Сами хозяева, сами и гости управились за полторы недели, а не за полтора столетия
Разобщенность и разъединенность людей, когда живешь и не знаешь даже соседей из ближней квартиры, специалисты-демографы и социологи считают главной бедой мегаполисов. Как, впрочем, и вообще больших городов. Да, в городском дворе нет уютных деревенских лавочек и завалинок. Но и он может стать прекрасным местом общения людей! Если, разумеется, кто-то об этом подумает и позаботится.Иду по двору одного из домов на улице Народного Ополчения. Двор как двор. А дом тем более характерен для тамошней части Северо–Западного административного округа. Такие в народе иронично называют «китайскими стенами» из–за их невероятной протяженности. Было время – любили возводить эти «стены» на целых 12–14 подъездов из–за их технологичности, позволявшей ускорять темпы строительства и не ломать голову по поводу того, где и как разместить соседние постройки. И напротив – точно такой же… И еще один…
Казалось бы, народу и перезнакомиться здесь трудно. Ведь не живут же все на месте десятилетиями. Одни съехали, другие приехали, попробуй уследи. А двор полон. В одном уголке визжит, резвится на площадке с аттракционами малышня. В другом – степенно прогуливаются, о чем–то споря на ходу, серьезные немолодые люди. В третьем – молодежь азартно гоняет по мини–футбольному полю мяч. Попытался я сосчитать, сколько всего людей разного возраста находится во дворе в обычный вечер обычного рабочего дня и сбился.
Что ж, будем знакомиться с местными жителями. Уж они–то наверняка знают, всегда ли здесь так, или нынешний вечер – некое счастливое исключение?
Вадим Резенкин, студент: «Что вы! Еще рано, не весь народ подтянулся, через полчаса гораздо больше будет. У нас здесь, видите, общий двор сразу для нескольких больших многоэтажек. Своих ровесников знаю практически всех, потому что все понемногу занимаемся спортом. Родители наши тоже знакомы между собой. Появляется кто–то новый – принимаем в компанию сразу».
Григорий Черемисов, подполковник Вооруженных сил: «Я раньше жил в другом месте, там у нас царила отчужденность. Каждый сам по себе, у всех свои дела. Тут же господствует человеческая открытость. Почему? Вы знаете, даже не думал… Как переехали сюда – будто к друзьям попали».
Антонина Веретихина, пенсионерка, в прошлом работница швейной фабрики: «Во-первых, обратите внимание, у нас здесь для каждого возраста свой отдельный участок, поэтому молодежь не мешает нам, а мы не путаемся под ногами у молодежи. Вон мой старик сидит, читает книжку, там тихий уголок для нас. И для всех так же. Во-вторых, всем оборудовано место для отдыха. Посмотрите, какие площадки, скамейки, зелень. Мы, между прочим, во всем принимали участие и не отказывали власти, когда жильцов просили выходить на субботники не один раз в году, а сколько требовалось».
Сделаем акцент в этом рассказе на одной детали: для каждого возраста – его место досуга, то есть возможность общаться с ровесниками или людьми с близкими интересами. В СЗАО при благоустройстве дворов это называют зонным принципом. Новые дворы устраивают так изначально, старые реконструируют. Но не фантастика ли, что люди добровольно выходят трудиться в своем дворе, «сколько требовалось»? Отнюдь.
Префект Виктор Козлов, его заместители, руководители управлений, отделов и служб – и это давно стало в округе традицией – постоянно встречаются с людьми именно по месту их жительства, понимая: иначе доверие к местной власти завоевать трудно.
– Когда человек видит, что руководство округа и районной управы появляется в его дворе не раз в сто лет и не для «галочки» в отчете, – рассказывал мне начальник управления развития окружной инфраструктуры Виктор Кривоклякин, – он и относится к нам соответственно. И чувствует он себя во время таких встреч раскованно, и говорит откровеннее. Почему я люблю все видеть своими глазами? Так проблему узнаешь глубже, осознаешь все ее аспекты, представляешь все реально, знакомишься со многими людьми, и они с тобой знакомятся, что очень важно.
Вот это самое знакомство и позволяет местной власти в нужное время обратиться к людям с просьбой помочь. А аргумент простейший: планируем создать в вашем дворе то-то и то-то, однако без вашей помощи проект будет реализовываться гораздо дольше, с вами сделаем все намного быстрее.
Беседовали мы недавно со старшим по подъезду одного из домов на улице Генерала Глаголева, инженером-строителем Николаем Анисимовым.
– Что, все мы настолько заняты, – размышлял Николай Георгиевич, – что не можем выкроить часок–другой в неделю для двора, в котором самим же и отдыхать, детей–внуков выгуливать? Не верю! Или возьмем другое обстоятельство. На встрече с одним из руководителей префектуры я узнал: для полного озеленения округа в идеальном, так сказать, виде при нынешнем финансировании потребуется 150 лет. Собрались потом с соседями. «Неужели, – говорю, – мужики, так и пустим все на самотек? Мы ж все дачники, садоводы, соображаем в этом деле досконально. Неужели не найдем кто кустик, кто дерево?» Никто не возражал. Заметьте: привезли уже зрелые деревца, а не чахлые саженцы, которые то ли выживут, то ли нет. Теперь пойдемте, поглядите, какой у нас двор. И управились не за полтора столетия, а за полторы недели. А каждое ведь деревце – свое, ты за ним приглядишь особо, зачахнуть не дашь, потому что растил с во–о–от такусенького побега…
– Я добавлю, – вступает в разговор его соседка Елена Алдонина, тоже строитель. – Возвращаемся мы с мужем с работы, проходим мимо детской площадки. Смотрим, на одной из качелек сиденье проломилось. Там ,между прочим, каждый день наша внучка Оленька играет. Что мне, звонить в управу, префектуру или мэрию? Ждать, когда освободится ремонтная бригада? Да мы сами тут же после ужина взяли молоток, гвозди, муж отмерил нужную доску, вышли на площадку и заменили все сиденье. Крепче прежнего получилось. Для себя делали.
Интересный это подход. И воспитывается он у людей годами. Ненавязчиво. Без риторики и нравоучений. В постоянном контакте с людьми, потому что иначе, наскоком, ничего не получится: демагогией никого нынче не проймешь.
Зайдите, например, в дом 17 (корпуса 4 и 5) по улице Родионовской в Куркине. Его жители стали вторыми призерами общестоличного конкурса «Улучшаем свое жилище», который проводится в рамках программы «Мой двор, мой подъезд». Кстати, второй раз подряд. В одной и той же номинации «Лучшая инициатива объединения жителей микрорайона или группы домов». И вам объяснят, как благоустроить сам подъезд и лестничные площадки, придомовые территории. Для себя. Не случайно немалые призовые деньги не поделили поквартирно, а пустили, как и в первый раз, на общие нужды.
Та же история с жителями подъезда № 2 дома 3 по улице Твардовского в Строгине. Они заняли второе место в номинации «Лучшая инициатива объединения жителей подъезда» и тоже пустили премию на благоустройство общих помещений.
Люди убедились, что власть не лукавит – все они делают в самом деле для себя. Именно поэтому районным и окружной конкурсным комиссиям нередко так трудно выявить победителей на местном уровне, чтобы представить их городскому жюри. Порой дело решает какой–нибудь единственный дворовый аттракцион, выдуманный и исполненный самими жителями.
Вот вам и основа для того, чтобы каждый не жил сам по себе. Требуется, казалось бы, немного – заинтересовать каждую семью, каждого ее члена. Но это на словах просто. Ведь не у всех и не всюду пока что получается.
Что, я не прав?