Сам виноват
В таком серьезном деле, как купля-продажа недвижимости, случайностей не бывает. Любое событие, поступок участника сделки нужно рассматривать чуть ли не под микроскопом – в конце концов, лучше прослыть перестраховщиком, чем пополнить ряды обманутых лохов.
Работа на совесть
«Ну, довольна? – выйдя на улицу из прохладного строгого офиса, Виктор хитро подмигнул жене, которая тут же с радостным визгом бросилась ему на шею. – Нечего было, Лидок, волноваться и меня накручивать! Ведь всегда говорю: нужно полагаться на профессионалов, вот и тут работают быстро и на совесть!».
До дома, точнее, временного пристанища в квартире родителей Лиды, в этот чудесный день супруги добрались нескоро – завернули по дороге в уютный ресторанчик. Такое знаменательное для молодой семьи событие стоило отметить – не каждый день находишь жилье по душе и кошельку! Оставалось лишь уладить сущие формальности, и можно будет переезжать в новый дом.
«Я, конечно, ничего в квартирах не смыслю, но этот риелтор, как его, Дима, по-моему, парень толковый, – задумчиво ковыряя ложечкой подтаявшее мороженое, поделилась сомнениями Лида. – Только вот не увели бы этот вариант из-под носа, уж больно все легко получается… И цена подходящая, и район хороший, да и сама квартира – то, что надо!».
Виктор лишь укоризненно покачал головой: ну что за паникерша его жена, ведь обо всем уже с Дмитрием договорились! И, кстати, по его же совету даже аванс решили внести – как раз для того, чтобы застолбить за собой так понравившуюся квартиру. Ох уж эти женщины, с их вечными сомнениями и предчувствиями!
Но уже через неделю и сама Лида готова была признать, что тревожилась напрасно. Продавец приглянувшейся «двушки» оказался человеком адекватным и понимающим: позволил потенциальным покупателям еще раз тщательно осмотреть квартиру и ознакомиться с документами.
«Вот видите, я же говорил, что все в порядке, – воспользовавшись моментом, когда хозяин в который раз повел Лидию полюбоваться открывавшимся с балкона чудесным видом, зашептал Виктору риелтор. – Поймите правильно, я вас не подгоняю, но… словом, есть и другие претенденты на квартиру, время не ждет».
Вскоре супруги, обменявшись красноречивыми взглядами, подтвердили: берем квартиру! Дмитрий, явно желавший угодить клиентам, без лишних проволочек составил соглашение об авансе. Сумма, правда, оказалась чуть больше, чем оговаривалось ранее, но покупатели махнули рукой – гулять, так гулять! Тем более, что и беспокоиться-то вроде было не о чем: покупатели теряют аванс в случае отказа от сделки, а такого расклада, уверен был Виктор, просто быть не может!
«Ну что вы, о том, чтобы передумать, даже речи быть не может, – чуть ли бил себя в грудь кулаком Виктор. – Только и вы уж, пожалуйста, договоренность соблюдайте, – обращался он и к продавцу, и к риелтору. – Чтобы никаких других покупателей! Платим приличный аванс, так уж, будьте добры, без сюрпризов в последний момент!».
Без сучка и без задоринки?
Как и договаривались, Дмитрий занялся подготовкой документов, время от времени информируя по телефону неугомонных супругов о всех своих юридических действиях. Вроде бы все шло без сучка, без задоринки – но ровно до того момента, как взбалмошная супруга продавца не отказалась давать разрешение на продажу.
«Ничего страшного, ну вспылила дамочка, – успокаивал Виктора риелтор. – Как отказалась, так и согласится. Только вот… давайте ей немного заплатим, она тогда и угомонится. Слово даю, успокоится и все подпишет, как миленькая! Да что я вам объясняю, сами знаете, у женщин вечно так: нервы, капризы…».
И, правда, стоило Виктору еще немного раскошелиться, как проблема тут же и исчезла. Зато появились новые. Но из путанных объяснений риелтора Виктор понял только одно: мол, потребуются еще какие-то справки, а они стоят денег…
«Вот тебе без сучка и без задоринки, – подсчитывая возросшие расходы, бурчал себе под нос Виктор. Но заметив в глазах жены испуг, тут же пытался ее успокоить. – Теперь все точно будет в порядке, не с руки продавцу это дело затягивать, да и риелтору тоже».
Как «своему»
В один из дней на экране мобильного телефона Виктора высветился незнакомый номер. Кто бы это мог быть?
«Простите, звоню с телефона коллеги, свой где-то потерял, – жаловался в трубку Дмитрий. – А нужно было срочно с вами связаться. Меня, конечно, уволят, если узнают, что я сделку сорвал, но я должен вам все рассказать, как своему… Словом, Виктор, не стоит вам подписывать этот договор. Вы только не подумайте, что я нарочно время тянул, я документы изучал. И вот незадача, вдруг выяснилось, что в «двушке» была незаконная перепланировка…».
Виктор слушал и не верил своим ушам: досконально ведь все проверили! А перенос стены в коридоре на какие-то три сантиметра так просто не определишь, не говоря уже о вмешательстве в систему вентиляции, о которой теперь говорил риелтор.
Разумеется, Виктор тут же набрал номер продавца и отменил сделку. Но как ни странно, хозяин «двушки» оправдываться и выяснять отношения не стал, что было на руку несостоявшимся покупателям. Виктор и Лидия были и без того сыты всей этой историей.
Дело оставалось за малым – забрать внесенный аванс.
Аванс? Какой аванс?
«А на каком основании вам должны возвращать эти деньги? – искренне удивился риелтор, когда супруги пожаловали в его контору. – В соглашении ведь все прописано: если сделка срывается по вине покупателя, аванс остается у продавца. Договор был не подписан по вашей вине, так что же вы хотите?».
Внезапная догадка пронзила сознание Виктора. Да, действительно, риелтор Дмитрий звонил и говорил о незаконной перепланировке. Только с чего это он, Виктор, решил, что квартиру проверили вдоль и поперек? И чем, кстати, можно доказать сам факт риелторского звонка ему, покупателю? Ведь в мобильном остался чужой, совершенно незнакомый номер…
Только теперь супруги осознали, что попались на крючок незатейливой, но весьма профессионально разыгранной «разводки». Им предложили хорошую квартиру по адекватной цене, а потом попросили внести аванс на стадии так называемой «подготовки документов», к тому же вытянули еще немало денег на какие-то дополнительные справки.
Подавленные и утомленные всем этим скандалом Виктор и Лидия покинули агентство. Конечно, Виктор утешал жену, обещая, что обязательно выведет мошенников на чистую воду, но в глубине души понимал: едва ли это возможно.
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
–При заключении договоров купли-продажи продавцы или посредники нередко настаивают на внесении задатка или аванса. Задаток выдается в счет причитающихся по договору платежей в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Аванс также выдается в счет будущих платежей по сделке, однако обеспечением ее исполнения не является.
Более выгодным для покупателя считается задаток, ведь если сделка сорвалась по вине продавца, тот обязан вернуть сумму задатка в двойном размере. В случае с авансом виновная в срыве сделки сторона просто возвращает уплаченную сумму. К сожалению, даже тщательно прописанные в соглашении об авансе условия его возвращения не спасают покупателей от потери денег.
Мошенники иногда собирают авансы с нескольких покупателей, умышленно затягивают время, чтобы «прокрутить» деньги в банке. В лучшем случае несостоявшийся покупатель получит аванс обратно – но только спустя довольно внушительный срок, когда эти деньги основательно обесценит инфляция.
В худшем же случае аферисты разыграют нехитрый спектакль, заставив покупателя самого отказаться от сделки. В ход идут, например, истории о незаконной перепланировке, якобы в последний момент выявившейся в квартире, или о случайно открывшейся недееспособности продавца. Иногда и сочинять-то особо ничего не требуется: достаточно по телефону попросить покупателя перенести оформление сделки хотя бы на день. Покупатель наверняка поддастся на уговоры – и окажется виновным в срыве сделки. Подтвердить, что ему звонил риелтор или продавец, вряд ли получится.