Тайны исчезнувшего архива
В редакцию пришло письмо, по содержанию больше напоминющее криминальный триллер. И исчезновение нотариуса, и завещание, и попытка взлома…
История пока не закончена. Поэтому фамилии главных фигурантов мы вынуждены пока зашифровать псевдонимами – до окончательного вердикта суда. Но надеемся, что со временем сможем поведать о конце этой истории, раскрыв псевдонимы ее участников.
Документальные ошибки
Началась эта история печально – смертью.
Жила-была в Москве на 2-й Владимирской улице в приватизированной квартире семья Матенковых – мать и сын. Летом 2003 года сын Станислав скоропостижно скончался. Слава богу, девяностодвухлетняя женщина не осталась без помощи. Ее внук, Сергей Станиславович Матенков, сразу же переехал к ней со своей семьей – ухаживать за престарелой бабушкой.
Однажды позвала бабушка внука и сказала примерно следующее:
– Внучек, когда мне выдавали паспорт, то сделали одну ошибку. Вместо «а» в фамилии написали «о». Родство наше доказать будет трудно – ведь в свидетельстве о рождении твоего отца фамилия написана правильно. А посему пойдем-ка к нотариусу, оформим завещание.
Сказано – сделано. Вскоре, в последние дни 2003 года, бабушка умерла.
Сергей выяснил, за каким нотариусом закреплена 2-я Владимирская улица, и через некоторое время открыл у нотариуса Елены И. два наследственных дела. Одно – по завещанию от бабушки на долю квартиры. Второе – по закону на имущество отца. Оно включало в себя долю квартиры, вклад в Сбербанке и участок в шесть соток в Сергиево-Посадском районе.
Вскоре выяснилось, что этой семье «везет» с документальными ошибками. Перепутали отчество Станислава Матенкова, и в результате Сергею пришлось обивать пороги различных инстанций и по суду доказывать свое право на участок. А тем временем в городе…
Ангел-хранитель и рука на пульсе
– Теперь понимаю, что допустил ошибку, – вздыхает Сергей. – Надо было за всем следить, держать руку на пульсе. Но я думал, все в порядке, дело находится у нотариуса, нотариус – «государев человек»…
Тем временем, районный суд вынес решение освободить «государева человека» Елену И. от полномочий. Чуть позже такое же решение вынес Мосгорсуд. Из ответа Московской государственной нотариальной палаты следует, что в настоящий момент Елена И. находится неизвестно где, и там же пребывает ее архив.
Сергей этого не знал. Но его ангел-хранитель, видимо, был в курсе. И устроил так, что Сергей приехал с дачи в город на неделю или даже две раньше, чем планировал. Как раз вовремя! Ибо в почтовом ящике уже лежали счета за коммунальные услуги на имя некого Веселнова. Буквально на следующий день события начали стремительно развиваться.
– Я позвонил в ЕИРЦ, – рассказывает Сергей, – и там ответили, что моя квартира продана. Затем жена рассказала, как какой-то мужчина позвонил в дверь и представился хозяином квартиры. Она испугалась, захлопнула дверь, и он ушел…
Дальше пошло еще веселее. Я сразу же поехал в ОВД и подал заявление. А вечером опять пришел «хозяин», с ним адвокат, милиционер и какой-то мужчина – строитель, который пришел ставить новую дверь. Я вызвал милицию. К счастью, приехали сотрудники, которые днем видели меня в ОВД, и были в курсе моего заявления. Так что все разошлись мирно.
–Я спрашивал у Веселнова, у кого он купил квартиру, и как он мог это сделать, не видя ее, – продолжает Сергей. – Он ответил, что купил ее у некоего Кожушина, что заходил в квартиру с риэлтором. Там лежали вещи, но Веселнову сказали, что их вывезут.
Если бы не ангел-хранитель, если бы Сергей приехал в Москву тогда, когда планировал, то было бы уже поздно. Вероятно, в его отсутствие планировалось взломать квартиру и заменить замки.
