Проклятье… сбывшейся мечты
Вета попала в Москву лет пять назад. А сначала в Саратове развелась с первым мужем и вернулась с маленьким сыном в родительский дом. Это не был расчет. Скорее «расчетом» можно было назвать ее замужество.
Выскочить замуж и развестись
Все вокруг выходили замуж – вот и она сделала то же самое. А зачем? И почему именно за этого человека? Вразумительно ответить на этот вопрос она и сама не могла. Поэтому, когда появился повод, с легким сердцем развелась.
Опустошенности, которая обычно сопровождает развод, Вета не испытывала. Наоборот, ей казалось, что она полна сил и энергии. Можно действовать, не оглядываясь, самой планировать бюджет в рамках семьи без учета затрат на нелюбимого и не слишком работящего мужа. К тому же у нее появились поклонники.
«Свобода!» – скажут одни, «разврат» – усомнятся другие. А на самом деле – огромная ответственность. За сына, за уже немолодых маму и папу, за брата, еще школьника. А главное – за решение жилищного вопроса.
Вета всегда была отличницей, поэтому и к семейным проблемам подступалась с ученическим усердием. Нашла новую работу на местном телевидении, подработку в двух местах и еще халтуру по воскресеньям – фотографировала новорожденных в роддоме. Окунулась в работу с головой, изредка выныривая, чтобы понять, тем ли курсом движется. И каждый раз по ее прикидкам получалось: на квартиру заработать не удается – даже на маленькую. Помочь могут только самые радикальные меры. Например, предложение одного заезжего ухажера. «Веточка, с твоими данными и светлой головой тебе надо в Москву. Приезжай, я тебя устрою, – ворковал ухажер. – У тебя будут и деньги, и работа, и квартира».
Столичные аппетиты
В Москве Веточку все устраивало, в этом городе она, наконец, почувствовала себя как рыба в воде, поэтому решила обосноваться здесь всерьез и надолго. Единственный неразрешимый вопрос, который мучает многих москвичей, – жилищный. На съем квартиры у Веты уходили просто немыслимые по провинциальным меркам деньги.
«Если посчитать, сколько я за два года денег отдала за квартиру, получится сумма, за которую в родном городе можно комнату купить», – вздыхала про себя Вета. Но за этим вовсе не следовал вывод, что надо срочно возвращаться в Саратов. В Москве у нее работа, у сына хорошая школа…
Время шло, сын подрастал, на горизонте замаячила свадьба с любимым человеком. И Вета решила не ждать больше милостей от судьбы. Есть же ипотека! Надо действовать, пока молода, полна сил и желаний!
Дело закрутилось: документы, звонки, поездки, поиски подходящих квартир, цены на которые росли с каждым днем. А еще приватизация бабушкиной саратовской квартиры (гипотетический резерв на случай, если не из чего будет выплачивать кредит).
Кто ищет, тот всегда найдет!
– Ваших денег хватает только на однокомнатную, – констатировал риэлтор.
– Давайте еще поищем? – не могла успокоиться Вета.
– Если будем долго искать, цены поднимутся так, что вам придется отказаться от мысли о московском жилье, начнем искать в Подмосковье…
Как раз в этот момент и подвернулся подходящий вариант – малогабаритная «двушка» на окраине города. Вета была на седьмом небе, ей хотелось только одного – поскорее оформить документы и начать нормальную размеренную жизнь в СВОЕЙ московской квартире.
Однако когда все формальности были улажены (параллельно она успела сделать ремонт в новой квартире) и наступил момент переезда, наша героиня затосковала. Тот день начался слезами и закончился ими же. Нервы – решили сын и любимый. Нервы, что же еще, – согласилась и она сама.
С книжкой и снотворным
Странные ощущения, которые стала испытывать от своего жилья Вета, она приписывала предшествовавшим сложностям и привычке к старому месту. Потом – отъезду сына к бабушке, потом – переменам погоды. Но однажды ей пришлось признаться себе: она купила квартиру, которая ей категорически не нравится. Настолько не по душе, что даже заснуть в этих стенах без детектива или таблетки снотворного она не может. Вот она получила долгожданную квартиру, а в нагрузку – постоянную головную боль. В чем причина? Полтергейст, радиация или химия какая-то в этом доме? А может, здесь убили кого-нибудь?
