23:30:44
11 апреля 2021 г.

Борис Никольский: «Мы хотим изменить психологию наших сограждан»

Сегодня, когда дискуссии о жилищно-коммунальной реформе приобретают все более осязаемые черты, москвичей волнуют два вопроса: когда планируется перейти к обязательной стопроцентной оплате услуг ЖКХ, и когда эти услуги станут «стопроцентными» по качеству. Их наш корреспондент задал первому заместителю мэра в правительстве Москвы, руководителю Комплекса городского хозяйства Борису Никольскому.

— На первый вопрос можно ответить коротко: жесткие сроки пока не установлены. Сегодня ясно лишь то, в каком направлении двигаться, и то, что не идти нельзя, но и бежать не следует.

Москва осторожно идет по пути, предложенному федеральными властями, но медленнее, чем этого от нас требуют. Федеральный стандарт доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг был установлен таким: в 2000 году — 70% от их плановой себестоимости, а в 2001 году — уже 80%. Но москвичи сегодня оплачивают всего 44% от себестоимости услуг ЖКХ. А в среднем по России население оплачивает 60% процентов от плановых затрат ЖКХ. Причем они по России составляют в среднем 18,3 рубля на 1 кв. м общей площади жилья, а в Москве не намного выше — 21,7 руб. на 1 кв. м, что соответствует плановым затратам в ряде крупных старых городов.

Но мы предположительно лишь в 2005-2006 гг. собираемся выйти на уровень 100-процентной оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. Причем с сохранением принципа субсидирования малообеспеченных и с введением дополнительного «московского» принципа — привязывать к доходам граждан их долю оплаты потребленных услуг.

Что нас ждет в наступившем году?

Для начала мы решили сделать первый пробный шаг, надеясь на сознательность москвичей: те семьи, где среднедушевой доход выше 8,5 тысячи рублей, мы попросим с января оплачивать услуги ЖКХ стопроцентно (пока исключительно на добровольных началах). Нанимателям и собственникам будут рассылать две платежки, в одной из которых будут указаны ставки полной оплаты. И пусть совесть и гражданское самосознание подскажут каждому, как ему платить.

Да, в наступившем году ставки будут несколько повышены для всех. Но на весь 2002 год сохранится действующий порядок предоставления субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг гражданам (семьям), чьи платежи (исходя из занимаемой в пределах социальных норм площади и нормативов потребления коммунальных услуг) превышают 13% от совокупного дохода семьи.

Кстати, о том, что московская реформаторская политика жестко привязана к реальным темпам роста доходов москвичей, говорит один факт. Посмотрите: казалось бы, что за последние годы с ростом тарифов должно было вырасти число тех, кому не по силам оплачивать коммунальные услуги по выросшим ставкам. Однако нам удалось сохранить на одном уровне количество семей, получающих субсидии (350 тысяч семей, или около 11% от общего числа семей в Москве). Это говорит о том, что повышение тарифов на услуги ЖКХ в Москве шло все время вровень с фактическим ростом доходов москвичей, не опережая их!

— Напоминаю второй вопрос, с которого мы начали, — когда повысится качество жилищно-коммунальных услуг?

Ответ может дать себе каждый сам: если даже минимум сегодняшних некачественных услуг, жилец оплачивает лишь наполовину, то справедливо ли требовать качественный товар за полцены?

Качество услуг начнет повышаться — да и то не мгновенно! — только тогда, когда жилкоммунхозу хватит средств на то, чтобы вначале отремонтировать давно не ремонтированные дома и коммуникации, модернизировать техническую оснащенность жилищно-коммунальных организаций и начать в полном объеме и своевременно расплачиваться с подрядчиками, выполняющими работы по эксплуатации и ремонту домов.

Качество обслуживания прямо увязано с поступающими от населения деньгами. Москвичи жалуются на то, что при изменении тарифов платежные квитанции к ним приходят с запозданием, накапливаются долги по оплате услуг ЖКХ – и люди не всегда понимают, почему в их платежках указана та или иная сумма долга. Им приходится отстаивать очереди в бухгалтериях ДЕЗов, чтобы выяснить, что к чему. А тем, кто получает безвозмездные субсидии на оплату жилья, приходится и по отделам жилищных субсидий побегать.

А дело в том, что нищие жилищные организации не оснащены техническими средствами, позволяющими в автоматическом режиме перерасчитывать платежи и обеспечивать электронный обмен информацией с городским Центром жилищных субсидий (ГЦЖС).

Так вот в 2002 году предполагается провести модернизацию технического и программного обеспечения жилищно-коммунальных организаций — и тогда людям не придется бегать за перерасчетом в ДЕЗы и в отделы жилищных субсидий. Все будет автоматизировано. Автоматизация сэкономит время и самих коммунальщиков, и граждан. Кроме того, увеличится число отделов жилищных субсидий. То есть параллельно с небольшим увеличением ставок оплаты коммунальных услуг город за свой счет собирается уже начать наводить порядок в системе ЖКХ.

А как быть с качеством обслуживания домов, на которое жалуются москвичи, с нарушением графиков ремонта, работ по благоустройству?

Для работ по эксплуатации или ремонту ДЕЗы нанимают подрядчиков. Казалось бы, нанял — так контролируй качество и сроки выполнения. Но из-за постоянного отсутствия средств ДЕЗы не могут полностью и своевременно расплачиваться с подрядчиками и коммунальными организациями. Это вынуждает ДЕЗы «договариваться» с ними об отсрочке платежей, о неприменении санкций. И за это ДЕЗам нередко приходится «расплачиваться» ответным снисхождением — не замечать брака в работе подрядчиков, не настаивать на соблюдении графиков работ. В итоге страдает потребитель — жилец, сам же недоплативший ДЕЗу и ввергнувший его в такое состояние.

Круг замыкается?

Вот мы и хотим его разомкнуть. Жильцы — ДЕЗам, а ДЕЗы — подрядчикам должны в полном объеме и в срок платить за потребленные услуги.

Бюджетных средств на все не хватает, а неремонтированные дома эксплуатировать гораздо сложнее и дороже. Но, щадя кошельки москвичей, мы до сих пор не ввели в Москве оплату населением капитального ремонта, хотя это предусмотрено постановлением правительства РФ еще от 2 августа 1999 года № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения». Капремонт у нас пока полностью дотируется за счет бюджета. И это положение предполагается сохранить в течение ближайших года-двух. С 2000 года бюджетное финансирование капремонта жилфонда увеличено до 4,9 миллиарда рублей, с учетом средств инвесторов и целевых бюджетных фондов префектур и районов составило 5,9 миллиарда рублей, а в 2001 году — уже 6,2 миллиарда рублей. Но учитывая изношенность столичного жилфонда и обеспечивающего его инженерного оборудования, это капля в море.

Потому не стоит ждать, что даже после того, как жильцы начнут платить «по полной программе», ситуация тут же улучшится. Тем более не улучшится она ни завтра, ни послезавтра, так как пока московские власти не могут возложить на москвичей дополнительный платеж за капремонт — ведь (повторюсь!) введение любых дополнительных платежей и увеличение ставок идет в Москве только следом за реальным ростом доходов граждан. Конечно, хочется поторопиться, чтобы поскорее уменьшить число жалоб на ЖКХ и навести в этой сфере порядок, но нельзя — карманы большинства москвичей пока не потянут такой нагрузки. Мы понимаем это. Но и люди должны понимать реальную ситуацию и соразмерять с ней свои претензии.

Всем нам хотелось бы жить лучше…

Все сразу не бывает. Хотя во всем мире людям свойственно желать невозможного. В Финляндии, где мы изучали систему их жилищно-коммунального хозяйства, нам рассказали анекдот: «Чего хочет каждый финн? Каждый финн хочет жить рядом с метро, рядом с крупным магазинами, рядом с озером на природе и в двух километрах друг от друга». Сами понимаете, совместить все это одновременно невозможно. Так что надо быть адекватнее в своих желаниях.

Вот мы и хотим, в конце концов, добиться не только улучшения работы жилищно-коммунального комплекса, а стойкого изменения психологии, менталитета наших сограждан.

Как можно охарактеризовать психологию нашего жителя?

Понимаете, всем нравится называть себя гордым словом «собственник», но когда дело доходит до ответственности за эту собственность, до необходимости оплачивать ее содержание, то большинство собственников готово протянуть руку за подаянием. Вот посмотрите. Ведь никто не просит материальной помощи на содержание или ремонт собственной дачи или автомобиля. Не можешь содержать дачу, заменять за свой счет кровлю, электропроводку, коммуникации? Продавай! Не можешь оплачивать дорожающий бензин для автомашины, подкрашивать ее ежегодно, заменять вышедшие из строя детали? Продавай! Люди так и делают. А ведь это прямая аналогия с квартирой!

Не можешь оплачивать по повышенным ставкам эксплуатацию излишков площади сверх социальной нормы? Переселяйся в квартиру меньшей площади! Не можешь оплачивать удобства? Переселяйся в дом без удобств — мы дифференцируем оплату жилья в зависимости от качества дома, наличия в нем лифтов, мусоропроводов и т.п. Не можешь оплачивать квартиру, расположенную в первой зоне (в пределах третьего транспортного кольца)? Переселяйся на окраину — мы ведь дифференцируем плату еще и по месторасположению дома. Все равно дороговато? Переселяйся на первый или последний этаж — будет еще дешевле. Идеология такой дифференциации ставок оплаты за наем и техобслуживание — в том, что мы считаем: наниматели и собственники жилья с наихудшими потребительскими качествами, должны платить меньше, а семьи, живущие в квартирах лучшего качества и большей площади, обладают преимуществами, которые и должны оплачивать.

Эти принципы касаются и собственников, и нанимателей жилья?

Конечно. Относительно собственников, так даже в Гражданском Кодексе РФ есть статья, называемая «Бремя содержания собственности». Заметьте, бремя! А нанимателям, пора отвыкнуть от мысли, что это их собственное жилье. Они его снимают, только не у частника, а у города. Ведь те, кто снимает квартиру у частников, не жалуются, что в центре квартиры дороже, а многокомнатные сдают за большую сумму, чем однокомнатные. Тут каждый выбирает квартиру по карману и не просит вспомоществования на ее оплату у того, кто сдает ему жилье, понимая, что это выглядело бы нелепо. Почему же бытует стойкое мнение, что город обязан помогать деньгами тем, кто снимает квартиру у него?

Но ведь есть люди, которым город должен помогать…

Только тем, кто сам по объективным причинам не в состоянии обеспечивать себя. Однако спрашивается: почему город должен доплачивать жилищно-коммунальным организациям за услуги, потребленные людьми состоятельными? А пока именно так и выходит. Более того, получается, что чем больше излишков площади сверх социальной нормы у человека, чем лучше условия, в которых он живет, тем больше государство за него доплачивает в виде дотаций жилищно-коммунальным и ресурсоснабжающим предприятиям. Вот мы и хотим уйти от безадресного дотирования жилкоммунхоза – и высвободившиеся бюджетные деньги пустить на адресную помощь гражданам.

Как все будет происходить, когда каждый понесет 100-процентную плату за услуги ЖКХ?

Одинаковую сумму за одни и те же услуги понесут и состоятельный гражданин, и малообеспеченный, и льготник. Однако состоятельный гражданин все 100 процентов возьмет из своего кармана. А льготник или малообеспеченный, которому положена безвозмездная субсидия, тоже возьмет все 100 процентов из своего кармана и понесет их в сберкассу, но вот только перед этим в его карман государство положит причитающиеся ему по закону деньги, которые тот добавит к своим личным средствам для оплаты услуг ЖКХ «по полной программе». Все логично и максимально просто. И никому не обидно. Потому что справедливо. Только надо эту справедливость честно осознать.

Когда этот материал готовился к печати, стало известно, что первый заместитель мэра в правительстве Москвы Борис Никольский назначен представителем исполнительной власти Москвы в Совете Федерации.

Карина Мусаэлян

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация