Живые платят за мертвых, когда не хотят ссориться с РЭУ
В этом году исполнилось ровно 160 лет с момента выхода бессмертной поэмы Гоголя «Мертвые души». Казалось бы, описанная в ней история должна кануть в Лету. Но и спустя более полутора веков «мертвые души» до сих пор востребованы. А в роли коллективного Чичикова выступила бухгалтерия одного московского РЭУ. О том, как можно заработать на мертвецах, мы сегодня и расскажем.Супруги Сергей Петрович и Светлана Трофимовна Мерзликины всю молодость провели в коммуналке. Конечно, мечтали о своей квартире, но не ждали доброго дядю, который придет и решит все их проблемы. Упорно работали, копили деньги, искали варианты и, наконец, им удалось переехать из коммуналки в приличную отдельную квартиру. Сделку проводили через солидную риэлторскую фирму, и потому спали спокойно.
Объяснять ли вам, дорогие друзья, какое счастье – свое жилье! Но длилось оно недолго – всего лишь три года. А на четвертый… к ним, можно сказать, в дверь постучался костлявой рукой покойничек.
Вернее, эта рука принадлежала РЭУ. В мае 2001 года они получили новую квитанцию по квартплате, а в ней сумма платежей возросла, и намного. Казалось бы, что уж тут такого – жизнь дорожает, растут цены и на коммунальные услуги. Но не сумма, проставленная в квитанции, возмутила Мерзликиных. Бездетные (и увы, успевшие осиротеть) супруги узрели в расчетной книжке, что в их квартире проживают не двое, а трое.
Как вы понимаете, «быть третьим» супруги никого не приглашали. И не на шутку испугались. Люди они грамотные, газеты читали, сами долго занимались своей квартирой и знали, что «третьи лица», то есть люди, которые некогда в квартире обитали, потом куда-то испарялись (бывало и в тюрьме сидели), а затем вдруг объявлялись. И, конечно, начинали «качать права».
На следующий день после обнаружения «третьего лишнего» Сергей Петрович и Светлана Трофимовна на хорошей спринтерской скорости побежали в РЭУ. Отстояв, как водится, в очереди, предстали пред светлые очи бухгалтерской тетеньки.
Ее физиономия не предвещала ничего хорошего. Поджав и без того тонкие губы, муниципальная труженица без интереса слушала Мерзликиных. Они же пытались объяснять ей, что в квартире появился третий жилец, которого они и знать не знают. Но появился он не физически, а, так сказать, виртуально – только на бумаге.
Служительница цифр была не в настроении, вникать в суть не стала, не посочувствовала хотя бы, а наоборот, пошла в атаку на супругов. Это вы, сказала, вы – Мерзликины тайно прописали к себе какую-то темную личность, теперь не желаете за нее платить. От робких попыток объяснений, предпринятых Сергеем Петровичем, тетенька только разошлась. Покупаете, кричит, квартиры через разные фирмы, а потом и всплывают неизвестные третьи лица. «Платите, или мы на вас подадим в суд, и из доходов ваших будем вычитать!» – резюмировала работница бухгалтерии и пригласила следующего посетителя.
Шокированные Мерзликины собрались идти жаловаться к начальнице, но стоять в следующей очереди в высокий кабинет сил не было. И решили сходить сперва на фирму и разобраться. А вдруг там что-то напутали…
На следующий день они беседовали с юристом фирмы. Та подняла документы. Действительно, в расширенной выписке обнаружился некто Майоров Виктор Евгеньевич. Но он умер в 1991 году, а квартира была куплена в 1997 году. «Для вас он умер, а для работников РЭУ он живой. И они хотят получать с него плату за коммунальные услуги», – невесело пошутил Сергей Петрович. Юрист попыталась успокоить супругов и посоветовала обратиться к начальнику РЭУ и объяснить, что произошла ошибка. А чтобы объяснения звучали убедительнее, она дала супругам копию расширенной выписки.
Начальник РЭУ мрачно выслушала супругов и попросила принести выписку из домовой книги. Мерзликины отправились за выпиской к паспортистке. Осторожно поинтересовались у нее, как мог появиться у них в квартире совершенно незнакомый и абсолютно мертвый человек. Девушка махнула рукой и посоветовала обратиться в паспортный стол отделения милиции. Начальница РЭУ, сверив две выписки, задумалась. А затем… тоже направила супругов в милицию.
Начальник милицейского паспортного стола в свою очередь, вникнув в страшную историю, выдал: «А я-то тут при чем? Не я вам вписывал Майорова. Правда, его фамилия стоит под знаком вопроса. Может он есть, а может его и нет. К сожалению, ничем помочь не могу. Я не могу его убрать из компьютера. А сходите вы лучше в Центральный объединенный архив».
И пошли Мерзликины в архив. Но там им сказали, что никакими сведениями о Майорове не располагают. Получался замкнутый круг, по которому они в целом ходили несколько месяцев, но ситуация не менялась. Никто не хотел исключать ужасного мертвеца Майорова из состава здравствующих жильцов квартиры № 53. А раз не исключали, то, следовательно, требовали с него квартплату. И Мерзликины платили. Не хотели они ссориться с РЭУ, да и, как жители старой советской закваски, побаивались чиновников.
Эпопея длилась больше года. Отчаявшиеся супруги написали письмо президенту. Из президентских структур письма спустили в низы. Наконец настал день, когда Сергея Петровича и Светлану Трофимовну пригласили в бухгалтерию РЭУ. И сказали, что третья фамилия в лицевом счете появилась по ошибке, извинились иѕ пообещали сделать перерасчет.
Как мне поведали супруги Мерзликины (их фамилия, как и фамилия покойника, изменены), они в таких скитаниях не одиноки. Мыкаясь по инстанциям, им приходилось встречаться с людьми, которые тоже по несколько месяцев возились с мертвыми душами.
Простая логика требует ответа на вопрос: а случайно ли попал Майоров в квартиру Мерзликиных? Думаю, нет. Как вы знаете, в Москве многие нерадивые граждане годами не платят за квартиры. Кто должен покрывать убытки? И где взять деньги? Вот, по всей видимости, бухгалтерско-паспортистские умы и изобрели оригинальный способ покрытия долгов по квартплате. Это всего лишь догадка. Но боюсь, что она очень близка к истине.
Поэтому, дорогие читатели, если вы или ваши знакомые попадали в подобную ситуацию, напишите нам о том, какие способы выкачивания денег с добропорядочных квартиросъемщиков придумывают наши славные коммунальщики.