Мост в будущее
Караваев давно уже обитал в своей квартире один: образ жизни, который он вел, стал для жены невыносимым, и она уехала к матери. На выпивку по-прежнему хватало, и все бы ничего, если б не эти жэковские. Достали: заплати да заплати. Еще и выселением шантажируют.
Перспективное утро
…Разбудила настойчивая трель звонка. Караваев чертыхнулся: голова раскалывалась после вчерашнего.
– Кого там несет в такую рань, – зло пробурчал, открывая.
На лестничной площадке стояли две женщины. Одна из ДЕЗа (Караваев ее знал: заявляется уже не в первый раз), а вторая была незнакомой. Миловидная…
– В последний раз спрашиваю, когда заплатишь долг за квартиру? – сходу пошла в наступление жилищная тетка. – Больше просить не буду: подадим в суд, и выселишься на улицу! В общем, если через неделю долг не будет погашен, пеняй на себя. На вот, подпиши, что ознакомлен, – и она протянула Караваеву бумагу, в которой значилась сумма задолженности.
– Где я вам сразу столько возьму? – от увиденных цифр у Караваева стало еще суше во рту. – Может, можно частями?
– Может, и можно. Но это к начальнику или вот к Марине, – она кивнула на спутницу и удалилась. А молчавшая до сих пор незнакомка осталась. Возникла неловкая пауза…
– Вы не впустите? – мягко проговорила женщина. – У меня к вам есть предложение.
– Да-да, конечно, проходите, – засуетился Караваев. – Вы уж извините, у меня не прибрано, не ждал таких гостей.
Но обстановка женщину не смутила. Она прошла на кухню, непринужденно села у стола.
– Ну что ж, давайте знакомиться, – сказала, улыбаясь. – Зовут меня, как вы слышали, Марина, работаю агентом по недвижимости. А вас?
– Володя, Владимир Кузьмич… Только… Вы позволите, я немного…
Караваев вынул из холодильника припасенную на утро банку пива, щелкнул крышкой и под внимательным взглядом загадочной гостьи жадно припал к спасительному напитку. Полегчало.
Суть дела была проста и заманчива. Фирма предлагает хозяину поменять квартиру на загородный дом – не новый, но вполне пригодный для жилья. Покрывает долги по квартплате, организует переезд и вселение. И даже компенсирует часть расходов на проживание, а это неплохие деньги.
– Ну что, согласны посмотреть новое место жительства? – чуть прищурилась на Караваева Марина и улыбнулась…
Хмель вывел в мозгу соблазнительное: приятная женщина с обещающим взглядом, чертова денежная проблема решается сама собой…
– Послушайте, а не можем мы перенести разговор на вечер, – неожиданно для себя выдал Караваев. – Посидим, спокойно обсудим
– Что ж, вечером, так вечером, – легко согласилась Марина, вставая. – Сходим в кафе. Тут недалеко есть одно приличное. Фирма приглашает.
Все включено
За ужином, приятным во всех отношениях, Марина окончательно убедила Караваева посмотреть на предлагаемое жилье. И уже утром следующего дня на ее машине они катили в сторону области. Погода была сносная, но вскоре начала портиться. Когда съезжали с шоссе, припустил дождь. Машина завиляла по грунтовке.
– Куда вы меня везете? Как я отсюда буду выбираться? – ерзая на сиденье, забеспокоился Владимир.
– По короткой дороге едем, – сообщила Марина, удерживая руль. – На основной мост чинят. Там хорошее шоссе, автобусы и маршрутки ходят. Или вы хотите вернуться, чтобы оказаться на улице?
Пассажир промолчал. Наконец добрались до места. Небольшой поселок, в ряд – разномастные, с виду крепкие, уютные дома, окруженные садами. С одной стороны лес, с другой поле. Тишина.
– Вообще-то тут хорошо, – задумчиво начал было Караваев, но спутница, повернув голову, улыбнулась уголками губ, и, как при вчерашней первой встрече, он стушевался.
Машина остановилась перед небольшим домом с застекленной верандой. Прошли внутрь. Две просторные комнаты с окнами в сад, кухня. Чистые помещения, казалось, ждали нового хозяина, готовые быть обставленными привезенной мебелью.
– А магазин здесь есть? – спросил Караваев, выглядывая из входной двери на улицу.
– А как же? Все есть. Почта, телеграф, телефон. И мосты – в будущее, – рассмеялась Марина.
– Я немного прогуляюсь, посмотрю, где тут что, – Владимир, не заметив едва уловимой перемены в лице спутницы, сбежал с крыльца.
Неспешно пошел по поселковой улице, поглядывая по сторонам. Как у всякого поселения, тут был свой центр: магазины – два продовольственных и промтоварный, какое-то административное здание, разворотный круг у автобусной остановки. На лавке под козырьком остановки сидел немолодой с виду мужчина. Нога на ногу, опертая на колено рука покачивает опорожненную наполовину бутылку пива. Несмотря на позу не вполне трезвого, в человеке угадывалась какая-то озабоченность: взгляд был сосредоточен и хмур.
Может, у него спросить о здешней жизни? Караваев присел рядом:
– Не помешаю?
– Мне уже никто не мешает, – непонятно ответил мужик.
– Как это? – старался развить разговор Владимир, изобразив удивление.
