05:25:19
22 ноября 2024 г.

Сад в наследство

Уютный дом«На этажах невозможно поставить живые цветы, потому что из-за лифтовых шахт очень холодно и сквозняки. Но, посоветовавшись с соседями, мы решили украсить некрасивые голые стены искусственными цветами» – это строки из школьного сочинения одной из учениц школы-лаборатории № 351, расположенной в Восточном Измайлове. Собственно, с сочинений все и началось…Граффити – чьих рук дело?
В школе-лаборатории № 351 об этом заговорили года четыре назад, именно тогда вспыхнула «эпидемия» граффити – стены домов запестрели рисунками и надписями, а поскольку художества не были отмечены талантом, то навевали лишь раздражение и досаду. Тогда директор школы Нателла Ефремова собрала своих учеников и попросила написать о том, что им не нравится в окружающем их быте. Ребята написали о грязных подъездах, темных лестничных клетках, облупленных стенах, покрытых мрачными красками, о запущенных дворах и многом таком, что омрачает их светлую юность. Написали, конечно, и об испачканных стенах.
«Все так, – сказала Нателла Георгиевна своим старшеклассникам, – но, позвольте, а чьих это рук дело?» «Наших», – призналась подрастающая поросль. И состоялся у них первый серьезный разговор о том, что можно сделать самим, чтобы окружающая среда не выглядела так пакостно.
Ефремова к тому времени была уже районным советником. Однажды в управе ей дали газету с опубликованной новой городской программой «Мой двор, мой подъезд». Она принесла газету ребятам. Это оказалось именно то, о чем они говорили в последнее время, только здесь была уже готовая программа и в ней все конкретно расписано.
Как включиться в программу? С краской детям работать нельзя. Но навести порядок, организовать дежурство и уборку в подъездах вполне по силам. Для начала принялись за подъезды. Расписана стена – брали растворитель и смывали. Впрочем, дело упрощалось тем, что «художников» ребята знали в лицо. Это были «трудные» подростки – пятиклассники. Разбирались с ними сами.
– Трясли, небось, – замечаю я.
– Никакой «тряски», – отвечает Нателла Георгиевна, – пытались понять, почему пишут.
– Но ведь они сами только-только вышли из этого возрастаѕ
– Сейчас пишут совершенно другие вещи – вот что поражает. Они могут написать что-нибудь нейтральное и заявить: «Мы же не матом пишем». И потом иногда малыши так играют в школу – пишут маркерами на чистой стене. Самоконтроля еще нет, не понимают, что делают. И вот результат: подъезд только отремонтировали и уже – каракули.
Впрочем разбирательства увенчались успехом – «трудные» подростки перестали пачкать стены подъездов. Это была их первая маленькая победа.

Скамейки для бабушек
Нателла Георгиевна, будучи многоопытным педагогом – кандидат наук, заслуженный учитель РФ – знала: срочно нужно брать инициативу в свои руки в подъезде, где живет сама. Ребята были частыми ее гостями: придут, обнаружат всю ту же унылую серость – прощай душевные порывы, и на программе «Мой двор, мой подъезд» будет поставлен жирный крест.
Организовала из жильцов инициативную группу: поставили домофон, настояли на ремонте – благо, подошла очередь; кто-то принес тюль, кто-то – репродукции, на подоконниках появились цветы. И зацвелиѕНеинициативные скептически хмыкали: «И на сколько же вас хватит?»
Дети реагировали иначе: «Ой, Нателла Георгиевна, как здорово! Мы тоже у себя так сделаем».
Затем ребята изготовили на уроках труда информационные доски для жителей района: телефоны управы, милиции и прочие, куда звонить в чрезвычайной ситуации. А чтобы доски не выглядели уныло, украсили их фотографиями примечательных мест района. Потом родилась еще одна идея: бабушкам во дворах негде сидеть – сделать для них скамейки. «Бесполезно, – сказали скептики. – Растащат по дачам». «Одну утащат, две, но не все, – не сдавались оптимисты». Так и вышло.
А надо сказать, «взрослая» программа «Мой двор, мой подъезд» в то время набирала темп. И ребята пошли в управу – искать содействия.
– И они нашли там то, что искали, – говорит Нателла Георгиевна. – У нашего главы управы Юрия Владимировича Кокорева есть особая черта: он любит детей. И если к нему на прием пришел ребенок, даже в неурочный час, он его обязательно примет. А по программе «Мой двор, мой подъезд» мои ребята ходили к нему на прием сами. И он помог – ребята получили доски и вскоре во дворах появились скамейки для бабушек.
С той поры ребят обеспечивают всем необходимым для работы – материалами, инструментом, краской…

Слово без дела мертво
Потом ребята нашли еще одно хорошее и веселое занятие – ухаживать за газонами: вскапывают землю весной и осенью, очищают от мусора, ладят оградки, устраивают клумбы, высаживают рассаду. Глядя на старшеклассников, потянулись к этому делу и «трудные» подростки.
– Ребята теперь полностью следят за своими подъездами и дворами, – подчеркнула Нателла Георгиевна. – Нам повезло – поддержала управа, это очень важно. Думаю, если бы в свое время мы просто поговорили о программе «Мой двор, мой подъезд», если бы лишь призвали соблюдать чистоту, не писать на стенах – ничего бы не было сегодня. Слово без дела – мертво. Теперь мы лишь поддерживаем инициативу: интересуемся, что получилось, а что нет – для подростка важна оценка. Они приходят и рассказывают. Вот недавно повесили в одном из подъездов шторы, гадают, сколько они провисят? Я себе пишу: «шторы», чтобы прийти на урок и спросить: «Как там ваши шторы?» Они должны чувствовать, что мы не играем.
К 9 мая они сами привели округу в порядок: землю перекопали, деревья побелили, причем, мелом – больше ничем нельзя, говорят. Убрали мусор, привели в порядок сад ветеранов. Он сейчас стал их главным делом.
В 1965 году в День Победы участники войны посадили недалеко от школы сад. Прошло 37 лет. Те, кто родился в тот год, стали родителями ее учеников. Деревья выросли, а ветераны постарели. В школьном музее есть фотография тех, кто сажал сад. Немного их осталось, но те, кто может еще двигаться, ходят с ребятами в свой сад. Одному из ветеранов, вышедшему с ними на субботник в прошлом году, было 95! Старик тихо сидел на скамье и, щурясь от весеннего солнца, счастливо улыбался. А ребята понимали, что, работая здесь, они поддерживают жизнь в этом глубоком старике, передавшем им в наследство свой замечательный сад.
Рассказывая о своих ребятах, Нателла Георгиевна неожиданно замечает:
– Эти дети – патриоты, они любят город, с детства вносят лепту в его сохранение. Я уверена, что они никогда не будут писать на стенах, не будут ломать двери и почтовые ящики, никогда не сядут на скамью с ногами. Человек должен либо платить за что-то, либо вкладывать свой труд – тогда он будет к этому относиться бережно.
Ефремова показала мне и герб района Восточное Измайлово, коллективный плод творчества ребят, успешно прошедший геральдическую комиссию: в центре стилизованного треугольника – сова. «Зеленый цвет – символ стабильности, – объяснила Нателла Георгиевна. – Стилизованный треугольник – символ знаменитых наших Петровских валов. А сова – символ знания и мудрости».
И при этих ее словах показалось мне, как сова на гербе многозначительно подмигнула…

Василий Дворыкин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация