Запланировано ускорение
Недавно на заседании столичного правительства был принят план реализации первоочередных мероприятий по улучшению условий движения транспорта. Разработанная программа предусматривает развитие всех видов городского транспорта, а также строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), дорог в зонах ЛЭП и полную реконструкцию МКАД.
На автобусе быстрее – на трамвае быстрее еще
Никак не скажешь, что этот план появился в одночасье, по повелению сверху. Ему предшествовала большая, кропотливая работа, множество серьезных мероприятий, важных правительственных решений, о которых «КР» постоянно информировал читателя.
Например, накануне заседания правительства «Мосгортрансу» было поручено в кратчайший срок, за два месяца, разработать проекты обустройства 9 выделенных полос для общественного транспорта.
Они появятся на Ярославском, Пятницком, Боровском, Щелковском и Ленинградском шоссе, на Липецкой улице, Севастопольском проспекте и две – на Ленинградском проспекте уже в этом году.
Напомним, первая такая полоса появилась два года назад на Волоколамском шоссе – от МКАД до метро «Тушинская». После чего столичный департамент транспорта сообщил: автобусы, следующие из Митино в центр города и обратно, увеличили скорость на 7%, число машин, задержавшихся из-за пробок, сократилось на 43%, а заторов на маршруте стало меньше на 59%.
Вторая «выделенка» была запущена в начале января на проспекте Андропова – от метро «Коломенская» до Каширского шоссе. Итоги ее эксплуатации тоже неплохие: скорость движения в сторону центра сейчас достигла 25 км/ч, в сторону области – 22 км/ч, в среднем автобусы стали ехать вдвое быстрее.
Столичные власти считают, что эксперимент с выделенными полосами удался. Потому девятью полосами, которые планируется запустить в этом году, дело не ограничится.
Как сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Николай Лямов, до конца года должны быть готовы предложения еще по 18 «выделенкам» разной протяженности – от 3 до 15 км.
Кроме того, по словам зама мэра, 50 новых подземных пешеходных переходов должны появиться в Москве в этом году. В проекте на 2012 год – дополнительно 64 перехода.
И еще, что касается общественного транспорта. Согласно документу, Москомархитектуре предстоит подготовить проект планировки линий скоростного трамвая: из района Северный к станциям метро «Алтуфьево» и «Медведково», в районе Гольяново, от станции «Улица Академика Янгеля» (или «Пражская») в район Бирюлево Западное с продлением до 6-го микрорайона Загорья, от станции метро «Шоссе энтузиастов» в районе Ивановское и в город Балашиха Московской области. Для объединения трамвайной сети в Москве будет разработан проект планировки трамвайной линии в районе ул. Академика Янгеля. Эта работа запланирована на период с мая по ноябрь.
Конечная. Просьба войти в вагоны
Чтобы разгрузить город от подмосковных авто, их владельцам предлагается возможность по прибытии в Москву без проблем пересесть на общественный транспорт. Для этого разработана программа строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) преимущественно у конечных станций подземки. Главный архитектор города Александр Кузьмин сообщил, что первая очередь включает 10 узлов у станций метро, по 5 объектам уже готов полный комплект градостроительной документации. Некоторые ТПУ будут вводиться в эксплуатацию одновременно с новыми станциями подземки.
А список выглядит так. Первая очередь новых ТПУ будет возведена в районах станций метро: «Ясенево», «Водный стадион», «Полежаевская», «Бульвар Дмитрия Донского», «Тушинская»; в районах проектируемых станций метро: «Жулебино», «Косино-Ухтомская», «Новокосино», «Пятницкая» и в районе железнодорожной станции «Лианозово». Вторая очередь – в районах станций метро: «Домодедовская», «Выхино», «Медведково», «Бибирево», «Молодежная», «Нагатинская», «Анино», а также в районе строящейся станции метро «Зябликово», в районах проектируемых станций метро: «Селигерская», «Тропарево».
Как выбраться из кольца
К концу 2011 года должны быть закончены все проектные работы по реконструкции МКАД. Проект этот, в частности, предусматривает расширение МКАД на одну полосу в каждую сторону. Естественно, не обойдется без сноса сооружений, чуть ли не вплотную прилепившихся к кольцевой. Будут сноситься и гаражи. Сергей Собянин подписал постановление, по которому владельцы этих гаражей должны получить компенсации. Как сообщил один из разработчиков документа зам. руководителя столичного департамента горзаказа капитального строительства Москвы Андрей Новиков, стоимость гаража (речь идет о кирпичных, бетонных, металлических гаражах и автостоянках), попадающего под снос, будет оценивать независимая экспертиза. Владельцы получат компенсацию по рыночной цене. От владельца потребуется предоставить документы на пользование, но, поскольку большинство боксов построены, когда еще не было регистрации такого имущества, устроят любые документы, даже решения исполкомов райсоветов любого года.
Другое столичное кольцо, Третье транспортное, тоже ждут большие изменения. Например, выехать из Московского международного делового центра напрямую на МКАД можно будет уже в конце следующего года. Это станет возможным благодаря новой развязке, которая свяжет «Москву-Сити» с Звенигородским шоссе. Эта транспортная система включает в себя семь эстакад, пять подземных переходов и два железнодорожных путепровода. В итоге разгрузится Третье кольцо от транспорта, следующего к «Москва-Сити» со стороны Звенигородского шоссе и в обратную сторону. Причем проектировщики учли прежние ошибки, когда съезды и на МКАД, и на Третьем кольце строили очень узкими, кое-где – однополосными, из-за чего теперь образуются колоссальные пробки. На новых эстакадах и съездах дороги от «Москва-Сити» до Звенигородки предусмотрено не менее двух полос.
Пока же, как известно, деловой центр замкнут на Третьем кольце, да и то съехать к нему можно лишь с внутренней стороны «кольца», со стороны Кутузовского проспекта. Можно подъехать и со стороны Краснопресненской набережной и Шмитовского проезда. Но все эти подъезды всегда перегружены.
Перед самым заседанием правительства Сергей Собянин в очередной раз проинспектировал ход работ на этом участке. «Задача – в максимально короткие сроки обеспечить ввод объектов, которые запланированы», – поручил градоначальник.
Вдоль по Питерской – и поперек
Среди прочих событий, предшествовавших заседанию правительства Москвы, была и проверка мэром хода строительства работ транспортной развязки на Ленинградке у станции метро «Сокол». Строящаяся там транспортная развязка включает в себя три тоннеля – Ленинградский, Волоколамский и Алабяно-Балтийский. Два тоннеля – Ленинградский и Волоколамский – уже введены в эксплуатацию; они служат для обеспечения бессветофорного движения автотранспорта по направлениям: Ленинградский проспект – Ленинградское шоссе и Ленинградский проспект – Волоколамское шоссе. Строительство самого сложного и протяженного тоннеля – Алабяно-Балтийского – близится к завершению. Этот тоннель предназначен для обеспечения поперечной связи между районами по обе стороны от Ленинградки.
После инспектирования хода работ столичный градоначальник заявил, что бессмысленно строить Алябяно-Балтийский тоннель без его серьезного продолжения в обе стороны, без развития его как новой городской транспортной артерии по наиболее перспективному и проблемному направлению мегаполиса. Такой перспективной городской артерией, по мнению Сергея Собянина, должна стать Северо-Западная транспортная хорда. На протяжении транспортной хорды расположится 9 новых эстакад, 11 локальных тоннелей, несколько многоуровневых развязок.
Сергей Собянин потребовал от своего заместителя по вопросам градостроительной политики и строительству Марата Хуснуллина и руководителя столичного департамента строительства Андрея Бочкарева ускорить темпы работ и сдать Алабяно-Балтийский тоннель в более короткие сроки, чем намечено по плану. «Чем быстрее будет закончен этот объект, тем быстрее можно будет активизировать работы по строительству Северо-Западной хорды», – сказал мэр. Решили, что Алабяно-Балтийский тоннель может быть введен в действие уже в декабре нынешнего года.
Комментарий специалиста
С просьбой прокомментировать новый план развития транспортной системы Москвы корреспондент «КР» обратился к проректору Московского автодорожного института Павлу Поспелову:
– С 70-х годов прошлого века Московскому региону катастрофически не хватает дорог. Дорожники часто слышали в свой адрес от смежников, что вы, мол, окопались, сидите, ждете у моря погоды… А мы работали, создавали проекты. Например, в 90-х годах после завершения реконструкции МКАД сделали проект расширения Ленинградки до поворота на Шереметьево, а также реконструкции Международного шоссе до аэропорта. Но до сих пор наши проекты оставались на бумаге… А теперь обе стороны шоссе уже застроены впритык к проезжей части, что сужает возможности расширения трассы.
– Павел Иванович, а как вы оцениваете новый план столичных властей?
– Очень хорошо оцениваю. И главное в нем то, что транспортная сеть Москвы будет развиваться вместе с транспортной сетью Московской области. Дорожники давно об этом мечтали, но отношения между главами регионов были такими сложными, что нужные решения годами не принимались. Теперь ситуация изменилась, и столица с Подмосковьем рассматриваются как единый регион. И это правильно. Теперь при всех столичных проектах нового дорожного строительства пояс за МКАД до 20-40 км вглубь Московской области принимается в расчет.
– Москвичам-то уже хочется увидеть свет в конце тоннеля… Какие положения плана, по-вашему, дадут быстрый эффект?
– Самые быстрые результаты, считаю, стоит ждать от строительства перевалочных площадок для фур за пределами МКАД. Они уже активно строятся, их запланировано несколько десятков, и это сильно разгрузит МКАД, вылетные трассы и наши столичные дороги. Кольцевая дорога строилась как транзитная трасса для иногороднего транспорта, и надо стремиться именно так ее использовать.
Очень порадовало всех дорожников и меня, конечно, решение мэра о том, что под площадью Белорусского вокзала не будет очередного торгового центра, а построят авто-паркинг. И с Пушкинской площадью решили поступить так же. Это правильно. Иначе после того как новые торговые центры были бы построены, туда неминуемо устремились бы новые потоки грузоперевозок, осложнив и без того сложную транспортную ситуацию в центре города.
И еще одно решение очень своевременное: это запрет строительства в пределах Третьего транспортного кольца. Любое новое строительство здесь приведет к осложнению дорожной обстановки.
– Над какими проектами сейчас работают специалисты МАДИ? Они имеют отношение к новому плану правительства Москвы?
– Да. Например, один мой аспирант сейчас занимается темой Транспортно– пересадочных узлов (ТПУ), а другой – выделенными полосами для общественного транспорта. В конце апреля МАДИ проведет отраслевую конференцию, где мы с коллегами будем обсуждать, в том числе, и эти две важные темы.