется принять законодательный акт, предусматривающий упрощенную процедуру принудительного изъятия неиспользуемых (или используемых с нарушениями) приватизированных садовых земельных участков, оформленных в собственность до принятия Земельного кодекса.

– Но это же собственность! Может быть, речь идет о выкупе?

– Уже сейчас есть законодательство, по которому земли, даже если они находятся в собственности, но используются не по определенному свидетельством о собственности целевому назначению, могут быть изъяты в судебном порядке по решению объединения, товарищества и так далее. Для изъятия приватизированного участка, оформленного до принятия Земельного кодекса, необходимо исключить требование обязательного изготовления кадастрового плана. Решение может приниматься на основании ранее выданных в установленном порядке документов на право собственности на землю.

«Одно окно» не помогло

Значительное число обращений садоводов в наше учреждение касается реализации на практике положений Федерального закона № 93-ФЗ от 30.06.2006 о так называемой дачной амнистии. Все еще дорого и сложно оформить участок. Слияние с 1 марта 2009 года Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии в «единое окно» мало что дало. Эта служба осуществляет только регистрацию документов и надзорные функции, а вся практическая черновая работа по-прежнему производится коммерческими организациями, занимающимися землеустройством и оценкой недвижимости по коммерческим ценам! Положение изменится только при условии, если возложить обязанности по выполнению всех этих черновых работ по изготовлению землеустроительных дел с кадастровыми планами на Федеральную государственную службу. Причем для граждан – бесплатно, в рамках Государственной программы создания государственного кадастра недвижимости за счет бюджетных средств.

Хотел бы спросить: а кто поднимает вопрос о регистрации на садовых земельных участках? Ведь изначально садовые и огородные земельные участки предоставляются гражданам органами местного самоуправления по месту жительства граждан для их временного, в основном сезонного, весенне-летне-осеннего пребывания за городом. «Прописка» им не нужна, у них есть регистрация по месту жительства в городе! А вот жители бывших союзных республик с удовольствием купят домик в садовом товариществе и зарегистрируются большой и дружной семьей. А потом еще и председателя переизберут! На пользу ли будет российскому садоводству такое «великое переселение», особенно в пограничных районах европейской части России и по соседству со странами Дальнего Востока? Вряд ли.

Станислав Чудаков

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация