23:30:44
11 апреля 2021 г.

Берем очередь на себя!

РазноеВ жизни каждого человека – и в семьдесят, и в тридцать – может наступить момент, когда ему вдруг понадобится помощь. Как назло, это случается в дни, когда родственники уезжают в отпуск, соседи на дачу, а телефоны знакомых дружно молчат. И не остается ничего другого, как надеяться на отзывчивость незнакомых людей.

К счастью, теперь москвичи, оказавшись в трудной ситуации, могут рассчитывать на помощь города, причем бесплатную: с октября в десяти центрах соцобслуживания появилась Мобильная социальная служба.

Прошло всего два месяца, поэтому, набирая номер Таганского Комплексного ЦСО – одного из десяти «пионеров», была готова услышать: «Давайте поговорим через полгода». Но директор центра Ирина Дмитриева охотно согласилась рассказать о работе новой структуры, созданной в соответствии с примерным Положением о секторе «Мобильная социальная служба», которое подготовил Департамент соцзащиты населения г. Москвы.

Как оказалось, идея предоставлять разовые социальные услуги тем, кто обходится без постоянного надомного обслуживания, но, попав в трудную ситуацию, нуждается в поддержке, давно витала в воздухе. Время от времени отделу срочного соцобслуживания (или, как называют его между собой все социальные столичные работники, «срочки») уже приходилось помогать тем, кто не является их постоянными клиентами. Например, пожилая женщина не выходит из дома, но надомное обслуживание ей не положено, так как у нее есть сын. Мужчине необходимо на месяц уехать в командировку. Попросить навестить мать два-три раза в неделю и принести ей продукты ему некого.

Другой пример. Работа не позволяет женщине, имеющей ребенка-инвалида, среди рабочей недели пойти в поликлинику, чтобы выписать рецепт на жизненно необходимое бесплатное лекарство.

А вот нестандартная ситуация, которую пришлось разруливать отделу. Сын-инвалид не мог похоронить отца – ветерана Великой Отечественной войны: не было ни денег, ни сил…

Из этих и других непростых ситуаций людям помогли с достоинством выйти работники «срочки».

Прогулка с дедушкой

Так что опыт по оказанию разовых услуг уже имелся. Вот только список «добрых дел», на которые могли раньше рассчитывать москвичи, охватывал далеко не все насущные потребности. Появление же в отделе специального сектора, который может оказывать гораздо больший спектр услуг, теперь позволит социальным центрам расширить круг своих подопечных. Ведь право на постоянный надомный уход имеют далеко не все пенсионеры и инвалиды.

Например, такая нестандартная услуга, как прогулка с пожилыми людьми. Работающие дети без сомнения погуляли бы со стариками и сами. Но сделать это в светлое время суток большинство из них по понятным причинам не в состоянии. И тут прийти на выручку может мобильная социальная служба. Как это сделали сотрудники сектора КЦСО «Таганский», подписав договор о сопровождении на прогулке 96-летнего пенсионера. Его работающей дочери приходится оставлять отца одного на целый день. Тот, не желая томиться в четырех стенах, хочет побыть на улице. Но женщина боится, что пожилой человек может упасть, а рядом не окажется никого, кто бы мог помочь.

Еще одна новая услуга – сопровождение в школу и оздоровительные учреждения детей из неполных и многодетных семей, а также детей-инвалидов. Дело ответственное. Мама выдает официальную доверенность на право забирать ребенка из школы. Все действия фиксируются в журнале. Разумеется, учителя ставятся в известность, так что чужой тете чадо не отдадут.

Правда, за эту услугу Мобильная служба берется только в тех случаях, когда мама действительно не в состоянии заниматься ребенком сама. Причины могут быть разные: болезнь или невозможность отлучиться с работы в то время, как ребенку-инвалиду назначили процедуры в поликлинике. А вот «желание посвятить время себе» – не тот случай. Правда, Ирина Николаевна не исключает, что и такая возможность появится, однако лишь после того, как некоторые услуги станут платными.

В том, что сектор «Мобильная социальная служба» будет развиваться, частично переходя на платную основу (а спрос на его услуги возрастает), директор ГУ КЦСО «Таганский» не сомневается: лишь за два первых месяца работы сотрудники сектора оказали 200 услуг по 29 адресам. И это силами трех человек. Кроме того, Ирина Николаевна уверена, что такая форма помощи населению будет более востребована, чем надомное обслуживание.

– Сегодня по ходатайству совета ветеранов мы можем взять на себя обязанность ухаживать за пожилым человеком, даже если он живет в семье, объясняет И. Дмитриева. – Но, возможно, в ближайшее время, после принятия ряда законов, его взрослым детям придется смириться с тем, что для них эти услуги окажутся платными. Скорее всего, многие, желая сэкономить, возьмут часть забот о родителях на себя и будут обращаться в мобильную службу помощи лишь по мере необходимости.

Бумаги, слезы и любовь

Одинокие пожилые москвичи, сделавшись клиентами сектора «Мобильная социальная помощь», наоборот, получают возможность встать на постоянное надомное обслуживание. Ведь многие не получают его лишь потому, что не хотят связываться со сбором справок и выписок, необходимых для оформления договора. Но сотрудники мобильной службы, оказав разовую услугу, берутся за сбор всех документов, отправляя запросы в ГУ ИС, Пенсионный фонд, РУСЗН, поликлинику. Старику или старушке достаточно лишь указать в заявлении, что они поручают эту работу сотруднику центра. Естественно, за эти услуги пенсионер не платит ни копейки.

Правда, некоторые, узнав о том, что в пакет документов входит единый жилищный документ, где указаны сведения о квартире и проживающих в ней, отказываются от оформления, видимо, боясь, что эти сведения могут попасть в чужие руки. И их можно понять: о том, как мошенники завладевают жильем одиноких стариков, слышали все. Однако работники центра соцобслуживания напоминают сомневающимся: в данном случае они имеют дело с госучреждением, а перечень документов, необходимый для оформления, дан в законе. Он же гарантирует всем, обратившимся в госучреждение, конфиденциальность.

Именно эти моменты становятся решающими, когда взрослые дети обращаются именно в КЦСО, а не в частные фирмы с просьбой помочь немощному родителю во время их отсутствия дома. Зачастую дело не в деньгах. Просто они хотят быть уверены в профессионализме и порядочности человека, от которого будет зависеть здоровье и жизнь их матери или отца.

– В этом они правы, – говорит Ирина Николаевна.– Среди социальных работников случайных людей нет. Здесь важны не только навыки, но и склад характера. Ведь принести пожилому человеку хлеб и молоко – это еще не все. Нужно быть готовым внимательно и заинтересованно выслушать его, дать совет, успокоить.

Это действительно сложно. Да и люди бывают разные. Недаром для разрешения конфликтных ситуаций и восстановления душевного равновесия самих сотрудников в центре существует программа с красноречивым названием: «И жизнь, и слезы, и любовь».

Бегом за пилюлями

Сделать заявку на услугу довольно просто. Можно позвонить по телефону или прийти в офис. Обращаются в сектор с разными просьбами. Одна из самых частых – нужно оформить документы в Пенсионном фонде или РУСЗН, помочь в выписке и получении лекарства. Ведь выстоять очередь на прием к врачу или специалисту пенсионеру порой не под силу. Вот и берут работники социальных служб эти проблемы клиентов на себя: стоят в общей очереди в поликлиниках наравне с другими пациентами. Иногда по полдня. Попытки разрешить ситуацию на межведомственном уровне пока результата не дали. А ведь, казалось бы, чего проще – выделить дежурного врача, который бы в первые два дня месяца выдавал соцработникам уже готовые рецепты. Польза обоюдная. Центр поможет большему числу клиентов, а очереди к терапевтам сократятся.

Театр начинается… с перевозки

Появление спроса на одну из услуг, перечисленных в примерном Положении, в центре ждут с беспокойством, поскольку не отработан механизм ее реализации. Речь идет о сопровождении инвалида-колясочника в театр. Ведь для перевозки нужен специальный автомобиль, которого у центра нет. Надежда на бесплатное социальное такси слабая – оно одно на весь округ, и нет гарантий, что именно в этот день не будет занято.

Говорили специалисты центра и о необходимости обеспечить мобильный сектор мобильной связью, чтобы можно было связаться с работником, не дожидаясь его возвращения от очередного клиента и, не теряя времени, передать новую заявку. Особенно если речь идет о жизненно важных вещах, например о доставке жаропонижающего или обезболивающего лекарства.

В заключение разговора Ирина Николаевна еще раз напомнила, что Мобильная социальная служба готова прийти на помощь всем, независимо от возраста. Ведь и молодые, работоспособные люди могут на время потерять возможность обслуживать себя. В качестве примера директор вспомнила об одной женщине, ставшей их клиенткой на два месяца. Переходя дорогу, та упала настолько неудачно, что поломала и руки, и ноги. В Москве у нее, кроме подруги, никого не было, но та как раз накануне перенесла операцию на сердце и, понятно, ухаживать ни за кем не могла. Так что рассчитывать было просто не на кого. Конечно же, женщину не оставили одну с ее бедой.

Елена Слуцкая

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация