Консьерж – птица сезонная
О том, как сегодня в округе реализуется программа «Мой двор, мой подъезд», рассказывает начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ВАО Шамиль Калимуллен.Сегодня после проведения основного цикла работ по программе «Мой двор, мой подъезд» мы перешли на более качественную проработку элементов этой программы. К примеру, подъезды отремонтированы, приняты соответствующими комиссиями, радуют глаз и души жильцов. Но как сохранить сделанное? Уповать на сознательность жителей? Увы, вандализм пока не искоренен: и, если даже в подъезде живут люди, радеющие за нормальные условия, дорожащие своим и чужим трудом, то защита нужна от пришельцев-вандалов.
Сначала у нас внедряли только простые запирающие устройства – не помогло. Затем мы установили 4464 электромеханических (30,6%) и 6398 кодовых замков (44%), 3683 домофона (25,3%).
К сожалению, большинство проживающих в ВАО граждан нельзя отнести к категории хорошо обеспеченных, поэтому сложно решается вопрос установки наиболее надежных запирающих устройств – домофонов. И все-таки мы нашли выход из положения – руководство округа договорилось с МосОТИСом и Мослифтом о том, что эти службы бесплатно установят запирающие устройства в жилых зданиях высотой от 12 этажей и выше, и возьмут на себя 80% расходов по их установке в домах от 9 до 12 этажей, а 20% ляжет на плечи управ и жильцов. Рассчитывать на повсеместную установку домофонов в пятиэтажных домах сложно – это недешевые приборы, и для этих организаций установка будет убыточна. Есть расчеты: если в домах выше 9 этажей бесплатная (или частично оплаченная) установка домофонов в конце концов начнет приносить прибыль в виде абонентской платы, то по пятиэтажным домам с их двумя десятками квартирами в подъезде абонентская оплата большинству жителей не по карману. Но и здесь будем искать выход из положения.
Что касается графика проведения этих работ, то в качестве первоочередных определены дома муниципального фонда, те, что находятся на балансе города, но с третьего квартала перейдем на ведомственные дома и ЖСК.
Теперь о так называемом «человеческом факторе». Конечно же, без согласия самих жильцов такую работу бессмысленно затевать. Инициировать стремление жителей к установке этих запирающих устройств призваны управы: они организуют и проводят собрания жителей каждого подъезда, по итогам которых составляются протоколы о том, что большинство согласно на такие условия: бесплатная установка и платная эксплуатация домофонов. Протоколы передаются в названные выше организации, те, в свою очередь, занимаются установкой и заключением прямых договоров с населением.
Сегодня такие собрания проводятся у нас в массовом порядке. Но, к сожалению, уже есть случаи, когда жители многоэтажных домов, где, по нашим расчетам, плата будет невысокой, тем не менее отказываются от этих запирающих устройств.
И хотя процесс, как говорится, только пошел (начали эту работу в апреле), мы задумались о причинах таких отказов. Выводы пока делать рано, но опыт нам подсказывает: любое начинание, даже самое привлекательное, идет со скрипом, оно непонятно, в него слабо верят. Но потом, когда люди видят, «как у соседа», отрицательное отношение часто меняется на прямо противоположное, и, как правило, мы приходим к результату, метко охарактеризованному поговоркой: не так страшен черт, как его малюют.
В конце концов и это начинание приведет к тому, что люди осознают выгоду и удобство такой защиты. И еще, думаю, поймут, что государство не может бесконечно тратить колоссальные бюджетные средства на ремонт подъездов и дворов, и при этом входные двери будут, что называется, распахнуты настежь, сохранятся вандализм и воровство. Поэтому наша сегодняшняя задача: закрыть подъезды на более надежные запоры и потом уже провести окончательный ремонт и передать жителям подъезды на сохранность.
Вместе с тем у нас в округе около 2000 подъездов, где можно организовать круглосуточное дежурство силами консьержей. Но, к сожалению, люди до сих пор шли на эту работу неохотно. Причина – низкая оплата. Сейчас правительство Москвы увеличило оплату труда консьержей. И мы надеемся, что это повышение привлечет людей. Однако в основном работать сюда идут пенсионеры. А это значит: как только наступает май – они увольняются и уезжают на все лето и осень на дачи. И мы бессильны что-либо изменить. Консьерж – птица сезонная…
В связи с этим округ принимает меры по организации охраны подъездов с помощью видеонаблюдения. На 2002 год запланировано оборудовать телекамерами 1169 подъездов. Не всем нравится такой вид охраны, но тем не менее эффективность видеонаблюдения, кроме всего прочего, заключается в сохранении информации о входящих в подъезды людях. Системы дорогие, но округ находит необходимые средства.
Несколько слов о наших дворах. Здесь тот же подход: в 1998-99 годах мы ставили скамеечку и песочницу, убирали сухие деревья, что-то сажали – это были простые решения. Затем программа обрела комплексность. И сегодня благоустройство каждого двора прорабатывается со всех сторон, и не только на уровне оборудования, но и с эстетической точки зрения. Это касается и создания зеленой зоны, спортивных и игровых площадок, мест отдыха для пожилых людей, автомобильных стоянок, восстановления почвы, посадок травы и кустарника, ремонта асфальтовых покрытий и бордюров. При этом двор и подъезд связываются в единое целое, то есть работы выполняются в комплексе. Отсюда индивидуализация наших дворов: у каждого – собственное «лицо». Конечно, это во многом зависит от возможностей, у кого-то их больше, у кого-то меньше, но стараются все.
И наконец, о сегодняшних масштабах программы «Мой двор, мой подъезд». В 2002 году в округе намечено благоустроить 444 двора жилищного фонда, 15 территорий промышленных предприятий и организаций, 29 объектов бытового назначения, 25 – здравоохранения, 105 – образования, 5 территорий объектов культуры, 2 спортивных объекта. Планируемый объем затрат 142787 тыс. рублей. Средняя стоимость благоустройства одного двора 321,6 тыс. рублей. Деньги, как видим, немалые. И жители округа, надо полагать, это понимают.