Что такое мебель замедленной сборки
Умный учится на чужих ошибках, особенно – в эпоху Интернета. Сайты, посвященные отзывам о работе фирм, буквально ломятся от реальных историй борьбы покупателей с нерадивыми продавцами. В нашей почте тоже оказываются исповеди потребителей – грустные и поучительные. Прочтите. Ведь, как известно, предупрежден – значит вооружен.
Не ожидала, что заказ встроенного шкафа-купе может доставить семье столько переживаний и неудобств. Три года назад, сделав ремонт, решили не торопиться и накопить денег на мебель, изготавливаемую на заказ, чтобы по максимуму задействовать каждый сантиметр небольшой квартиры.
Все это время, перекладывая вещи из коробки в коробку, мы рисовали эскизы, обсуждали детали. Сбережения росли не так быстро, как цены, так что громкие тренды были нам по-прежнему не по карману. Тогда решились взять кредит в банке и действовать.
Знакомые порекомендовали обратиться в одну из фирм, предупредив, что мебель делают в ней неплохую, но, увы, медленно. Тогда мы не придали этой маленькой детали значения, но насколько сроки исполнения важны, прочувствовали очень хорошо.
Оговорив все детали будущей мебели, с легким сердцем отдали 70 процентов предоплаты – 90 тысяч рублей. С таким же легким сердцем подписали и договор, который,
как поняли позднее, был составлен с учетом интересов продавца, но никак не покупателя. Во-первых, фирма подстраховалась и помимо оговоренного срока (21 рабочий день) оставила за собой возможность удлинить выполнение заказа еще на 10 дней. Во-вторых, за просрочки по внесенной предоплате пеня составляет 0,1 процент в день от внесенной суммы, но не более 15 процентов от стоимости всего заказа. А вот если бы мы заплатили все сто процентов, фирме пришлось бы раскошелиться уже на 3 процента.
В день икс фирма позвонить не соизволила. Не вспомнила она о нас и через 10 запасных дней для просрочки. Поэтому, когда через два с лишним месяца после подписания договора на пороге объявились рабочие, мы, надеясь, что мытарствам пришел конец, несказанно обрадовались. Однако все только начиналось.
Нам доставили лишь часть заказа – горку под телевизор и основание шкафа-купе. Сборщики появились лишь через неделю. Еще через две недели привезли остальную часть мебели, но мы уже не знали: плакать нам или смеяться. Оказалось, что замерщик ошибся в расчетах, и теперь шкаф никак не хотел вставать на место. А фасады были укомплектованы не тем профилем…
На переделку и подгонку ушел еще месяц. Надо ли говорить, что все это время постоянно приходилось терпеть присутствие посторонних людей и планировать свою жизнь, согласуясь с датой и временем их визитов.
Крайне раздражало и то, что квартира напоминала мебельный склад: вдоль стен стояли и лежали разного размера плиты ДСП, а после набега сборщиков приходилось выгребать кучу мусора.
Сами сборщики – отдельная тема: они всячески открещивались от фирмы, говоря, что являются лишь наемными рабочими, и просили дать им деньги вперед.
Не выдержав, мы потребовали от фирмы компенсировать нам моральные затраты, снизив конечную стоимость шкафа. Директор сначала объяснял отклонение от сроков необходимостью выполнить очень крупные заказы – сначала для банка, потом для муниципалитета и управы. Получалось, что мы – заказчики третьего сорта, можем и подождать.
Затем все проблемы директор попытался свалить на кризис. Однако после обещания обратиться в суд нам согласились уменьшить стоимость заказа на 25 тысяч рублей. И даже предложили в качестве бонуса изготовить дополнительную тумбочку!
Сегодня все позади: мебель стоит на своих местах, ее качество нас удовлетворило. Правда, обещанный бонус пока не привезли.
Зато согревает мысль о том, что нам удалось получить некую компенсацию за многомесячную нервотрепку. И, как мы поняли, обратившись в Роспотребнадзор города Люберцы (именно там зарегистрирована фирма), нам еще крупно повезло. «Фирмочки» закрываются и «кидают» клиентов каждый божий день. «Поэтому, если вы столкнулись с просрочкой исполнения заказа, пока есть возможность, забирайте всеми правдами и неправдами свои деньги», – сказали нам работники этой организации. И добавили, что помочь в подобных ситуациях они не в силах, поэтому нужно сразу обращаться в суд.
Комментарий
Жанна Ефимова, юрист Московского общества защиты потребителей:
– При заключении договора следует непременно обратить внимание на условия, которые в нем записаны.
Что же касается сроков исполнения заказа, то они определяются обеими сторонами, во всяком случае каких бы то ни было установок на сей счет в законе нет.
По истечении оговоренного срока покупатель имеет право либо требовать выплаты неустойки, либо отказаться от договора. Причем размер неустойки зависит от вида договора. Если речь идет о договоре купли-продажи, то штраф составляет 0,5 процента в день от внесенной суммы аванса, но не может превышать его размер. Если же заключен договор подряда (то есть выполнения работ по изготовлению мебели) – то 3 процента в день. В этом случае штраф не должен превышать цену договора – независимо от того, в каком размере был внесен аванс.
Если работы выполнены частично, как произошло в описанной выше ситуации, потребитель вправе отказаться от услуг и получить сто процентов от уплаченной суммы. При этом любые попытки исполнителя вычесть из нее понесенные затраты – незаконны. Причем клиенту должны вернуть не только внесенные деньги, но и выплатить неустойку.
Если товар оказался ненадлежащего качества, обязательно сделайте не только отметку в сопроводительных документах (накладной), но и потребуйте письменно устранить недостатки – либо незамедлительно, либо в оговоренный срок (если таковой указан в договоре), но не более чем за 45 календарных дней.
Что же касается Роспотребнадзора, то в его функции не входит урегулирование гражданско-правовых отношений. Это не «скорая покупательская помощь», как многие думают. Однако если вы напишите жалобу на фирму-обидчика, от нее могут потребовать устранения нарушений.