А кто по счетам платить будет?
Непонятного в этом деле много. Например, согласно данным Мосрегистрации, Сергей на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию зарегистрировал свидетельство о праве собственности. По этому свидетельству он и продал квартиру некоему Кожушину, жителю Таганрога. Однако напомним: нотариус Елена И. исчезла вместе со всем своим архивом. Свидетельство о праве наследства Сергей не получил. На основании же какого свидетельства о праве собственности была совершена сделка? Кроме того…
– Кроме того, – рассказывает Сергей, – я якобы продал квартиру Кожушину в апреле, а Кожушин Веселнову – в мае. Однако я оплатил счета за март и апрель только в июле, а за май и июнь – в сентябре.
Поясним: для того, чтобы оформить куплю-продажу квартиры, надо предоставить справки о полностью оплаченных коммунальных платежах. Оба раза на момент оформления сделки существовала задолженность. Что в данном случае имело место – взятка или двойная проплата – неизвестно.
Суд
Сергей действовал быстро. Нашел адвокатов, подал исковое заявление в суд, добился наложения ареста на квартиру – «чтобы ее не могли продать дальше по цепочке». А Веселнов, естественно, обратился в суд с требованием выселить семью Матенковых.
На предварительное слушание были вызваны сам Сергей и его первая жена Ирина, с которой он к тому времени уже тринадцать лет как развелся. Тем не менее, Веселнов и его поверенная Людмила пригласили свидетеля, который должен был подтвердить факт проживания Матенковых в этой квартире. Причем, когда судья осведомился о фамилии-имени свидетеля, ни Веселнов, ни его поверенная не смогли ответить. Пришлось им выйти из зала и спросить.
К мирному решению стороны не пришли. К решению вопроса через суд оказались явно не готовы. Веселнов подал иск о выселении Ирины, которая сто лет как там не живет, Матенков только в суде смог ознакомиться с документами, по которым его практически лишили квартиры, а сам иск ему вручили лишь в зале суда. У него нет даже завещания покойной бабушки – оно осталось в архиве исчезнувшего нотариуса. Придется выправлять копию у того нотариуса, который его оформлял.
Заседание назначено на ноябрь. Сейчас подано уже два заявления о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества – в ОБЭП и в прокуратуру.
– По заявлению в ОБЭП пока уголовное дело не возбуждено, – говорит Сергей. – Понять можно, – вдруг я действительно выдал доверенность, продал квартиру, а теперь пытаюсь обмануть кристально честных людей!
Прояснить ситуацию могли бы господин Веселнов и его адвокат. Но они разговаривать с корреспондентом «КР» отказались.
Итак, будем ждать судебного вердикта. И не будем наивными – рассмотрение дела в суде может затянуться. Но рано или поздно истина вскроется – возможно, в исчезнувшем архиве «государева человека» Елены И.
Мы попросили прокомментировать ситуацию юриста Михаила Коваленко.
– Раньше такая махинация была невозможна – говорит Михаил Ефимович. – Было время, когда в случае похищения имущества суд отменял все сделки, сколько бы их ни было – так называемая двусторонняя реституция. Однако 21 апреля 2003 года Конституционный суд принял постановление № 6-П.
Согласно этому постановлению, бывший собственник не может потребовать признания всех сделок недействительными. Он может только подать иск на возврат имущества из незаконного владения. Для этого необходимы два условия: чтобы у обворованного было зарегистрировано право собственности и чтобы лишение его имущества произошло помимо воли. Такое бывает не всегда: есть масса людей, которые владеют недвижимым имуществом, но чьи права не зарегистрированы. Эти люди в случае утери имущества не могут более себя защитить.
Однако могло быть и хуже. Не так давно обсуждался проект закона, согласно которому регистрация прав на имущество признавалось неоспоримым и неотменяемым актом. Это положение не было принято, и я рад, что сыграл в этом некоторую роль. В этом случае жуликам было бы достаточно сделать фальшивую доверенность, дать взятку кому надо, – и дело сделано!