– Да так, – был ответ. – Помешали один раз жить спокойно, теперь вот…
Что-то заставило Владимира повнимательнее приглядеться к собеседнику.
– Ты пока не уходи, я пивка возьму, – поднялся он и торопливо направился в продуктовый. Когда вышел, позвякивало в пакете. Разговор должен был получиться.
В зеркальном отражении
…Когда ехали обратно, Марина обратила внимание на перемену в поведении Караваева. Он всю дорогу молчал, а когда спрашивала о новых впечатлениях, отвечал односложно, иногда невпопад.
– Что с вами? – не выдержала она. – Чем-то недовольны?
– Нет-нет, – торопливо заверил провожатую Владимир, стараясь не глядеть на нее. – Устал, наверное…
До дома доехали в молчании. Владимир спешно попрощался, пообещав на другой день позвонить и сообщить окончательное решение. А когда зашел в квартиру, тщательно запер дверь. Постояв перед ней, медленно прошел в комнату и, опустившись на диван, обхватил голову руками.
На поселковой автобусной остановке мужичок поведал историю, от которой Караваеву стало нехорошо. Была у нового знакомца квартира в городе. Жил один, задолжал пропасть денег. Так же как и Владимира, донимали из ДЕЗа: или плати, или выселим. И в один прекрасный день объявились некие доброхоты, готовые снять все проблемы как рукой. Уговорили оформить обмен на дом за кольцевой, еще и денег посулили. Недолго думая, согласился. Только посулы оказались пустыми. А самое подлое, что и этого жилья он может теперь лишиться: приезжали какие-то люди, размахивали бумажками – говорят, что наследники умершей хозяйки, и намерены принадлежащий им дом отсудить. Наверняка отсудят: кто заступится… По всему выходило, что стал тот дядя прямым кандидатом в бомжи. Эта перспектива зримо представилась Владимиру зеркальным отражением его собственной. И стало страшно.
– Постой-постой, – встрепенулся он, когда бедолага закончил рассказ. – А с кем ты разговарил? Кто к тебе приезжал?
– Деваха какая-то, – безразлично ответил тот. – Смазливая такая тихоня. А глазками так и постреливает, улыбочки строит…
По-трезвому рассуждая
Караваев проснулся среди ночи резко, состояние – будто и не спал. Было очевидно: Марина – это приманка. Те, кто за ней стоят, каким-то образом узнают о таких, как он, должниках и начинают обрабатывать. И если уж вцепятся, то вряд ли выпустят. Вспомнил, что когда-то видел по телевизору программу про таких вот охотников за квартирами. Они не останавливались ни перед чем… И опять стало страшно – как тогда, на остановке.
Владимир вскочил с дивана, бросился к шкафу, где хранил документы. Все на месте: паспорт, бумаги на квартиру. Едва дождавшись утра, набрал номер давнего товарища, которому можно было рассказать о происходящем и спросить совета. Выслушав сбивчивый рассказ, тот пообещал что-нибудь придумать.
В тот же день Караваев сидел у нотариуса и подписывал доверенность на сбор документов и продажу квартиры: товарищ вывел на риелторов, которые и предложили выход из положения.
Забрав из дома все только самое необходимое, перебрался на время к родственникам, а туда больше не заходил. Вскоре квартира была удачно продана, и взамен приобретена приличная «однушка» ближе к МКАДу, правда с другой стороны. Но переезжать не спешил, сдал в аренду: и какие-то деньги, и вероятность того, что охотники за жильем окончательно потеряют его из виду.
На радостях опять было заглянул в бутылку, но родня потребовала: живешь у нас – о пьянках забудь и работу найди. Пришлось условие принять. Что ж, это не самое страшное…
Комментарий
Антонида Синицына, начальник отдела продаж компании «ЮСИН-недвижимость»:
– Ситуация, в которую попал герой рассказа, не нова: мошенники и аферисты всегда охотились за квартирами людей, которые злоупотребляют алкоголем. Но в последнее время эта охота приобрела новый размах, по-скольку квартиры дороги как никогда. Даже одной аферы достаточно, чтобы жить безбедно.
А способов завладеть чужим имуществом в арсенале преступников множество. В последнее время криминальные структуры стали обращать пристальное внимание на тех, кто не платит за квартиру. Через осведомленных людей находят должников и склоняют к обмену, разъезду и прочему. Вот и Караваева они хотели извести «культурно», вроде как без криминала. Обменял квартиру на домик в Подмосковье и пропал. Кто будет искать одинокого пьяницу? Но герою рассказа повезло. Волей случая он вовремя понял, чем может обернуться предложенный обмен. Испуг отрезвил и заставил действовать. То, что он обратился в риелторскую компанию, фактически его спасло.
Напомню, что консультации в серьезных компаниях бесплатны. Попал в трудное положение – приди и посоветуйся, как из него выбраться, что предпринять. Но прежде чем обращаться за рекомендациями, стоит навести справки о фирме: как давно работает на рынке, какие о ней отзывы, сертифицирована ли? Причем надо иметь в виду, что сертификат сертификату рознь. В целях проверки надежности компании желательно убедиться, аккредитована ли данная сертификация в Московской ассоциации или Российской гильдии риелторов.
И еще: важно понимать, что если квартира не приватизирована, это не панацея от обмана. Немало случаев, когда муниципальные квартиры уходили к мошенникам. Так что будьте бдительны и советуйтесь со специалистами.