Были бы лишние деньги, Вета срочно сняла бы квартиру, а эту оплатила и продала. Но денег не было. И она продолжала жить в ненавистной квартире (где только были раньше ее глаза?!). При каждом удобном случае отправляла сына к маме в Саратов, а сама норовила уехать в командировку. Дома бывала от силы неделю в месяц. Вымоталась так, что когда привезла сына к маме на летние каникулы, испугала ее своим видом.
– Доченька, что с тобой? – пожилая женщина даже заплакала. – Ты не заболела? Может, к врачу надо сходить? Работаешь на износ. Нельзя так…
– Не в этом дело, – ответила Вета и поделилась с мамой своими мучениями.
– Продавай скорее эту проклятую квартиру, а то погубит она тебя!
– Как? Она ведь пока не моя! Еще пятнадцать лет выплачивать банку, понимаешь? Ни разу не слышала, чтобы такие невыплаченные квартиры продавали.
– А я слышала, – настаивала мать. – Дяде своему завтра перед отъездом позвони, он в этих вопросах разбирается.
В родном доме Вете спалось хорошо, и она проснулась только через сутки. Да, давно она не испытывала таких приятных ощущений: легкость во всем теле, голова ясная, мысли спокойные. А цвет лица? Глаз от зеркала не оторвать!
– Ради такого отражения стоит снова ввязываться в куплю-продажу, кутерьму с документами, кредитами и долгами, – сказала самой себе Вета.
– Вот и правильно, – добрым эхом отозвалась мама с кухни.
Начать все сначала
С родным дядей Вета говорила добрых полчаса. Как выяснилось, у нее есть выход, и не один! Она может сдавать квартиру, а на вырученные деньги снимать другую (но это неофициальный путь – квартира-то ей не принадлежит). А еще, кажется, можно продать и такую квартиру, но это будет не совсем продажа – переоформление договора, в результате которого она отдаст свою ипотечную квартиру, а сама получит деньги, другую квартиру или другую ипотеку. Зависит ситуация от многих факторов, но главное, от сговорчивости банка, в котором оформлялся ипотечный кредит.
Дело – за малым. Вернуться в Москву и все в подробностях выяснить…
КОММЕНТАРИЙ
Ипотечные кредиты обычно берут на долгий срок, а за 10–20 лет может произойти многое: например, в лучшую или худшую сторону изменится финансовое положение заемщика, появятся дети, разонравится квартира. Нечто подобное произошло и с Ветой. Довольно быстро молодая женщина почувствовала, что приобретенная по ипотеке квартира ей не подходит.
Дядя Веты оказался прав: выход из ситуации есть, можно сдать квартиру, продать ее или попробовать переоформить кредит на других условиях и на другое жилье.
Однако, выбирая подходящий вариант, нужно помнить об особенности ипотечного кредитования. Квартира оформляется в собственность заемщика, но совершать с ней сделки без разрешения банка он не может. Согласно ст. 37 федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», продать, подарить, обменять или иным образом распорядиться заложенным имуществом можно только с согласия залогодержателя, то есть банка. Пока не выплачен кредит, заемщик не может даже изменить планировку квартиры. Таким образом, если Вета решит «неофициально» сдавать жилье, она пойдет на большой риск – если в банке узнают об этом, проблемы гарантированы. Лучше выбрать другой путь: посоветоваться с банком, подробно объяснив ситуацию, и найти приемлемое решение.
На первый взгляд, все выглядит просто: квартира продается или переоформляется на другое лицо, Вета получает деньги или приобретает по ипотеке другое жилье. На практике эта задача хотя и выполнима, но чрезвычайно трудна. Банки не любят «лишних» операций с заложенными квартирами и стараются избежать перекредитования. Героине этой истории придется очень и очень постараться, убеждая банк пойти ей на встречу.
Возможно, если Вете удастся найти серьезного покупателя на квартиру, в платежеспособности которого сомневаться не приходится, банк даст согласие на сделку. Вырученными деньгами Вета сможет распорядиться по своему усмотрению: или внести в качестве ипотечного взноса за новую квартиру, или просто купить жилье, уже не прибегая к ипотеке.
Александра Бузина, юрист