В Хорошево — хорошо
Привыкли мы – ох, грешны – как что, так сразу ориентироваться если и не на весь мир, то минимум на Европу. Вот там, дескать, умеют. Вот там, мол, полное благоденствие и порядок, не нам, лапотным, чета. Между тем очень часто следует просто оглядеться по сторонам. Сравнить. Прикинуть.В Хорошево-Мневниках, расположеных в Северо-Западном административном округе столицы, сравнивать очень даже любят. И не с некими среднестатистическими европейскими городами, а даже со столицами. В самом деле, задумайтесь хотя бы над сухими цифровыми данными.
Территория района – свыше 1500 гектаров. Состоит она из 520 гектаров жилой зоны, 220 гектаров промышленной и двух совершенно уникальных природных массивов: Серебряного бора и Нижних Мневников, которые занимают соответственно 420 и 340 гектаров. Население – за 120 тысяч человек. Без малого 600 жилых домов, по большей части многоподъездных. Дворов гораздо меньше. Почему фиксирую внимание читателей на данном обстоятельстве? Наберитесь немного терпения. Мы к этому еще вернемся.
Короче, масштабы впечатляют. При весьма скромных бюджетных средствах. Если ориентироваться только на эти суммыѕ
— Прикинул я как-то, — рассказывал мне в одной из наших бесед первый заместитель префекта округа Павел Козлов, – и получилось, что за счет бюджета на одно только озеленение дворов потребуется 150 лет. При нынешних ценах. А они, между прочим, из года в год растут.
Безвыходных положений, когда люди всерьез озабочены делом, не бывает. В Хорошево-Мневниках, как и в целом по округу, быстро поняли текущую ситуацию и спрогнозировали перспективную. Места тут удивительные, застройка идет достаточно интенсивно (уж десяток домов в последнее время ежегодно в эксплуатацию вводят точно, это как минимум), инвесторы заинтересованы строить и строить, цены на коммерческое жилье полностью перекрывают им все расходы и на муниципальные жилища, и на благоустройство, включая научно продуманное озеленение. Хочешь выиграть конкурс-тендер – будь добр представить программу благоустройства дворов и прилегающих территорий. Причем не только в тех местах, где непосредственно пойдет стройка, но и в кварталах, остро нуждающихся в самых разных видах реконструкции. Нужно учесть, что основные инвесторы в Хорошево-Мневниках, да и в округе в целом, это гиганты стройиндустрии.
Возьмем простой пример – создание капитальных, рассчитанных на многолетнюю эксплуатацию, детских площадок. Года три назад между несколькими дворами появилась на улице Расплетина первая из них, поражавшая даже специалистов своей стоимостью, исчисляемой пятизначной цифрой в долларах. На нее тогда ходили и ездили смотреть как на музейную редкость. И не только из разных районов округа – со всей столицы. Теперь Ну, не то чтобы повсеместная норма, однако и не диковинка.
Или взять обычные пешеходные дорожки между домами. Тоже, казалось бы, невелика мудрость: простели по-человечески. Если и не на века, то хотя бы на осязаемое количество лет. И не по случаю, скажем, приезда городского начальства (автор сам видел, как во время ежесубботних поездок мэра Юрия Лужкова в одночасье слетали со своих постов за такие «потемкинские деревни» главы иных районных управ и получали строгие взыскания руководители округов).
В такие игры ни в Хорошево-Мневниках, ни в округе в целом не играют. Одним из первых район стал пионером паспортизации буквально всех асфальтовых покрытий территории. А СЗАО первым в столице и России (говорят, не только в них) паспортизировал все дороги и дорожки. В чем суть этого новшества, которое приобрело ныне в Москве характер обязательного для всех округов дела? Окружные дорожно-коммунальные службы, призвав на помощь педагогов и студентов МАДИ, произвели видеосъемку и полное техническое описание всех покрытий, включая дворовые. Данные занесли в компьютеры и в специальную картотеку. Повозились изрядно, зато после паспортизации стало ясно, какие отрезки асфальта требуют немедленного ремонта, текущего или капитального, какие могут подождать, какие настелены совсем недавно и простоят достаточно долго. Вот вам и точнейшая информация по первой части общегородской программы, то есть – «Мой двор».
Теперь вернемся к теме, которую мы затрагивали в этих заметках в самом их начале. Почему в Хорошево-Мневниках дворов существенно меньше, чем жилых домов? Все объяснимо. Значительная часть жилищного фонда возводилась 50, 40, 30 лет назад. Клепая пятиэтажки, о дворах особо не задумывались: не до жиру, когда людям жить было негде. Теперь оказалось, что скученность домов такая, что благоустроить каждый отдельный двор с учетом всех возросших современных требований физически невозможно, нет для этого свободных пространств. Потому сразу несколько домов и получают общий двор на всех. Зато и выглядит он на загляденье, есть где людям развернуться.
При дворовом обустройстве используется так называемый зонный принцип. Пенсионерам – уголок потише и позеленее, им для неспешных бесед и чтения ни к чему ни избыток солнца, ни шум и гам. Спортсменам и детворе – открытые площадки с соответствующим оборудованием, расположенные чуть в стороне. Еще дальше от мест отдыха основной массы жителей располагаются площадки для выгула собак. Владельцы четвероногих гуляют с меньшими братьями нашими за надежной изгородью, где есть необходимое оборудование для дрессировки животных. Всем хорошо, никто никому не мешает.
Есть у нас один больной вопрос, — говорит глава районной управы Михаил Попков. Собственно, он повсюду существует. Люди привыкают к своему жилью, двору, соседям. А в районе ведется не только новое строительство, но и крупная реконструкция, которой подлежат одиннадцать из тридцати микрорайонов. Психологическая инерция зачастую удерживает человека на старом месте, даже если стены облуплены снаружи и изнутри, все трубы насквозь проржавели, пол под ногами прогибается от ветхости. Потому и переселение стремимся производить так, чтобы старожил района переезжал из знакомых мест не за тридевять земель, а в пределах своего квартала, чтобы от прошлого жилища и родного двора его отделяли всего сотни, а то и десятки метров. Случаются, конечно, конфликты, однако, как правило, разрешаем их достаточно быстро и безболезненно. Тут очень важно еще одно обстоятельство: районным и окружным властям помогают ускорить переселение все те же инвесторы, которые во многом обеспечивают и дворовое благоустройство. Они берут на себя доставку мебели и имущества пенсионеров, инвалидов, многодетных семей. Тут у нас практика четкая и основательно сложившаяся.
Попков берет с рабочего стола нацарапанное нетвердым старческим почерком письмо. «Я, Екатерина Федоровнаѕ (такая-то), проживающая по адресу (дом, подъезд, квартира), прошу оказать помощь в переезде на новое место жительства. Я и мой сын являемся инвалидами первой группы. Сын – колясочник из-за трудового увечья. Сейчас мы проживаем на пятом этаже без лифта». Вообще-то обращаться именно в районную управу вовсе нет необходимости, достаточно подать заявку в свое РЭУ, там ее оперативно разберут и свяжутся с инвесторами сами. Те, естественно, впрямую заинтересованы в скорейшем сносе старого дома и освобождения дефицитной здесь, как и повсюду по Москве, земли под новостройку. Тянуть время не будут.
Замечу попутно, что районые власти начали реконструкцию жилищного фонда, прежде всего злосчастных пятиэтажек, одними из первых в Москве. Предшественник Попкова Михаил Григорьевич Хацкевич начинал ее еще депутатом Моссовета (на стадии проектов и проектных разработок) в конце восьмидесятых годов. Сам Михаил Александрович участвовал в ней на ту пору в качестве первого заместителя председателя исполкома Хорошевского районного Совета.
В деле реконструкции и переселения существенна такая деталь. Ничего не делается нахрапом, жители знают, какие дома пойдут под снос, за многие месяцы до этого: реконструкционный план четко расписан по годам, кварталам и месяцам, ни для кого не будет никаких неприятных сюрпризов, не потребуются сборы в пожарном темпе. Важно и другое. Коммерческое и муниципальное жилье по качеству ничем не отличаются одно от другого, людей «разного сорта» для власти не существует. Приятная «мелочь» по нашим непростым временам.
И последнее, без чего не стоило бы начинать разговор о районной программе «Мой двор, мой подъезд», да, наверное, и об округе как таковом. Руководители обязаны прекрасно знать состояние любого объекта на своей территории.
— Тут действует только единственный принцип, — хитро улыбается Попков. – Знаете, какой? Собственными ножками-ножками. И как можно почаще. Я большой его сторонник. Изучать дела района надо, так сказать, снизу. Из окна кабинета или машины видно гораздо хуже.
На том здесь и стоят. Потому-то и хорошо в Хорошево-Мневниках. И верится, что завтра будет еще лучше.